В этой статье:
Светлана Смольнякова, директор издательства «Архипелаг» и ведущая подкаста «Книжный Архипелаг» делится советами, как развить навык смыслового чтения современным детям, которые окружены информацией, но часто не умеют её анализировать.
Что такое смысловое чтение
Смысловое чтение – это умение не просто прочитать текст, но и понять идею текста, извлечь нужную информацию, выделить главное, сделать выводы. Это ключевой навык, лежащий в основе функциональной грамотности.
Что умеет ребёнок с развитым навыком смыслового чтения:
- анализировать прочитанное,
- пересказывать своими словами,
- собирать воедино информацию из разных источников,
- использовать её для решения задач.
Смысловое чтение и школьные диагностики
Смысловое чтение напрямую влияет на успехи в обучении, да и в целом, на умение учиться и ориентироваться в современном информационном мире. А еще это то, что лежит в основе читательской, математической, финансовой грамотности, а в более широком смысле – в основе успешной адаптации к изменениям в жизни.
Читайте также: функциональная и читательская грамотность в школе – как проходят диагностики.
Ребёнок, которому не удалось успешно овладеть этим навыком, будет испытывать трудности во время выполнения учебных заданий, требующих быстрого анализа информации. Это почти любые задания контрольных, диагностик, ОГЭ и ЕГЭ.
На что обратить внимание при чтении с ребёнком
Задайте себе несколько вопросов:
- Может ли ребёнок пересказать текст своими словами?
- Понимает ли он главную идею текста?
- Умеет ли выделять ключевую информацию?
- Делает ли выводы из прочитанного?
- Понимает ли разные виды текстов, в том числе иллюстрации, графики или схемы?
Это основные критерии, на которые ориентируются в диагностике читательской грамотности (например, в заданиях PISA, МЦКО). Такие задания можно найти и в открытом доступе – на сайтах ФИПИ и МЦКО.
7 способов развить навык чтения у детей
1. Чтение вслух и обсуждение
Читайте с ребёнком и обсуждайте: «Почему герой так поступил? Как бы ты поступил на его месте? Что тебе показалось странным или неожиданным?»
Обсуждение помогает осмыслить текст, научиться высказывать своё мнение, слушать других.
Пример: Виктор Драгунский «Денискины рассказы» – сборник весёлых и поучительных историй из жизни мальчика Дениса. Эти или другие короткие смешные рассказы отлично подходят для совместного чтения и обсуждения.
Старайтесь задавать открытые вопросы, связанные с сюжетом книги: «Как ты думаешь, почему Дениска сначала решил выбросить кашу, а не отказаться её есть?» или «Как бы ты поступил на месте Дениски, если бы снова оказался в такой ситуации?».
2. Работа с непонятными словами
Если ребёнок во время чтения научится останавливаться и прояснять непонятные слова – глубина понимания текста сразу вырастет. Помочь разобраться в их значении могут словари, объяснения взрослого, иллюстрации, а также детские книги, объясняющие значение устойчивых выражений и пособия по русскому языку.
Пример: Игорь Шевчук «Крылатые выражения» – это сборник стихотворений, в котором собралось больше полусотни самых актуальных идиом русского языка, каждому из которых посвящено отдельное стихотворение.
После прочтения стихотворения, обсудите выражение, которое в нём используется, например, фразу «ни за какие коврижки».
Разберите, как она обыгрывается в сюжете, как эту ситуацию изобразил художник и предложите ребёнку придумать похожую ситуацию из жизни.
3. Игра «Что было бы, если бы…»
Фантазируйте по мотивам текста. Это помогает лучше понять сюжет и мотивы героев, развивает воображение.
Пример: Юлия Кузнецова «Дом П» – трогательная история о большой семье: папе, маме, непоседливых Вике и Тиночке, и бабушке Жене, которая кажется обычной пенсионеркой, но на самом деле хранит удивительные секреты.
После или во время прочтения задайте вопросы: «Что было бы, если бы семья узнала о боксёрских тренировках бабушки Жени с самого начала?» или «Как бы изменилась история, если бы боксёрская груша не вылетела в окно?».
4. Сравнение героев, ситуаций, книг
Спросите у ребёнка: «Чем этот герой похож на героя из другой книги? Кого он тебе напоминает?»
Это тренирует навык сопоставления, учит делать выводы.
Пример: Туве Янссон «Муми-тролли» – серия книг о жизни обитателей Муми-дола, где яркие персонажи попадают в необычные ситуации.
После прочтения поговорите о героях книги, сравнивайте. Например: «Чем Муми-тролль похож на Снусмумрика, а чем отличается от него? Давай перечислим их отличия».
5. Работа с таблицами, схемами и визуальной информацией
Функциональная грамотность – это не только работа с текстами, но и умение понимать схемы, карты, инфографику.
Для развития этого навыка подойдут книги и пособия с ребусами, кроссвордами и загадками, требующие работы с визуальными подсказками, или познавательные издания со схемами и диаграммами, а также научные комиксы.
Пример: Виктория Топоногова Цикл «Зайка-Читайка и Раечка» – захватывающая сказочная история с интересными загадками, кроссвордами и ребусами, которая поможет развить не только навыки чтения, но и аналитические способности.
При расшифровке ребусов обратите внимание ребёнка на то, каким образом зашифровываются слова: загадки-анаграммы, зрительные головоломки, логические цепочки.
6. Связь с личным опытом
Задавайте вопросы по типу: «А у тебя было такое? А как ты себя чувствовал в похожей ситуации?». Они помогают глубже прочувствовать текст.
Пример: Марина Тараненко «Давай вернём солнце!» – это сказка, которая поможет ребёнку лучше себя понять и научит идентифицировать эмоции и выпускать пар.
Поговорите с ребёнком, порассуждайте и попытайтесь вместе найти выход для героев, которые не знают, как справиться со своими эмоциями. Обратите внимание, как художник изобразил разные эмоции, какие цвета использовал, предложите ребенку самому подобрать цвета для эмоций, которые он испытывает в разных ситуациях. Проведите эмоциональные параллели: «Помнишь, как герой разозлился? А ты когда-то чувствовал что-то похожее?», «Что тебе помогает справиться с гневом?».
7. Внимание к деталям в тексте
Когда взрослый читает и комментирует, он помогает ребёнку следовать за текстом, замечать важные детали, языковые особенности и выразительные средства. Это делает чтение осмысленным процессом и объединяющим занятием.
Пример: Ганс Христиан Андерсен и его «Снежная королева» – классическое произведение, наполненное выразительными образами и символичными деталями.
Обсудите, как детали раскрывают характеры героев (например, поговорите о контрасте между холодным дворцом королевы и тёплым домом бабушки), проанализируйте образы: «Как ты думаешь, что означают розы в этой сказке?». Такой подход учит замечать детали, обращать внимание на символизм в произведениях и читать между строк.
Что мешает детям учиться читать и понимать
Помимо снижения мотивации и словарного запаса, можно выделить ещё ряд важных причин, связанных с повседневной жизнью ребёнка:
- Установка на «самородка»
Многие ждут, что ребёнок «сам проявит талант», но и речь, и мышление – это навыки, которые формируются через регулярную практику. Речь развивается, когда мы читаем, обсуждаем, пишем. Без систематической практики – не будет устойчивого результата.
- Отсутствие внимательного слушателя
Ребёнку нужен взрослый, который умеет слушать – не поправлять, не оценивать, а именно внимательно слушать и задавать вопросы. Это даёт детям опыт диалога и учит формулировать мысли.
- Досуг не связан с текстами
Надписи на табличках в музеях и зоопарках, инструкции к играм, путеводители, афиши – всё это тексты. И если ребёнок не взаимодействует с ними в повседневной жизни, он не видит в чтении смысла.
Надо искать ситуации, где чтение становится естественным спутником: в играх и поездках, на экскурсиях и во время обсуждение книги.
- Нет навыка самообучения
Умение учиться самостоятельно – один из главных навыков будущего. Чтение инструкции, повторение параграфа в учебнике, работа с конспектом – всё это требует смыслового чтения. И всему этому можно учить ребёнка с детства.
- Ограниченный круг общения
Обсуждение книг с ровесниками – сильнейший стимул к чтению. Книжные клубы, кружки, проектная работа – это та среда, где чтение наполняется эмоциями и становится интересным.
- Нет внеурочной деятельности
Когда у ребёнка нет возможности заниматься чем-то вне школы, он ограничен в способах проявления себя. Любой кружок, от театрального до радиотехники, развивает мышление, речь и интерес к новым знаниям.
- Нет примера в семье
Если ребёнок не видит, что взрослые читают, обсуждают книги и фильмы, интересуются мнением других членов семьи, он не будет считать это ценным.
Важно говорить вслух о прочитанном, делиться впечатлениями, обсуждать то, что понравилось, что удивило.
Помните, что развитие навыка смыслового чтения – это процесс, который можно начинать с любого произведения, секрет успеха лишь в системном подходе. Если сделать осмысленное чтение привычкой, то этот навык останется с ребёнком на всю жизнь и станет залогом успешной учебы в дальнейшем.