Могут ли родители…? Ответы экспертов на острые вопросы родительского сообщества

право
психология
29.11.2023
Ирина Кочковая
Педагог, руководитель проекта "Родители на Максимум"

В этой статье:

Воспитание подростков - сложный и энергозатратный процесс. Родителю очень важно понимать, что он может и не может делать, чтобы не навредить себе и своему ребенку. Разбираемся, что по этому поводу говорит закон и рекомендуют детские психологи и педагоги.



Могут ли родители бить детей?



Однозначно нет. Еще не так давно многие взрослые считали физические наказания нормой, думая, что строгостью действуют ребенку во благо. Тем не менее, психологические и педагогические исследования показали, какой вред наносит детской психике такое воздействие со стороны родителей:


  1. Недоверие к миру в целом и к родителям в частности. Ребенок должен чувствовать: что бы с ним произошло в течение дня, дом - самое безопасное место в мире, где ему точно никто не навредит и не поднимет на него руку.
  2. Представьте, что подросток возвращается домой после тяжелого дня в школе. Родители срываются на него и поднимают руку. Он ощущает, что даже дома не может найти поддержку и понимание.
  3. Постоянная тревожность, страх. Если ребенок подвергается физическим наказаниям, он начинает бояться родителей. Кроме того, он может стать пассивным, потому что будет бояться совершать ошибки - ведь за ошибки следует наказание.
  4. Если подросток получил угрозы физического наказания за плохие оценки, он может начать бояться возвращаться домой. Такой подросток становится пассивным, избегает новых задач, боясь ошибиться и снова столкнуться с наказанием.
  5. Депрессия. Постоянный страх и подавленность может привести к более тяжелой проблеме. Самостоятельно справиться с депрессией подростку, как правило, не под силу.
  6. Возьмем подростка, который постоянно живет в страхе и подавленности из-за домашней обстановки. Он может склоняться к депрессии, поскольку справиться с такими чувствами самостоятельно ему очень тяжело.
  7. Возникновение вредных привычек. Иногда ребенок, сталкивающийся с физическими наказаниями, пытается как бы сбежать от реальности. В результате могут возникать различные зависимости - никотиновая, игровая и т.д.
  8. Как пример, подросток, столкнувшийся с физическими наказаниями, может искать способы "сбежать" от реальности. Это может привести к появлению зависимостей, например, от курения или компьютерных игр.
  9. Жестокость порождает жестокость. Ребенок перенимает модель поведения родителей. Поэтому, если в семье приняты физические наказания, ребенок воспринимает это как норму и может начать применять подобные действия к другим.
  10. Если в семье нормально наказывать физически, подросток может воспринимать это как норму и начать действовать агрессивно по отношению к другим.
  11. Снижение самооценки ребенка. Когда родитель поднимает руку на ребенка, он расценивает это как посыл: “Ты плохой. Мама/папа тебя больше не любит”. Это очень травмирует психику, в результате подросток перестает адекватно воспринимать себя.
  12. Когда родитель поднимает руку на ребенка, последний воспринимает это как сообщение: "Ты плохой, тебя больше не любят". Это сильно травмирует психику подростка, влияя на его восприятие себя.
  13. Формирование ведомого поведения у ребенка. Если ребенка физически наказывают за непослушание, он, чтобы обезопасить себя, перестает выражать собственное мнение, предпочитает соглашаться со всеми. В результате он может оказаться подвержен влиянию любого человека, даже если оно не всегда положительное.
  14. Если ребенка наказывают за непослушание, он может начать избегать выражения своего мнения и соглашаться со всеми, чтобы защитить себя. Это делает его уязвимым для влияния других людей, даже если это влияние негативное.


К сожалению, есть взрослые, которые, несмотря на все аргументы, продолжают считать подобные меры воспитания действенными. Уголовный кодекс предусматривает наказание за применение физического насилия по отношению к несовершеннолетним.



Могут ли родители быть другом ребенку


Часто можно услышать совет быть ближе со своим ребенком, подружиться с ним, общаться на равных, чтобы установить по-настоящему доверительные отношения. В этих словах, конечно, есть логика. Зачастую демократичному родителю подросток открывается более охотно, потому что знает, что его спокойно выслушают, не будут ругать или наказывать за ошибки. К его советом прислушаются более охотно, потому что родитель дает их в дружеском ключе, они не похожи на нравоучения. 


Тем не менее, у подобной модели отношений есть обратная сторона. Даже самому мягкому родителю-другу бывает необходимо проявить строгость, когда дело касается угрозе безопасности ребенка или коррекции плохого поведения. Как соблюсти этот баланс, являясь одновременно и другом ребенка, и в то же время его взрослым воспитателем?


  1. Старайтесь интересоваться всей жизнью ребенка, а не только его учебой и поведением. “Как дела в школе? Что получил” - не единственные вопросы, которые можно обсудить. Поинтересуйтесь, как ребенок провел время на кружке или секции. Предложите интересное времяпрепровождение после школы. Вот несколько примеров.
  2. Разговор о кино и сериалах:

Родитель: "Слушай, я недавно увидел трейлер нового фильма, кажется, это в твоем вкусе. Хочешь, в выходные сходим в кино?"

Подросток: "Да, здорово! Я как раз слышал об этом фильме от друзей."

Родитель: "Отлично! А что ты думаешь о том, чтобы пригласить твоего друга с нами? Это будет весело!"

Обсуждение хобби или интересов:

Родитель: "Ты же увлекаешься фотографией, правда? Я нашел выставку современных фотографов в эту субботу. Может, поедем вместе?"

Подросток: "О, это круто! Да, давай поедем."

Родитель: "Здорово! Может, ты сможешь подсказать мне пару трюков с камерой, ведь ты в этом разбираешься лучше меня."


  1. Делитесь собственным опытом взросления. Взрослые уже знают, что лучше учиться на чужих ошибках, не дожидаясь своих собственных, поэтому стараются предостеречь подростков, помочь советом. Правда, нередко они отклоняются как “нотации”, “устаревшие нравоучения” и т.д. А вот дружеский рассказ о себе и своем опыте преодоления проблемы может быть воспринят гораздо лучше. Поэтому не бойтесь показаться неидеальными: если ребенок поймет, что родитель тоже совершал и совершает ошибки, это ни в коем случае не уронит ваш авторитет. Вот несколько примеров:
  2. О школьных промахах:
  3. "А помнишь, я рассказывал тебе о том, как в школе я завалил контрольную? Ну вот, тогда я понял, что организация и планирование - это ключ к успеху. А у тебя были похожие случаи? Как ты справлялся?"

О первой любви:

"Тебе интересно, как я впервые влюбился? Это было что-то! Конечно, не всё пошло гладко, но это опыт, знаешь ли. А у тебя как? Были ли у тебя такие истории?"

О выборе профессии:

"Сначала я хотел быть инженером, потом вдруг решил, что мне нравится маркетинг. Не бойся пробовать и ошибаться, ведь именно так мы и учимся. Какие у тебя планы на будущее?"


  1. Запреты и ограничения лучше применять только при реальной необходимости. Ребенок должен понимать: если обычно мягкий родитель что-то не разрешает, то значит причина для этого действительно существенная.
  2. Когда подросток хочет пойти на позднюю вечеринку:

"Понимаю, ты хочешь потусить с друзьями, но на этот раз я должен сказать 'нет'. Вечеринка заканчивается слишком поздно, и это не совсем безопасно. Давай найдем компромисс: может, устроим встречу с друзьями у нас дома на следующих выходных?"

Когда подросток просит о покупке дорогого гаджета:

"Я понимаю, что этот новый телефон кажется тебе крутым, но он слишком дорогой. Давай посмотрим на более доступные варианты или подумаем, как ты можешь сам копить на него. Так ты научишься ценить вещи больше."

Когда ребенок ничего не хочет делать по дому:

"Я знаю, что тебе хочется отдохнуть после школы, но помощь по дому – это важно. Мы все в семье должны делить обязанности. Поэтому сегодня ты убираешься в своей комнате, а потом можешь заниматься чем хочешь."



Таким образом, родитель может дружить с подростком, однако их дружба не похожа на приятельские взаимоотношения между ровесниками.



Могут ли родители запрещать гулять


Конечно, в законе не прописано, сколько времени подросток должен проводить на улице. Однако родители обязаны обеспечить ему гармоничное физическое и психологическое развитие. Ограничение (или полное лишение) времяпрепровождения на улице может привести к негативным последствиям для здоровья, среди которых:


  • снижение иммунитета;
  • недостаток кислорода в крови;
  • повышенная утомляемось;
  • снижение концентрации внимания;
  • недостаток физической активности.


Конечно, это не значит, что можно позволять подросткам гулять весь день в ущерб каким-либо важным делам - обучению, посещению кружков или подготовке к экзаменам. Тем не менее, если это часовая прогулка в будни или более длительная в выходные - не стоит ее запрещать в воспитательных целях.


Могут ли родители забрать документы из колледжа


Ответ на этот вопрос будет зависеть от возраста ребенка. Если подростку исполнилось восемнадцать лет, то он уже вправе самостоятельно решать, где ему учиться, а потому забрать документы из колледжа родители могут только с его согласия и по доверенности.


Если же речь идет о несовершеннолетнем ребенке, то до наступления соответствующего возраста ответственность за него несут родители или опекуны. Поэтому мама или папа может решить перевести ребенка в другой колледж и забрать его документы.


Тем не менее, родителям следует учитывать интересы подростка, даже если он несовершеннолетний. Ведь даже в шестнадцать-семнадцать лет у него уже могут сформироваться представления о профессии мечты, и если родители по своей воле не допустят его учиться или заберут документы, это может сломать его карьерный путь.


Могут ли родители забирать телефон


Относительно телефонов у подростков эксперты спорят до сих пор: кто-то считает, что не нужно запрещать пользоваться благами цивилизации, ведь телефоны существенно облегчают жизнь современного человека; другие утверждают, что в неконтролируемом использовании подростками мобильников кроется опасность. Где же правда?


Безусловно, регулировать этот вопрос стоит, особенно если это касается младших подростков. Например, можно оговорить, для каких целей используется устройство, сколько времени ребенок может играть в игры, когда он будет это делать и т.д. Со старшими подростками тоже следует обсудить эти вопросы и донести до них мысль, что телефон - это хорошо, полезно и удобно, но всему нужно знать меру.


Попытка забрать телефон может встретить волну протеста со стороны подростка, причем причина не всегда будет в зависимости от гаджета. Очень часто в телефоне подростка содержится личная информация, переписки, фотографии, поэтому, когда родители забирают телефон, это воспринимается как нарушение границ.

Значит ли это, что родителям нужно всегда идти на поводу у ребенка? 


Если подросток никак не может сделать домашнее задание или подготовиться к контрольной, потому что постоянно отвлекается на телефон, родителю имеет смысл на некоторое время оставить устройство у себя, чтобы ребенок мог спокойно заниматься. Не стоит преподносить это как наказание. Лучше поговорить в таком ключе: “Я вижу, тебе сложно сосредоточиться. Давай я положу телефон в ящик, а ты заберешь его, когда закончишь”.



Могут ли родители забирать деньги


Финансовая грамотность - важное качество для современного человека. Обучение ей начинается еще в детстве, когда ребенок учится распоряжаться карманными деньгами, выданными родителями.


По закону родитель до совершеннолетия обязан обеспечивать ребенка, закрывать его основные потребности - кормить, одевать, учить и т.д. Однако вопрос о выдаче карманных денег остается на усмотрение родителей. Родитель может выдавать некоторую сумму ребенку на расходы, а может сам покупать все необходимое.


Однако если ребенок сам подрабатывает и имеет доход, то он вправе распоряжаться им самостоятельно без согласования с родителями.


Могут ли родители забрать документы ребенка из школы без его согласия


Как и в случае с колледжем, родители до совершеннолетия ребенка несут ответственность за его образование. По закону каждый человек обязан получить хотя бы основное общее образование, поэтому просто так забрать документы из школы нельзя даже с согласия ребенка. 


Однако по-другому обстоит дело, если речь идет о переводе в другое образовательное учреждение или о переходе на домашнее обучение. Пока подростку нет восемнадцати, родители решают, где он будет учиться, поэтому они могут забрать документы из старой школы для перевода в новую, но сначала им нужно предоставить согласие на прием ребенка от директора новой школы.



Может ли родитель забрать банковскую карту


Если подросток хочет получить банковскую карту, но не может забрать ее из банка самостоятельно, то он может написать доверенность на имя одного из родителей, чтобы тот забрал карту вместо него. А вот использовать карту, если она оформлена на подростка, родитель может только с его разрешения. Забрать ее в качестве наказания нельзя.


Может ли родитель отказаться от учителя


Решение о назначении или смене учителя для класса принимает только директор. Конечно, бывает и так, что учитель не поладил с детьми или проявил себя как недостаточно компетентный педагог, и тогда родители стараются добиться его замены. Важно понимать, что один родитель на ситуацию повлиять никак не может. Однако если в классе многие недовольны работой преподавателя, то группа родителей может обратиться к директору с просьбой провести проверку. Однако не обязательно она закончится заменой педагога - окончательное решение все еще остается за администрацией.


Может ли родитель присутствовать на уроке


Родитель может знать, по какой программе или методике обучается его ребенок, как она реализуется в рамках урока, и это дает ему право присутствовать на занятии. Однако он не может просто так прийти в класс и занять свободное место. Предварительно необходимо:


  1. Договориться с педагогом. Не стоит пытаться быть внеплановым “ревизором”, нагрянувшим в школу с проверкой. Лучше заранее вежливо поговорить с учителем, объяснить цель своего посещения и уточнить, не помешает ли присутствие родителя ходу урока. Педагог подскажет, в какое время родителю лучше прийти, чтобы не потревожить его или учеников. 
  2. Получить разрешение директора. Оно дается в письменной форме. Если директор по той или иной причине отсутствует, то согласовать визит необходимо с его заместителем.
  3. Соблюсти необходимые требования, предъявляемые школой: они могут касаться получения пропуска, если в школу введена пропускная система, предоставления медицинской справки и т.д.



Может ли родитель находиться в школе


Исходя из предыдущего пункта следует, что родитель может приходить в школу, но нельзя это делать своевольно. Предварительно визит необходимо согласовать, объяснив его цель. Если родитель считает необходимым встретить ребенка из школы, то он может подождать его в школьном дворе.



Что можно, а что нельзя родителям регулируется и законами государства, и нормативными актами и положениями, и здравым смыслом. И конечно, желанием самого родителя выстроить отношения с растущим ребенком в том стиле, который сделает семью крепкой и прочной. Чтобы отношения выдержали шторм подросткового возраста и стали залогом взаимной поддержки поколений на всю жизнь.

1913