Рассеянное внимание у ребенка в школе. Как развить внимательность?

27.07.2022
Ирина Кочковая
Педагог, руководитель проекта "Родители на Максимум"

Школьник приходит из школы грустный – получил плохую оценку за контрольную. Родитель смотрит работу и видит: в примере перепутан плюс с минусом, в уравнении приписан лишний ноль, в задаче надо было дать ответ в граммах, а рассеянный ребенок написал в килограммах. «Опять не сосредоточился, витал в облаках», - вздыхает родитель. Подростку грустно, взрослому тревожно: ведь на экзаменах ошибки по невнимательности могут привести к серьезной потере баллов и последующим трудностям с поступлением. Разбираемся, как помочь рассеянному ребенку развить внимательность и концентрацию.

Как устроено внимание


Внимание – это способность человека, не отвлекаясь, держать в поле зрения все важные аспекты дела, которым он занят. Важная составляющая внимания – концентрация. Она представляет собой умение фокусироваться на деле и на его последовательном выполнении. Внимательность и концентрация – понятия хотя и близкие, но не совсем тождественные. Внимательный человек умеет одновременно видеть и учитывать все необходимое для выполнения задания, а хорошо сконцентрированный – не отрываясь, сосредоточенно делать работу. У внимательного человека могут быть проблемы с концентрацией. Такие люди хорошо видят целое задание, учитывают все необходимые факторы, но надолго сосредоточивать усилия на каждом этапе решения им сложно, в результате они допускают ошибки. Также и человек, умеющий концентрироваться на процессе выполнения задачи, могут упускать часть условия.


Кроме того, с вниманием тесно связаны такие понятия как память и усидчивость. Чтобы ничего не упустить и верно сделать работу, необходимо быстро запоминать все детали. Многие школьные задания даются для восприятия на слух, например, изложения или диктанты. Для их качественного выполнения необходимо запоминать переданное содержание. Поэтому увеличение объема памяти напрямую влияет на способность удерживать в поле зрения все значимое, то есть на внимание.


Усидчивость – это умение заниматься одним делом некоторое время. Чем дольше человек может работать, не делая перерывов и не отвлекаясь, тем он более усидчив. Если не очень усидчивого подростка посадить за кропотливую работу, скорее всего, довольно скоро он начнет испытывать проблемы с концентрацией и сосредоточенностью, его внимание, как следствие, ослабнет.



Внимательность человека развивается в течение всей жизни, поэтому неудивительно, что младший школьник, как правило, более рассеянный, чем подросток, а подросток – чем взрослый. Тем не менее, почему-то одни школьники более внимательные, более способные в течение длительного времени усидеть на месте, чем другие. Разбираемся, почему так происходит и как научить ребенка концентрировать внимание.

Причины невнимательности школьников


Внимание человека любого возраста имеет свои особенности, оно может быть повышенным или наоборот – пониженным. Иногда может страдать только одна составляющая внимания, например, человек умеет хорошо концентрироваться на выполнении задания, но недолго – он не очень усидчив. Случается же, что у кого-то проблемы возникают сразу с несколькими аспектами. Конечно, степень развития внимательности индивидуальна у каждого, однако в этом абзаце мы обобщим самые распространенные причины нарушения внимания у школьников.



1.  Не до конца сформированная психика. Это особенно характерно для детей младшего возраста. Дело в том, что мозг ребенка на данном этапе жизни еще только развивается. У кого-то процесс взросления протекает быстрее, установление психических процессов происходит раньше. Такие дети обычно внимательнее сверстников. Родитель, чей ребенок – не самый внимательный в классе, может испытывать беспокойство, однако серьезных причин для этого, как правило, нет: с возрастом эта ситуация чаще всего выравнивается.


2. Усталость. Ребенок отсидел семь-восемь уроков в школе, а после них еще и сходил на дополнительные занятия, с которых вернулся в восемь вечера. Если он сразу же сядет за домашнее задание, велика вероятность, что он не сможет долго концентрироваться и сделает ошибки. Большие нагрузки отрицательно сказываются на внимании.


3. Отсутствие интереса. Когда человек не заинтересован в информации, то он вряд ли будет внимательно ее воспринимать. Так, у подростка, который читает скучный учебник, внимание рассеивается, поэтому он не может запомнить содержание параграфа, даже если очень старается.


4. Плохое самочувствие. Когда у человека болит горло, голова, или поднимается температура, ему сложно оставаться внимательным – недомогание будет его отвлекать. Поэтому не стоит отправлять простуженного ребенка писать контрольную, даже важную, есть риск, что результат будет ниже ожидаемого. Лучше предупредить учителя и договориться, что подросток напишет работу после выздоровления.


5. Особенности развития. Некоторые дети и подростки могут испытывать проблемы с внимательностью в силу особенностей психики, например, при наличии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Важно понимать: определить подобную специфику развития может только врач, самостоятельно родителям не стоит заниматься поисками симптомов и уж тем более приписывать СДВГ ребенку только из-за того, что он подвижнее сверстников.


#study5-7-2#

Как бороться с невнимательностью школьников


Независимо от причин возникновения, невнимательность может доставлять ребенку много проблем как в учебе, так и вне ее, поэтому родителей волнует вопрос: как приучить ребенка быть более собранным и сфокусированным.


1.  Не ругать. Как минимум, это не поможет, как максимум – может сделать хуже, потому что естественная реакция ребенка на крик – страх и стресс, которые еще больше притупляют внимательность.


2. Следить, чтобы у ребенка было время на отдых. Не стоит сразу усаживать его за домашние задания, если он только вернулся из школы после семи уроков. Подростку необходим перерыв. Конечно, под перерывом подразумевается не «зависание» в соцсетях. Вместо этого лучше выделить тридцать-сорок минут на сон или прогулку, а уже после этого решать задачи.


3. Учить ребенка наблюдать за окружающим миром: обращать внимание на необычные растения, прислушиваться к звукам на улице и в принципе замечать то, на что раньше не обращалось внимание.


4.  Играть. Существует множество игр, способствующих развитию внимания и концентрации, например, «Снежный ком», «Съедобное-несъедобное» нахождение отличий между картинками, поиск лишнего предмета и многое другое.


Борьба с невнимательностью школьника не должна сопровождаться психологическим давлением или упреками. Так мы только повысим его тревожность, а внимание снизится. Обязательно сохраняйте позитивный настрой и веру в ребенка, когда хотите ему помочь.

Листайте также
№1
06.02.2023
Что делать, если учитель допустил ошибку?