В этой статье:
Что такое хамство
Давайте сначала разберемся с тем, что подразумевается под словом “хамить”. Оно означает: вести себя некультурно, невежливо, говоря грубости и совершая наглые поступки. То есть имеются в виду не только слова, но и действия человека. Нет какого-то определенного возраста, когда дети начинают хамить, иногда такой период может наступить в жизни маленького ребенка, но чаще к грубому поведению склонны все-таки подростки. В качестве примеров хамского поведения можно привести следующие ситуации:
- Подросток использует грубые слова в разговоре. Они не обязательно ругательные - например, раздраженное "отстань от меня" в ответ на родительскую просьбу или вопрос.
- Подросток оскорбляет взрослого. Слова могут быть разными: от ""вы плохой учитель/родители" до более крепких выражений.
- Ребенок обесценивает действия взрослых - их помощь, беспокойство, подарки, советы и т.д. Могут звучать фразы "я и без вас справлюсь", "вы все портите", "вас об этом не просили" и т.д.
- Демонстративно нарушает установленные правила поведения. Например, в школу, где обязательна школьная форма, он приходит в вызывающей одежде, на замечания педагогов отвечает: "А что вы мне сделаете?"
Такое поведение не только обижает взрослых, но и мешает самому подростку социализироваться в школе, адаптироваться к школьному коллективу.
Хамство и отстаивание границ: в чем разница
Некоторые родители испытывают соблазн назвать хамством любое проявление непослушание, однако это большая ошибка. Люди могут не соглашаться друг с другом, могут отклонять просьбы и не следовать советам, при этом искренне уважая друг друга. Не стоит требовать от подростка безоговорочного подчинения - это путь к формированию ведомого поведения и отсутствию собственного мнения. Человеку необходимо учиться защищать личные границы. В чем же разница между хамством и защитой интересов?
- Границы выстраиваются твердо, но вежливо и уважительно. То есть человек не будет грубить, кричать или другими способами пытаться обидеть собеседника.
- Выстраивая собственные границы, человек уважает личные границы другого. Он не будет ссориться с собеседником или вынуждать его терпеть неудобства.
Представим ситуацию: педагог попросил ученика принять участие в работе над проектом, а тот не может (или не хочет) этого делать и отказывается.
"Извините, пожалуйста, к сожалению, я не могу работать над этим проектом, у меня сейчас в приоритете подготовка к экзаменам" - это вежливая защита границ.
"Мне ваш проект не нужен, отстаньте, пусть работают другие" - это хамство.
Ребенок хамит учителям в школе, а дома с близкими все в порядке
Учителя могут жаловаться, что совсем невозможно общаться с ребенком, что он постоянно не хочет делать то, что говорит учитель, отвечает грубо и демонстрирует неуважение ко взрослым в школе. При этом родители удивляются: дома же все хорошо, ребенок - шелковый. Почему так?
Причины
- У ребенка нет контакта с учителями. Бывает так, что ребенок не научился выстраивать отношения со взрослыми людьми, и если родители еще могут найти к нему подход, то учителя для него - не авторитет.
- У ребенка негативное отношение к школе и обучению в целом. Ему не нравится сам процесс, и это выплескивается на людей, который в нем участвуют - педагогов, завучей и т.д.
- У ребенка конфликт с конкретным учителем. В этом случае жалобы будут поступать только от него, другие педагоги могут не иметь претензий.
- Родители негативно отзываются об учителях ребенка. Ребенок же просто копирует их модель поведения, считая ее нормальной, раз мама и папа могут позволить себе такое.
Чтобы разобраться нужно понять, насколько ребенку нравится в школе, и на сколько ценности школы соответствуют вашим и вашему ребенку.
Что значит дома все в порядке? Он послушный, все делает. Возможно, этот порядок можно обеспечить строгим отношением. То есть ребенку нельзя ошибаться, делать что-то долго или быстро, он постоянно делает что-то “не так” (по мнению родителей) и страдает от того, что старается быть хорошим для родителей. Он хочет, чтобы они его ценили и принимали. Но достигнуть этой цели часто нереально, так как никто не может быть идеальным и всегда будут появляться новые требования, а может и лишения и наказания (хотя на первый взгляд они такими не кажутся). Фразы, которые мы часто слышим: “Пока уроки не сделаешь, телефон не получишь” “Пока 5 не принесешь, не подходи ко мне”, “Какой ты растяпа, даже этого поручить тебе нельзя!” Ребенку, как бы он не пытался, не удается оправдать ожиданий. Он старается, старается, а ничего не происходит.
Поэтому когда ребенок попадает в школу, и чувствует, что здесь у него есть какая-то свобода в отношении взрослых, он понимает, что в школе его лишить ничего не могут, особенно если он хорошо учится. А снижать оценку за то, что он нахамил “не имеют права”. Тем более, если он знает урок на отлично. В данном случае ребенок чувствует свою власть, которой ему сложно управлять, и начинает выходить за границы разумного. И это нездоровая ситуация, так как из-за хамства у него не складываются отношения с учителями, его одноклассники могут общаться с ним, но дружить вряд ли кто захочет с тем, кто в любой момент может нагрубить, унизить, сделать что-то неприятное.
Как решить проблему
- Важно с учителями говорить из партнерских отношений с уважением. Если это жалоба от одного учителя, который может как-то пока не справляться, - это одна ситуация, которая может решиться разговором с этим учителем, ребенком и родителем. Во время этого разговора произойдет какая-то договоренность. Другая история, если коллектив учителей говорит о том, что ребенок хамит. Родителю стоит прислушаться к их мнению, принять, что есть какая-то системная проблема. Следует поговорить с учителями, спросить, как они видят решение проблемы, какие у них есть предположения, почему это происходит. Важно просить их помощи, как профессионалов. Когда учителя видят, что родитель готов открыто слушать, то искренне будут хотеть помочь.
- Далее следует подумать про свою систему воспитания, не пережимаете ли вы ребенка, конечно из любви, хочется, чтобы чтобы у него все получалось, чтобы у него была лучшая жизнь. Но часто происходит, что ребенку трудно, там где нам, взрослым, даже не приходит мысли, что у него может что-то не получаться или возникать какая-то проблема. Если вы узнали, хоть чуть-чуть себя, то не стоит прямо сейчас идти и спрашивать его, где тебе трудно, почему ты так себя ведешь там, мы что-то не так делаем.
- Присмотритесь, постарайтесь понаблюдать со стороны за тем, как выстроены процессы у вас дома. Постарайтесь быть внимательным и действительно увидеть ребенка. Помогут небольшие шаги, вопросы: Как тебе с этим? что бы тебе помогло? я могу тебе как-то помочь? Как думаешь, почему тебе сложно? Как можно сделать легче? Как только ребенок поймет, что вы его слышите и готовы принимать, его промахи, то для него станет безопасно говорить правду. Например о том, что он что-то не может, что ему сложно, что у него не получается. К сожалению большая вероятность, что это может произойти совсем не сразу, ему нужно поверить вам, ведь до этого было по-другому! Ведь нам взрослым тоже так часто сложно ошибаться и признавать это!
Когда вы будете понимать в чем у ребенка проблема, ее намного быстрее можно будет решить. Будьте опорой для вашего любимого сына или дочери. Что может быть важнее ваших отношений с одним из самых ваших близких людей?
Дома с ним сложно справиться, а на людях он ведет себя нормально.
Если так произошло, то трудности появляются от того, каким способом родитель выбирает реагировать на проблему.
Первый вариант - это не обращать внимание на изменения, которые произошли в поведении ребенка. Родители могут идти на поводу у ребенка, не давать никакой обратной связи, надеясь, что это пройдет.
Второй вариант, наоборот, предполагает действовать с позиции сильного родителя, который будет подавлять ребенка. Например, делать запреты, ограничивать в чем-то, ругать.
Возникает вопрос: Как же тогда себя вести?
Понять, как ребенок себя чувствует, что с ним происходит сейчас.
У любого поведения есть причины, поэтому можно использовать советы из предыдущего пункта и попробовать узнать о том, как ребенок себя чувствует, какие сложности у него возникают, с чем вы как родитель его можете поддержать.
Отстаивайте свои границы и уважайте границы ребенка.
Есть ваши границы, и вы не позволяете с собой так общаться. Если вам сложно в моменте это сделать, то дождитесь, когда вы будете в спокойном настроении, и скажите ребенку вежливо, что вы чувствуете, когда так происходит. Например, “ Я огорчаюсь, когды ты используешь такие слова при общении со мной” “ Мне неприятно, что ты так относишься к вещам, которые я тебе купил/а” “Прошу тебя так больше не делать. Ты сможешь справиться? Если нет, то как я тебе могу помочь с этим?”. Если ребенок портит какие-то свои или ваши вещи умышленно, то вы можете опять же спокойным тоном объяснить последствия этого поступка. Если ты будешь резать ножницами футболку, то тебе не в чем будет ходить на физкультуру” Если ты снова кинешь свой телефон на пол и экран разобьется, то я смогу тебе купить новый только на новый год, и тебе придется ходить с таким.
Важно: если при этом вы будете нарушать границы ребенка, игнорировать его просьбы и пожелания, скорее всего, диалога не получится - он будет пропускать ваши слова мимо ушей. Уважение в семье должно быть взаимным.
Будьте последовательны.
Это поможет ребенку чувствовать себя дома безопасно. Подростки часто проверяют границы дозволенного: что мне можно, а что нет? Если я поступлю так, что мне за это будет? И ваша задача, как взрослого, напоминать ребенку о правилах, которые приняты у вас в семье. Сразу реагировать, если они нарушаются. Обсудить с супругом или супругой, что влечет за собой их нарушение. Быть вместе последовательными. Помните, что ребенок должен знать об этих правилах. Идеально, но не всегда просто, отказаться от слова наказание и заменить его на последствие. Важно, чтобы последствия не были связаны с физическим насилием, чтобы последствие было понятно. Чтобы ребенок не чувствовал себя виноватым и не думал, что с ним что-то не так, разделяйте поступок и его, как личность. Он или она продолжают оставаться вашим любимым сыном или дочерью, но так произошло, и нужно нести ответственность за свои действия, вы рядом и готовы помочь, но последствия будут.
Помните о том, что ребенку сложно контролировать себя, ему хочется всего и сразу, чтобы все было так, как он хочет. К тому же нельзя забывать про физиологические изменения, ведь его организм меняется, растет. К сожалению, роль родителя помочь ребенку адаптироваться к миру, в котором, если ты хамишь и неуважительно относишься к другим, тебе будет сложно выстроить доверительные отношения с людьми, а от отношений зависит почти все в нашей жизни. Люди предлагают нам новые возможности (поучаствовать в проекте, интересную работу) , помогают нам, поддерживают. Поэтому давайте вкладывать силы во взаимоотношения с детьми, чтобы помогать им быть успешными в будущем.