Причины невнимательности и гиперактивности ребенка

гиперактивность
неусидчивость
19.04.2021
Михаил Истомин
Клинический психолог, наставник и тренер программ развития подростков MAXIMUM EDUCATION

В этой статье:

Как понять: у вас гиперактивный ребенок или проблема неусидчивости связана с другими причинами. Справиться с дефицитом внимания можно разными способами. Важно понять, чем вызвана невнимательность в школе. Довольно часто это всего лишь отражение психологических проблем или кризис взросления. Разберем конкретный случай из практики психолога:


Ребенок не сосредотачивается в школе


Сейчас Маша заканчивает шестой класс. В садике и началке она всегда была “выше среднего”: воспитатели, а потом и учителя хвалили способную и трудолюбивую девочку. Яблочко от яблоньки - родители Маши продвигаются по карьерной лестнице, на работе их ценят. Но вот после перехода в среднюю школу Маша всех удивила. Сначала “тройка”, потом “двойки” посыпались. На карантине было не до того - все вымотались и думали, что, как только начнется нормальная учеба, проблемы сами собой рассосутся. Но в начале шестого класса Маша начала прогуливать. А после очередного дистанта и вовсе пошла вразнос.


После отчаянных попыток вернуть Машину учебу к «норме», родители обратились к неврологу и передали врачу школьные жалобы: не может высидеть урок, не может сосредоточиться и сделать домашку. Девочке назначили курс из трех разных препаратов - не помогло. Прогулы и конфликты в школе стали нормой. Родители собрали волю в кулак и по принципу “если все плохо, то лучше об этом узнать” обратились к психиатру. "У вашей девочки нет никакой патологии. Это нормальное поведение - по возрасту".


Ребенок отвлекается на уроках - это к психологу?


Если врачи не видят патологии, то да. У каждого возраста есть свои задачи - их еще иначе называют “ведущей деятельностью”.


·    Например, для дошкольного возраста – это сюжетно-ролевая игра, с помощью которой дети учатся так называемому наглядно-образному мышлению.

·    Младший школьный возраст нужен для обучения. Новоиспеченный школьники примеряют на себя роль ученика и знакомятся с присущими этой позиции атрибутам (отношения с учителем, объективная оценка действий, получение знаний и т.д.).

·    В подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками. В этом общении ребята учатся понятию личных границ, ищут свое место в обществе, начинают задавать себе такие неоднозначные вопросы, как «какой я?», «чего я хочу?» и т.д.


Штука в том, что при переходе на новый возрастной отрезок человек отодвигает ведущую деятельность предыдущего период на второй план. Ну, невозможно выполнить две или три сверхзадачи одной головой! И в подростковом возрасте общение со сверстниками становится самым-самым главным.



Как стресс влияет на внимание


Каждый кейс индивидуален. А в случае с Машей оказалось вот что. Родители всегда своим примером давали понять, что учиться можно только на самые высокие отметки, и не тратили слишком много времени на разговоры по душам. Маша для них - как проект или объект. Когда возникли проблемы, ее не спросили, как она видит всю эту ситуацию, что ее беспокоит.


Но одного ответа на вопрос «почему?» недостаточно. Хочется понять, что же делать. Поговорить. Не оценивать, не требовать, а слушать и договариваться.


Ребенок в этом возрасте все еще рассчитывает на родителей, когда у него возникают вопросы о себе и о жизни. Но он очень болезненно воспринимает негативную оценку, распоряжения - ему кажется, что с ним обращаются как с вещью, а не как с человеком. Тогда его и кидает то в интернет, то в компанию таких же подростков.


Как помочь ребенку сосредоточиться


Да, психологу пришлось помочь родителям и Маше проговорить свои взгляды на учебу. Оказалось, что девочка, глядя на успешных родителей, сама для себя решила, что должна учиться идеально. Родители же вовсе не ожидали от нее сверхдостижений, поэтому после разговора удалось убрать эту точку напряжения.



Проговорите с ребенком свои ожидания. Он может неправильно их толковать.


Психолог помог семье поддерживать друг друга. Внутренне родители Маши не осуждали дочь - они просто волновались, не понимая, что происходит. Однако выразить словами и действиями это не умели.


Часто нам не хватает умения выразить свои чувства и истинное отношение к ребенку, а он реагирует на форму и - ошибается. Техники общения сильно облегчат коммуникацию.


Маша стала учиться намного лучше. Нет, она не перестала “тусоваться” и не на 100% включена в каждый урок. Но ситуация вернулась под контроль, потому что исчезло напряжение по поводу родительской оценки и ожиданий. Ей просто стало хватать ресурса и на друзей и на учебу в нормальных рамках по возрасту.


Мы часто хотим общаться с ребенком уважительно и доверительно. И уж точно не хотим причинять ему боль или вызывать обиду. Психолог поможет услышать друг друга. Сначала он поработает “переводчиком”, а потом вы и сами научитесь находить общий язык с подростком.


Действительно, похожие симптомы: не может высидеть урок, забивает на домашку - могут сигнализировать о разных причинах. Работа с психологом поможет снизить напряжение и помочь договориться.





Неусидчивый ребенок - будущий предприниматель?


Такое тоже бывает! Как понять, есть ли у него предпринимательская жилка, и не загубить инициативу на корню - в специальной статье Павла Аваняна.

2113