Читательский дневник: для чего нужен, как вести, ставят ли оценки

чтение
лето
16.06.2025
Юлия Некрасова
Специалист по образованию за рубежом и профориентолог

В этой статье:

Контрольные работы написаны, учебники сданы, годовые оценки получены — впереди три месяца летнего отдыха, общения с друзьями и долгих прогулок на свежем воздухе. Однако многие школьники отправляются на каникулы с длинным списком книг и заданиями для читательского дневника. Расскажем, зачем он нужен и какие произведения включают в перечень разные организации.


Можно ли задавать читать на лето


Нет, по закону «Об образовании», школьники имеют право на каникулы «для отдыха и иных социальных целей», а согласно постановлению Роспотребнадзора, такие перерывы проводят «с целью профилактики переутомления» учеников. 


Несмотря на это, многие учителя дают домашнее задание и список книг на лето. Главная цель педагогов в этом случае, чтобы дети не забыли пройденный материал, восполнили пробелы, познакомились с новыми произведениями и успешно подготовились к будущему учебному году. 


Можно ли ставить оценки за читательский дневник


Все подобные задания носят только рекомендательный характер. Родители и ребёнок самостоятельно решают, выполнять их или отдыхать все каникулы. Ставить оценки или наказывать за это не разрешается. 



Что такое читательский дневник


Читательский дневник — это специальная тетрадь, куда записывают главную информацию о прочитанных книгах, их содержание и свои впечатления. Обычно его ведут ученики младшей школы — не только летом, но и в течение учебного года для занятий по внеклассному чтению.


Что включают в дневник: 


  • Название книги и имя автора
  • Краткое содержание
  • Главные герои
  • Личное мнение
  • Цитаты или интересные моменты
  • Выводы и мораль


Зачем читательский дневник детям


  • Развивается память и концентрация


Когда ребёнок фиксирует в дневнике сюжет и описывает героев, он лучше запоминает прочитанное. Такой навык полезен не только на уроках литературы, но и на всех других предметах, где важно уметь концентрироваться на тексте. 


  • Формируется аналитическое мышление


Размышляя над поступками героев, ученик развивает способность видеть причинно-следственные связи, делать выводы и формулировать собственное мнение — полезные навыки для жизни в целом.


  • Улучшается письменная речь


Записывая свои мысли, школьник учится подбирать слова для выражения своих мыслей и логично выстраивать текст. Результат — более широкий словарный запас и развитые навыки письменной речи. 


  • Развивается самостоятельность и дисциплина


Если вести дневник систематически, ребёнок научится последовательно и внимательно работать с информацией. Кроме того, время на написание заметок не ограничивается школьным уроком, поэтому ученик развивает навык тайм-менеджмента и самодисциплины. 


  • Повышается интерес к чтению


Благодаря дневнику, чтение может превратиться из скучной обязанности в увлекательное занятие с реальным результатом. Особенно если учитель или родители хвалят за красиво оформленные и интересные записи.


Зачем читательский дневник учителям


  • Узнать, как дети понимают произведения


Записи в дневнике показывают, насколько ученик понял прочитанное, умеет ли он выделять главное, формулировать мысли, строить причинно-следственные связи. Это особенно полезно при работе с учениками разного уровня подготовки.


  • Подготовить к будущим сочинениям и экзаменам


Записывая свои впечатления, пересказы и простые рассуждения, дети учатся мыслить последовательно, высказывать своё мнение и работать с текстом. Эти навыки становятся хорошей базой для письменных работ в старших классах.


  • Чтобы все успеть


Кроме того, летом дети читают произведения, которые не успеют изучить в учебном году. Дети читают летом то, что не будут успевать в учебном году.


Читайте также: Можно ли вместо чтения книг просто смотреть экранизации?


Что учитель думает о читательском дневнике


«Когда я преподавала русский язык и литературу, времени на проверку читательского дневника не оставалось совсем. А у детей не было времени качественно его вести. Я понимала, что ученики просто списывают друг у друга и сдают одинаковый дневник в разных креативных вариациях. Но так они хотя бы поверхностно знакомились со списком героев и именами авторов — лучше, чем ничего. 


С переходом в другую школу я полностью отменила на своих уроках читательский дневник. Качество знаний у ребят не упало: они заранее читали перед уроком нужное произведение в хрестоматии, а перед тестом или проверочной перечитывали краткое содержание. Оценку за читательский дневник я никогда не ставила» — Анастасия, бывший учитель в московских школах. 


Тем не менее есть множество учителей, которые верят в важность письменных работ лето и стараются собирать их в течение сентября. Это тоже возможный формат работы.


Читайте также: Что делать, если подросток мало читает?


Лайфхаки по ведению читательского дневника


Если в школе нет строгих требований к формату, важно учитывать два фактора: интересно вести школьнику и удобно проверять учителю. Собрали рекомендации, как превратить заполнение читательского дневника в захватывающий процесс.


  • Использовать готовые дневники


Вести записи можно не только в обычной тетради. В книжных магазинах продают качественно иллюстрированные дневники с готовыми разделами под списки произведений, календарь чтения и записи впечатлений. Многие родители рекомендуют «Читательский дневник» Марты Райцес с увлекательными заданиями: составить кроссворд, нарисовать героев, приготовить блюдо из книги.


  • Добавить творчества


Можно предложить ребёнку создать авторский дневник: выбрать простую тетрадь или альбом для рисования и украсить на свой вкус. Для этого вдохновляющего процесса пригодятся наклейки, фломастеры, цветные ручки и бумага для аппликаций. В красивом оригинальном дневнике будет приятно писать и делиться впечатлениями.


  • Обсуждать книги с родителями


Разговор со взрослым поможет ребёнку понять свои эмоции и сделает его читательский опыт более ценным. Например, родители могут задавать такие вопросы: «Кто из героев тебе понравился больше всего и почему?», «Был ли момент, который тебя удивил или рассмешил?», «Что бы ты изменил в этой истории, если бы был автором?». А ещё это укрепляет связь между взрослыми и детьми. 


  • Дополнить записи интересными форматами


Нарисовать страничку героя в социальной сети, распечатать трекер чтения на месяц, создать «паспорт персонажа» и карту местности из книг, написать интервью действующих лиц, подумать над советами героям произведения — существует много способов посмотреть на книгу с новой стороны и увлечь ребёнка сюжетом.


  • Вести мини-дневники по жанрам


Вместо одного большого блокнота можно создать несколько мини-дневников или выделить отдельные разделы в одной тетради: например, «Сказки», «Приключения», «Фантастика», «Классика», «Современные истории». Такая система помогает ребёнку осознанно подходить к чтению: он начинает замечать особенности жанров, учится сравнивать книги одного типа, выделять, что ему нравится больше. Это развивает литературный вкус и расширяет кругозор.


  • Сделать рейтинг книг


Создание собственного рейтинга произведений — отличный способ осмыслить прочитанное, развить вкус и почувствовать себя настоящим литературным критиком. Также можно придумать отдельные номинации: «Лучшая книга месяца», «Самый смешной герой», «Самая неожиданная концовка», «История, которую хочется перечитать».


  • Не переусердствовать 


Одна из самых распространённых ошибок — мотивировать вести читательский дневник слишком часто. Это быстро утомляет и превращает полезное занятие в скучную обязанность. Оптимальный график — раз в неделю. Этого достаточно, чтобы зафиксировать впечатления, потренироваться в письме и при этом сохранить интерес к процессу. У ребёнка будет время прочитать книгу не в спешке и спокойно обдумать, что именно он хочет записать.


Список литературы на лето


В списке на лето всегда есть обязательные произведения и книги для внеклассного чтения. Выбрали несколько примеров для каждого класса и сделали акцент на самых важных или объемных, чтобы и правда прочитать их, пока меньше уроков.


Например, в перечень для начальной школы включают такие книги:


1 класс


 • А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

 • Н. Н. Носов «Живая шляпа»

 • Братья Гримм «Золотой гусь»


2 класс


• В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»

• Д. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»

• В. В. Голявкин «Наши с Вовкой разговоры»


3 класс


• М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

• П. П. Бажов «Серебряное копытце»

• К. Булычев «Путешествия Алисы»


4 класс


• И. С. Тургенев «Муму»

• А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»

• Ж.Верн «Таинственный остров»


Для средней и старшей школы в разных учебных заведениях предлагают такие книги:


5 класс


• Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

• А. П. Платонов «Никита»

• Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»


6 класс


• А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

• Л. Н. Толстой «Детство»

• В. Г. Распутин «Уроки французского»


7 класс


• Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

• Л. Н. Толстой «После бала»

• М. Горький «Старуха Изергиль»


8 класс


• А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

• И. С. Тургенев «Ася»

 • М. А. Шолохов «Судьба человека»


9 класс


• Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

• А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

• А. С. Грибоедов «Горе от ума»


10 класс


• Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

• И. А. Гончаров «Обломов»

• И. С. Тургенев «Отцы и дети»


11 класс


• А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

• М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

• М. А. Шолохов «Тихий Дон»


Книжные издательства составляют собственные списки книг — часто там можно найти качественные современные произведения, которые пока не включены в школьную программу.


Например, издательство «Самокат» рекомендует следующие:


  • Н. Мони «Цацики идёт в школу»
  • М. Парр «Вафельное сердце»
  • Д. Варденбург «Никита ищет море»


А издательство «МИФ» такие:


  • Л. Томпсон «Мальчик Золотая Рыбка»
  • Р. Голчен «Тайна Страны Невозможностей»
  • Д. Гемейнхарт «Редкая отвага»
45