Золотая медаль в школе: условия получения, льготы и конфликтные ситуации

золотая медаль
поступление
25.04.2021
Анна Колодина
Редактор образовательного портала MAXIMUM EDUCATION

В этой статье:

Мечта любого родителя: ребенок одиннадцать лет прилежно учится, заканчивает школу со всеми пятерками и на выпускном в красивом костюме выходит за золотой медалью. Многие подростки не менее амбициозны, чем их родители, и ради красного аттестата тоже готовы ходить к репетиторам, до ночи сидеть над учебниками, чтобы писать все контрольные на пятерки. Тем не менее, далеко не всем желающим удается получить заветную награду “За успехи в учении”. В статье разбираемся, зачем на самом деле нужна золотая медаль, как ее получить и какие конфликтные ситуации при этом могут возникнуть в школе.


Как получить золотую медаль и красный аттестат в школе


Аттестат - это документ, выдаваемый по окончании обучения. Он свидетельствует об успешном освоении школьной программы. Некоторым выпускникам вручают так называемые красные аттестаты, или по-другому - аттестаты с отличием - документы, не просто подтверждающие завершение образования, но свидетельствующие о том, что выпускник проявил особое старание в учебе и отличился, то есть окончил школу отлично. 


Вместе с красным аттестатом вручается и золотая медаль - главная награда школьников. Многие выпускники и их родители считают, что единственное условие получения этой награды - отличные отметки по всем предметам. Это, конечно, важный фактор, однако не единственный. 


Чтобы окончить школу с золотой медалью, необходимо:


  • получить за ЕГЭ по русскому языку 70+ баллов;
  • написать ЕГЭ по базовой математике на оценку «5» или сдать ЕГЭ по профильной математике на 70+ баллов;
  • получить «зачет» по итоговому сочинению - без него к ЕГЭ просто не допустят, а значит, и красного аттестата не будет;
  • и, конечно, по всем предметам получить итоговые оценки «5». 

 

Важно: чтобы получить красный аттестат, нужный балл ЕГЭ необходимо получить с первого раза.

 

 

Какие оценки идут в аттестат

 

Чтобы оценить шансы получения золотой медали, необходимо рассчитать итоговую оценку, которая пойдет в аттестат. Некоторые ошибочно предполагают, что это годовая оценка за одиннадцатый класс. Однако все не так просто. Для того, чтобы иметь красный аттестат, придется стараться на протяжении всего обучения в старшей школе, так как рассчитывается среднее арифметическое четвертных оценок за десятый и одиннадцатый классы. Если по результатам обучения получается спорная оценка, то итог выводится по правилам по правилам математического округления: например, если средний балл 4,4, то в аттестат пойдет четверка и золотой медали не будет; если же 4,5 и выше - то в итоге выставится отличная оценка.

 

Иногда выпускники боятся сдавать ЕГЭ по выбору, потому что переживают, что из-за низкого балла им снизят итоговую оценку, что также повлияет на получение золотой медали. На самом деле, как уже было сказано выше, кроме результатов по русскому языку и базовой математики, на аттестат никакие баллы ЕГЭ не влияют: при выставлении итоговой оценки они не учитываются.

 

Что дает золотая медаль и красный аттестат при поступлении в вуз

 

Некоторые выпускники и родители рассчитывают, что с золотой медалью абитуриенты смогут поступить в вуз без экзаменов. Это, конечно, не так, тем не менее, определенные бонусы красный аттестат все же дает:

 

  • несколько баллов в +к ЕГЭ в большинстве вузов. Например, +5 в Сеченовке, +10 в Пироговке;
  • повышенную стипендию в первом семестре во многих вузах;
  • скидки на обучение в некоторых вузах.

 

Хотя лишние пять-десять баллов могут показаться несущественными, на самом деле, когда речь идет о рейтинговых списках, даже один балл может повлиять на картину поступления.

 

Золотая медаль в школе и возможные конфликты

 

Поскольку медали не выдают кому попало, отличникам бывает очень непросто. Как правило, медалистами движет чувство повышенной ответственности и перед собой, и перед родителями, и перед школой. Об этом мы сейчас и поговорим.

 

Ситуация 1. Будущий медалист испытывает стресс 

 

В психологии есть такое понятие — синдром отличника. Как можно догадаться, оно описывает модель поведения людей, слишком ответственно подходящих ко всему, что они делают — всё или ничего!  

 

Почему это проблема? Потому что отличники живут в постоянном напряжении, они боятся быть неидеальными и совсем не умеют ошибаться и проигрывать. А в жизни случается всякое. Самое неприятное, что отличником можно продолжать быть и после школы. И если не отучить ребёнка от перфекционизма, то потом это будет сделать ещё сложнее. 

 

Как быть: можно начать с разговора о том, зачем именно ребёнок хочет получить золотую медаль: 

 

  • Чтобы поступить в вуз? Но медаль не даёт так много преимуществ, поэтому иногда важнее потратить время на подготовку к ЕГЭ, а не на исправление «четвёрок» на «пятёрки».  
  • Чтобы не подвести свою школу? Прожить жизнь, никого не разочаровав, всё равно не получится, а если всегда следовать чужим желаниям, то на свои (например, поступление в вуз) может не остаться времени.  
  • Чтобы родители не перестали любить? А родители и не перестанут! Донесите эту мысль до своих детей: они действительно могут не осознавать, что родители примут их любыми. 

 

Помните, что отличники иногда загоняют себя настолько, что это начинает отрицательно сказываться на их здоровье — как ментальном, так и физическом. И если на почве стресса у ребёнка пропадает аппетит, резко меняется настроение или вы просто «не узнаете своего ребёнка», то не лишним будет проконсультироваться с психологом. Так можно будет предотвратить более серьёзные проблемы. 

 



 

Ситуация 2. Аттестат с отличием приводит к конфликтам в семье 

 

Иногда случается и так, что родители переживают за оценки больше самого ребёнка. И причин может быть несколько: 

  • Тот самый синдром отличника, проявляющийся уже у взрослого («У нас идеальная семья, в которой все должны добиваться максимума»); 
  • Нереализованные детские планы («У меня не получилось быть отличником — пусть ребёнок будет»); 
  • Ощущение, что медаль обеспечит беспроблемное поступление в вуз («В наше время все медалисты поступали»). 

Как быть: если хотя бы один пункт отзывается в вас — подумайте над своими приоритетами. 

 

Ситуация 3. Конфликтные ситуации в школе вокруг золотой медали 

 

Школам выгодно, когда у них учатся медалисты, поэтому учителя — а иногда и завучи — зачастую слишком внимательно следят за оценками учеников, идущих на медали, и всячески давят на них. 

 

Как быть: если вы чувствуете, что тревожность у ребёнка появляется именно после поучительных бесед в школе, есть смысл поговорить с классным руководителем и расставить границы. Аккуратно донесите мысль, что ваша семья самостоятельно разберётся в том, что важнее — школьные оценки или подготовка к ЕГЭ и поступлению. Не лишним в этой ситуации будет ввести в курс дела и ребёнка. 

  

А общий совет для решения конфликтов на почве медали такой: будьте готовы к честному и конструктивному разговору — с ребёнком, учителями и даже самим собой. Без этого вообще вряд ли получится что-то изменить.  

 

Безусловно, золотая медаль стоит того, чтобы вложиться в нее и получить дополнительные баллы при поступлении в вуз. Но любую пользу стоит соизмерять с тем, чем придется за нее заплатить. Если школа бережет ребенка, который на ЕГЭ получит достаточное количество баллов, чтобы не испортить показатели, то стоит постараться. Если же ребенка шантажируют тем, что золотую медаль после 11 класса не выдадут, - нужно принять совместное решение о том, стоит ли игра свеч.

 

Самое главное в образовании - не получение золотой медали или красного аттестата, а качественное освоение программы. Для наиболее эффективного получения знаний и учителю, и ученику, и родителям стоит сосредоточиться на разработке индивидуальной образовательной траектории - максимально комфортных условий для обучения конкретного подростка. 

 

 

Индивидуальная образовательная траектория позволяет:

 

  • мотивировать подростков к дальнейшему обучению;
  • поддерживать желание ученика самостоятельно искать информацию;
  • оказывать постоянную поддержку подростку со стороны педагогов;
  • расширить возможности обучения для подростков.

 

Именно благодаря этому создается максимально комфортная атмосфера для получения образования, в которой подросток сможет показать более высокие результаты, а следовательно и увеличить шансы на получение медали.


4811