В этой статье:
В школе дети не просто учатся читать и считать — они осваивают комплекс умений, который поможет им применить эти базовые навыки в решении реальных бытовых задач. То есть быть не просто грамотным, а функционально грамотным. Разбираемся, как в школе формируют функциональную, читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность, как она проверяется на диагностиках и можно ли ставить за нее оценки в журнал.
Что значит быть функционально грамотным?
Функциональная грамотность — это умение применять знания и навыки, полученные в процессе обучения и жизни, для решения повседневных задач и адаптации к различным ситуациям. Под эффективным применением понимается способность анализировать информацию, критически мыслить, работать с данными, приходить к взаимопониманию с разными людьми.
Чтобы справляться с вызовами современного мира, недостаточно быть просто грамотным . Необходимо быть функционально грамотным — не зубрить факты и оставлять их на контрольных, а уметь применять свои знания в разных ситуациях.
Что сказано о функциональной грамотности во ФГОС?
Во ФГОС дано следующее определение функциональной грамотности — «способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности». Приведем несколько простых примеров, иллюстрирующих определение:
- знание математики позволяет подсчитать, сколько денег нужно, чтобы спланировать закупку продуктов на неделю;
- умение не только читать, но и анализировать информацию помогает разобраться в условиях договора;
- развитые навыки планирования и логики помогают определить самый быстрый маршрут до работы, учитывая пробки и расписание общественного транспорта.
Метапредметный – значит задействующий знания из разных учебных дисциплин.
Функциональная грамотность — одна из задач обновленного стандарта основного общего образования. Однако на сегодняшний день в школах не ведется специальная подготовка к ее диагностике. Этот процесс не поставлен на рельсы: формулировки заданий не всегда привычны для детей, измерения их результатов разрабатываются и совершенствуются. Зыбкость в этом поле приводит к критике в адрес школ.
Какие есть виды функциональной грамотности?
Фокус в российских школах на шести видах функциональной грамотности:
- читательская грамотность,
- математическая грамотность,
- финансовая грамотность,
- глобальные компетенции,
- креативное мышление
- естественнонаучная грамотность.
Иногда они объединяются в одну комплексную функциональную грамотность.
Что такое читательская грамотность — это способность понимать, анализировать и интерпретировать письменные тексты. Она включает в себя умение извлекать информацию, делать выводы и оценивать содержание прочитанного.
Что такое математическая грамотность — способность понимать и использовать математические концепции и инструменты для решения различных задач. Анализировать числовую информацию, делать выводы и принимать решения на основе математических расчётов.
Что такое естественнонаучная грамотность — способность использовать знания и методы естественных наук для понимания и объяснения явлений окружающего мира. Она включает в себя умение анализировать информацию, делать выводы на основе наблюдений и критически оценивать научные утверждения.
Что такое финансовая грамотность — понимание и использование финансовых понятий и инструментов для принятия обоснованных решений при управлении финансами. Сюда входят умение планировать бюджет, оценивать риски и возможности, а также эффективно распоряжаться деньгами.
Что такое глобальная компетентность — про эффективное взаимодействие с другими людьми и внешним миром, умение критически оценивать информацию, признавать разные точки зрения. Перекликается с так называемыми soft skills –
Что такое креативное мышление — способность придумывать новые идеи, находить нестандартные решения задач и реализовывать их. Это про умение мыслить гибко и масштабно, комбинировать различные подходы.
Уровни функциональной грамотности
Чтобы оценить функциональную грамотность, Федеральный институт оценки качества образования приводит шкалу, состоящую из шести уровней. В ней расписано, как должны быть проявлены у ученика способности, перечисленные выше.
Например, второй уровень грамотности считается минимально необходимым для успешной жизни в обществе. Ученики, которые достигли этого уровня функциональной грамотности, могут применять знания и навыки, полученные в школе, в простых и знакомых ситуациях вне учебной деятельности.
Пятый и шестой уровни грамотности говорят о способности ученика мыслить самостоятельно и находить нестандартные решения в сложных ситуациях.
Как развивается функциональная грамотность в школе
Функциональная грамотность развивается на протяжении всего школьного обучения, начиная с начальных классов и до старших. Логика проста: школа ставит перед собой цель выпустить во взрослый мир самостоятельную личность, способную справляться с многочисленными вызовами, а потому на всем периоде обучения развивает его способности.
Работа над развитием разных видов функциональной грамотности ведется на разных предметах и через различные образовательные активности (в частности, во внеурочное время). Отдельного предмета «функциональная грамотность» в школьной программе нет.
Как проверяется функциональная грамотность в школе
Есть разные инструменты оценки функциональной грамотности и они могут даже не называться так, а просто параллельно проверять навыки. Например, Всероссийские проверочные работы (проводятся с 4 по 10 класс по ключевым предметам), мониторинг НИКО от Рособрнадзора, международные исследования (например, PISA). В этот же перечень можно отнести Всероссийские олимпиады школьников и региональные диагностики (например, от МЭШ — Московской электронной школы).
Диагностика непосредственно по функциональной грамотности представляет собой задания, связанные с разными ситуациями. На сайте ФИПИ можно найти демоверсии диагностических работ по естественнонаучной, читательской грамотности. Мониторг формирования функциональной грамотности также разрабатывается Институтом стратегии развития образования Российской академии наук.
В 5-6 классе обычно проверяют функциональную и комплексную функциональную грамотность, в начальной школе – читательскую грамотность. В 8-9 – математическую, естественнонаучную, читательскую.
Когда и где проводятся диагностики по функциональной грамотности
Диагностики функциональной грамотности проводятся осенью-весной. Есть обязательные от московского центра качества образования. Они проводятся среди учеников 5-6 классов на территории школы. В фокусе читательская, естественнонаучная, математическая грамотность. С графиком этого учебного года можно ознакомиться на сайте школы.
Также есть диагностические работы по проверке функциональной грамотности от РЭШ.
Ставят ли оценки в журнал за диагностику?
Обычно этого не делают, если иное не зафиксировано в положении об оценивании. Этот вопрос важно выяснить у школы напрямую. МЦКО не рекомендует выставлять оценки на функциональную грамотность, подчеркивая ее метапредметность. Подчеркнем, что развитию уровня функциональной грамотности учащегося посвящены все учебные и внеурочные занятия. Речь не о решении задач с единственным правильным ответом, а о взращивании навыка поиска.
Читайте также: Ставят ли оценку за диагностику МЦКО?
Где можно потренироваться?
Вот несколько источников с заданиями для развития функциональной грамотности:
Здесь есть банк заданий для прокачивания читательской, естественнонаучной грамотности. Более 150 заданий для 5-9 классов. Подход следующий: ученикам предлагается прочитать и проанализировать тексты о явлениях окружающего мира (преломление света, парниковый эффект, устройство галактики, исторические факты и многое другое), а затем ответить на вопросы, исходя из полученной информации.
Здесь найдется много вариантов по читательской, математической, естественнонаучной грамотности для 5-6 классов.
Есть электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности. Можно пересматривать интерактивные уроки от топовых преподавателей страны, самостоятельно повторять темы при подготовке к экзаменам. Нужна регистрация.
- Тренировочные задачи от PISA
Перевод методички по решению задач читательской, естественнонаучной, финансовой и математической грамотности.