Что делать, если дети ругаются матом?

20.02.2024
Елизавета Дмитриева
Учительница, классная руководительница

Часто оказывается, что в детском коллективе в какой-то момент становится “классно” ругаться матом, и в школе все чаще и чаще на переменах, проходя по коридору, можно услышать не самые приятные для взрослого уха слова. Иногда просто находясь в классе как учитель , можно быть свидетелем беседы, которая при твоем взгляде на ребят заканчивается словами «ой, извините, я забыл, что вы здесь». В этой статье я предлагаю нам разобраться, почему так происходит и почти все дети в какой-то момент начинает ругаться матом и мы как взрослые не всегда можем повлиять на это.

В каком возрасте дети начинают ругаться матом и причины этого? 


Дети до 5-7 лет. 


Они приносят мат из садика, с улицы, от детей друзей родителей и не всегда понимают значения этих слов, но чувствуют и видят реакцию на эти слова. В большинстве случаев для малыша матерное слово - это просто слово. Если он его услышит, он может использовать его как и любое другое - просто в качестве эксперимента.

По какой-то причине взрослый начинает вдруг смущаться, краснеть или как-то сильно эмоционально реагировать, ругать, что так нельзя говорить, запрещать слова. Этим он подогревает интерес ребенка к непонятной и "запретной" лексике.

Иногда это желание подражать более взрослым детям, братьям или сестрам, которые тоже как-то необычно реагируют, когда малыш повторяет эти слова, смеются комичности, что такой маленький говорит такие слова или говорят “тсс, ты ничего не слышал".

Бывает, что какой-то член семьи забылся и случайно сказал матерное слово. Другие родственники говорят ему “Только не при ребенке”. В этом случае мат преподносится как особый язык "для взрослых", и ребенок хочет научиться его использовать.


Дети младшего школьного возраста 7-12 лет


Причины могут быть и те, которые описаны в предыдущем возрасте. В жизни детей появляется большое количество новых ребят, зачастую старшего возраста, и встреча с ними неминуема в школе, это может произойти на перемене, в туалете, в столовой, в раздевалке. Дети, учащиеся в начальной школе, взаимодействуя со старшеклассникам, слышат от них обсценную лексику. Если эти слова не были им знакомы, то младшеклассники пробуют повторить их и замечают реакцию старшеклассников, которые обычно смеются или наоборот дают обратную связь, подбадривая или поощряя, и ребенок чувствует, что становится своим среди этих старших ребят. Они его принимают. Мат в такой среде - показатель "взрослости".


Подростки 13-18 лет


Хочется написать, что с этим возрастом все понятно, так как подростки уже понимают, какой смысл у этих слов, когда их можно использовать, когда нельзя. Одной из причин может быть желание скрыть свои эмоции, свои чувства, говоря матерные слова ты выглядишь более независимым. Другим кажется, что тебе все равно, что ты все понимаешь в этой жизни. За этим очень удобно прятаться. Опрос подростков этого возраста показал, что они осознанно используют нецензурные слова в самых разных целях:

  • чтобы выразить эмоции
  • приукрасить шутку или историю 
  • когда им не хватает словарного запаса.


Обсуждение с ребенком этой темы: зачем и почему люди ругаются матом? 


Как показывает опыт нашей жизни, о любых возникающих проблемах и о том, что нам не нравится в поведении другого человека, справиться быстрее всего можно одним способом - это честный и открытый разговор. С детьми все то же самое, они хотят понимать, почему родители так относят к теме использования мата в речи. Ведь, с другой стороны, многие взрослые его используют. 


Подросток ругается при вас или при других взрослых людях, проверяя границы дозволенного в том числе, задавая миру вопрос “ До какого края я могу дойти?


И для родителя важно обозначить эту границу, так как у подростка практически нет ресурсов самому выстраивать осознанные рамки своего поведения.


Вспомните себя в детском возрасте, ругались ли вы матом? Вспомните, разговаривали ли ваши родители с вами на эту темы. Если да, то как они это делали, как вы себя чувствовали при этом? А что должен чувствовать ваш ребенок? Повлияли ли эти разговоры на ваше дальнейшее поведение? Если нет, то какие слова могли бы повлиять? Такой самоанализ поможет подобрать нужные слова.


Главный способ обсуждения любой темы - договариваться и объяснять другому человеку свою позицию. Мы не можем никого заставить, не испортив при этом отношения, но мы можем убедить. Например, просьбу не ругаться матом нужно пояснить: что у вас дома так не принято, вы не ругаетесь, и вам неприятно это слышать, для вас важно говорить на красивом русском языке. 


Например, представим ситуацию: подросток 13-14 лет с папой проходит во дворе мимо ребят, которые очень громко разговаривают матом друг с другом. Как поступить родителю? Он может пристыдить старших ребят или запретить своему ребенку повторять такие слова, однако, скорее всего, это вызовет обратный эффект. Или папа может спокойно сказать: "Ругаться матом в обществе недопустимо. Конечно, иногда ты можешь говорить такие слова с друзьями, со сверстниками, но у нас дома нельзя это делать". Может показаться, что такое "разрешение" позволит подростку себя не ограничивать, однако это не совсем так. Во-первых, ограничение все-таки есть - нельзя ругаться в обществе и при взрослых. Во-вторых, в компании друзей подросток, если захочет, будет использовать матерные слова в любом случае, а кроме того, у него появится соблазн делать это "назло".


Бывает такая ситуация, что родители сами ругаются матом, не так часто, но они себе это могут позволить. Конечно, для маленького ребенка - это возможность быть как родитель, то есть "как взрослый", а для ребенка младшего подросткового возраста или подростка - это повод сказать о том, что “Почему вам можно, а мне нельзя?”. Конечно, вы можете сказать ему, что для вас это имеет какую-то необходимость в данной ситуации, и что вы как взрослый в семье устанавливаете правила, но, к сожалению, в таком случае ребенок бессознательно перенимает привычки родителей, копирует их поведение, и он тоже может это делать. Если мы хотим чему-то научить ребенка, то мы сами должны требовать это от самих себя. Согласитесь, сложно поверить человеку, который говорит о важности спорта или правильного питания, но вы знаете, что в спортзале он ни разу не был.

Если вы совсем не приемлете использование ненормативной лексики, то вы можете в спокойной обстановке от первого лица высказать свою позицию ребенку, что мат - это не показатель крутости для вас, что важнее уметь доносить свои мысли и уметь украшать свою речь различными оборотами, синонимами. Эти методы делают человека приятным собеседником, и с ним хочется иметь дело, потому что с ним интересно.


Как реагировать на мат в моменте?


Все, что было описано выше, важно учитывать, когда вы разговариваете с ребенком об использовании мата не сразу после того, как он это сделал, а увидев, как это делают другие дети, увидев сцену в фильме или проходя мимо взрослых, которые ругаются. То есть ситуация в которой есть мат, но вы только являетесь наблюдателями этой истории. В моменте важно не кричать, не упрекать, не заставлять сразу замолчать. Есть несколько вариантов. 


  1. Можно спокойным тоном напомнить правила, что в вашей семье не принято ругаться матом
  2. Спросить, опять же максимально нейтрально, почему ты сейчас сказал это слово? Здесь есть возможность выйти на осмысленный разговор с ребенком, зачем нужен мат и почему его используют.
  3. Сказать, что вам неприятно, и вы бы не хотели, чтобы он или она ругались матом при вас и при других взрослых или детях в семье.


Важно: старайтесь не давать бурную реакцию. Этим вы покажете, что матерные слова какие-то "особенные", заслуживающие внимания, а потому интересные.


Могут ли отстранить от занятий или исключить из школы за мат?


Отчислить ребенка из школы можно по очень ограниченному ряду причин, и сквернословие в него точно не входит. А такой меры как отстранение от занятий в российской образовательной системе не существует. Однако 2014-го года нецензурная брань считается мелким правонарушением, за которое следует административная ответственность, причем не имеет значения, произошло это правонарушение в школе или в другом общественном месте. Конечно, устанавливать меру ответственности за правонарушение школа не может, однако в компетенции администрации:


  • написать замечание в дневник и уведомить родителей об инциденте
  • провести с ребенком и родителями воспитательную беседу
  • поставить на учет в КДН.


Стоит отметить, что на учет за нецензурную брань ставят только в крайнем случае - если ребенок регулярно оскорбляет учителей и одноклассников, это неизбежно приводит к конфликтам, при этом никакие более мягкие меры не подействовали. Однако если на подростка в КДН поступила подобная жалоба, то, вполне вероятно, родителям придется заплатить штраф.


Как снизить интерес ребенка к матерной лексике


Подростки не будут делать то, что не вызывает у них интерес. Поэтому, чтобы добиться изменений в поведении подростка, в первую очередь необходимо привить другое отношение к матерным словам.


  1. Следите за собой. Ребенок в своем поведении берет пример со взрослых, а первые значимые взрослые - это родители. Необходимо следовать правилам, которые вы сами устанавливаете.
  2. Не реагируйте слишком бурно. Для детей и младших подростков это будет показателем особенности и значимости матерных слов, а для более старших ребят сигналом - "если я так сделаю, я буду выглядеть круче, меня зауважают".
  3. Четко проговорите правило: ругаться в общественных местах и дома категорически недопустимо.


Не заострять на этом особое внимание, а просто поговорить об этом поможет ребенку не бояться этой темы, поможет понять, что вы готовы принимать его любым, но в ваших руках объяснить ему, когда что-то приемлемо делать , а когда нет.

Листайте также
№1
05.06.2023
Комендантский час: закон и семейные правила
№1
25.05.2023
За что ребенка могут поставить на учет и что с этим делать