Что делать, если ребенок не хочет учиться?

мотивация
школа
05.08.2021
Анна Бабина
Педагог, руководитель проекта "Родители на MAXIMUM"

В этой статье:

С ситуацией, когда ребенок не хочет учиться, отказывается делать уроки или идти в школу, сталкивался каждый родитель. Велик соблазн надавить родительским авторитетом. Ведь должен же ребенок знать, что некоторые вещи надо делать “через не хочу”. Просто потому что надо.


Однако принуждение, в отличие от искреннего интереса и собственной мотивации, работает лишь на короткой дистанции. И никуда нам не деться от поисков ответа на вопрос: “Почему ребенок не хочет учиться и как ему помочь?” Разбираемся в причинах и ищем пути решения проблем.


Ребенок не хочет учить конкретный предмет


Бывает так, что в общем и целом ребенок доволен школой, у него неплохая успеваемость, но вот как дело доходит до, скажем, химии или математики… Ребенок тревожится, обвиняет себя в тупости, говорит, что предмет ему никогда в жизни не пригодится и даже отказывается идти в школу, когда в расписании стоят эти уроки. Все это признаки того, что проблема довольно узкая и не касается учебы в целом.

В таком случае, стоит выяснить причину и принять меры.


  • Конфликт с учителем. Скорее всего, проблема именно в этом, если ребенок резко разлюбил предмет, по которому раньше был весьма успешным или хотя бы просто спокойно справлялся. Обратите внимание на акценты, которые ребенок расставляет в разговоре. Он может не говорить прямо, что у него конфликт с педагогом, но в разговоре будет звучать личный негатив, когда вы спрашиваете, пытается ли учитель помочь.


Причины. Подростки могут конфликтовать с учителями как из-за личной неприязни, так и из-за чрезмерно возросших предметных требований, изменений в учебном процессе и даже просто новых запросов, скажем, по оформлению задач, которые требуют усилий. Особенно если учитель не умеет выражать свои требования корректно, с уважением к личности ребенка и часто ставит плохие оценки. 


Обсудите с ребенком ситуацию и пути ее исправления, поговорите с классным руководителем. Ваша задача помочь всем сторонам прояснить пожелания сторон и найти компромисс между ожиданиями учителя и ребенка.


  • Может быть и так, что по мере усложнения программы год за годом ребенок перестал справляться с предметом. У Пушкина была беда с математикой, многие выдающиеся ученые “не тянули” литературу. В общем, чем ближе к старшей школе, тем меньше шансов в полной мере освоить все предметы по программе.


Помогите ребенку освоить базовый минимум и договориться с учителем о таком варианте, если предмет не критичен для будущего поступления. Если же он профильный - наименее травматичное решение обратиться к репетитору или пойти на курсы.


  • Бывает что ребенок понимает предмет и к учителю острого негатива нет, но объемы заданий запредельные. Так бывает особенно в тех случаях, когда ребенок активно занимается спортом, имеет устойчивые увлечения, на которые тратит немало времени и сил. Тут также имеет смысл помочь договориться о выборочном выполнении заданий с учителем.


К сожалению, проблема с одним предметом может быть довольно важным стрессовым фактором из-за которого ребенок выпадет из ресурса и разлюбит учебу в целом. Если ребенок не хочет идти в школу, займитесь проблемой безотлагательно.


Чрезмерный контроль и опека


Нередко из самых лучших побуждений родители оказывают давление на ребенка, чтобы он выполнял все домашние задания и добивался отличных оценок. Однако не все дети понимают, что так проявляется забота об их будущем. Довольно часто им кажется, что родители разочаровываются в них, если у них плохие оценки. Что их любят только за успеваемость. Все это повышает уровень тревожности и недоверия в семье.


  • Помните, что очень сложно чего-то хотеть в состоянии стресса и перегруза. На мотивацию: захотеть, найти ресурс, сделать усилие, удерживать себя в рабочем состоянии - нужно немало сил. А где ж их взять, когда голова забита страхом перед родительским недовольством, а то и наказаниями?
  • Поговорите с ребенком, чтобы выяснить чего он на самом деле хочет и чего боится.
  • Ослабьте контроль за его успеваемостью и снизьте требования к результатам.
  • Позвольте взять в фокус и сделать приоритетом то, что ему действительно интересно, даже если это внешкольные занятия.
Помните, что гиперопека и контроль со стороны родителей подавляют собственную мотивацию и инициативу ребенка в долгосрочной перспективе.


Ребенок бросает обучение


Совсем ничего не хочет - плохо. А вечно всего хочет, но недолго, - тоже проблема. Вроде бы у ребенка возникают интересы к занятиям, он кидается то на один кружок, то на другой. То увлекается чем-то и требует купить расходные материалы или дорогую спортивную форму, но никакого развития нет - ребенок быстро бросает вроде бы сильное увлечение.


  • Если такое происходит раз-другой, то причина может быть в секции или преподавателе. В случае когда такое происходит со школьным предметом, имеет смысл попробовать курсы для школьников по предметам, но по методикам, которые учитывают психологические особенности подростков и поддерживают их мотивацию. 
  • Если же у ребенка сформировалось устойчивое поведение начал-бросил во всех сферах, причина может крыться в психологических проблемах: неадекватной самооценке, низком критическом мышлении, нарушении внимания, гиперактивности, излишней импульсивности и т.п.


Посоветуйтесь с психологом. Сформулируйте запрос на выявление склонностей и интересов ребенка, а также особенностей его работоспособности. Довольно часто выясняется, что ребенку необходима помощь по тренировке волевого усилия - это можно делать при помощи психологических занятий или же на сильной мотивации, если вы все же сможете найти дело, которое он не бросит при первых провалах и неудачах, когда нужно попробовать еще или переделать.


Личностные отношения


Казалось бы, если учителя хорошие, учеба дается легко, как можно не хотеть учиться? Очень даже запросто, если ребенок не вписался в коллектив. У подростков на первом месте запрос на человеческие отношения: дружбу, личную жизнь и т.п. И ценность школы вовсе не только в предметных знаниях, но и в социальной жизни и общении.


Когда ценности класса или всей школы противоречат представлениям ребенка о добре и зле, ему сложно ходить в школу. Вам может казаться, что он разлюбил учебу, но дело - в людях, с которыми ему некомфортно.


И это не обязательно острый конфликт или травля. Возможно, они просто “чужие”, “не те”, “не подходящие”, “не понимают”.


  • Если у ребенка совсем нет друзей в школе, но он активно общается, скажем, на шахматном кружке, имеет смысл сменить школу, на ту, где больше детей его типа.
  • Если ребенок в целом с трудом сходится с людьми, лучше обратиться к психологу с запросом: как научить ребенка налаживать отношения с ровесниками и жить в коллективе.



Как замотивировать ребенка учиться?


Мотивация на учебу складывается из многих кирпичиков, и каждый из них имеет высокую значимость.

  • Развитие уверенности в себе и собственных силах. Если ребенок испытывает тревогу и неуверенность - он быстро истощается и старается избегать оценки, усилий, которые ему видятся сизифовым трудом. Логичное следствие мысли “все равно не получится” - мысль “не стоит и пытаться”. Снижайте формальные требования, не критикуйте, радуйтесь успехам, найдите курсы или репетитора для поддержки усилий - и все получится.
  • Покажите пример. В доверительных отношениях люди показывают друг другу свои слабости. У вас не все получается с первого раза на работе - пусть ребенок видит, что вы не идеал, но не сдаетесь. Вы постоянно учитесь новому, чтобы не потерять работу? Пусть ребенок видит, как вы трудитесь и справляетесь с проблемами. Мы не любим идеальных героев даже в фильмах и учимся у тех, кто имеет слабости, но учимся справляться. Это же относится и к родителям - не бойтесь потерять свой авторитет, показав свои слабые стороны.
  • Показывайте свое неравнодушие и готовность поддержать. Выслушивайте ребенка без осуждения и старайтесь понять его проблемы. Даже если вам его заботы и переживания кажутся временными и незначительными, будьте с ним рядом в моменте, разделяйте эмоции, не осуждая. Это снижает тревожность по поводу внутрисемейных отношений и дает ресурс для мотивации и решения сложных жизненных задач.


Когда причина нежелания учиться найдена - найдется и решение. Заставлять ребенка через “не хочу” долго не получится. Сохраняйте доверительные отношения с ребенком и не давите своим авторитетом. Именно вклад ребенка в решение проблем и принятие решений обеспечивает мотивацию к учебе и ресурс на то, чтобы преодолевать трудности.

1669
Почитаем ещё?