Что делать, если ребенок не хочет учиться?

мотивация
школа
05.08.2021
Анна Бабина
Педагог, руководитель проекта "Родители на MAXIMUM"

В этой статье:

С ситуацией, когда ребенок не хочет учиться, отказывается делать уроки или идти в школу, сталкивался каждый родитель. Велик соблазн надавить родительским авторитетом. Ведь должен же ребенок знать, что некоторые вещи надо делать “через не хочу”. Просто потому что надо.



Однако принуждение, в отличие от искреннего интереса и собственной мотивации, работает лишь на короткой дистанции. И никуда нам не деться от поисков ответа на вопрос: “Почему ребенок не хочет учиться и как ему помочь?” Разбираемся в причинах и ищем пути решения проблем.


Ребенок не хочет учить конкретный предмет


Бывает так, что в общем и целом ребенок доволен школой, у него неплохая успеваемость, но вот как дело доходит до, скажем, химии или математики… Ребенок тревожится, обвиняет себя в тупости, говорит, что предмет ему никогда в жизни не пригодится и даже отказывается идти в школу, когда в расписании стоят эти уроки. Все это признаки того, что проблема довольно узкая и не касается учебы в целом.

В таком случае, стоит выяснить причину и принять меры.



Почему ребенок отказывается учить предмет?


Причина 1. Конфликт с учителем. Скорее всего, проблема именно в этом, если ребенок резко разлюбил предмет, по которому раньше был весьма успешным или хотя бы просто спокойно справлялся. Обратите внимание на акценты, которые ребенок расставляет в разговоре. Он может не говорить прямо, что у него конфликт с педагогом, но в разговоре будет звучать личный негатив, когда вы спрашиваете, пытается ли учитель помочь. Но конфликт с учителем не означает, что ребенок не хочет учиться в целом.


Подростки могут конфликтовать с учителями как из-за личной неприязни, так и из-за чрезмерно возросших предметных требований, изменений в учебном процессе и даже просто новых запросов, скажем, по оформлению задач, которые требуют усилий. Особенно если учитель не умеет выражать свои требования корректно, с уважением к личности ребенка и часто ставит плохие оценки. 


Обсудите с ребенком ситуацию и пути ее исправления, поговорите с классным руководителем. Ваша задача помочь всем сторонам прояснить пожелания сторон и найти компромисс между ожиданиями учителя и ребенка. Крайне важно, чтобы взрослые не обвиняли ребенка в том, что он не хочет учиться, не навешивали на него ярлыки типа "лентяй" и в то же время не списывали сам конфликт на "переходный возраст" без попытки понять, что на самом деле произошло в классе и почему возник конфликт.


Что делать, если диалог с учителем не получается?


  • К сожалению, конфликт не всегда удается разрешить конструктивно, потому что учитель предвзято относится к ребенку без особых причин. В такой ситуации помогут решения для ситуаций, когда учитель невзлюбил ребенка.
  • Помимо личной неприязни причина может быть в профессиональном выгорании учителя. В таком случае родителям приходится встать в позицию переговорщика и общаться с выгоревшим учителем, учитывая его состояние.
  • Особенно трудно приходится ребенку, если у него проблемы с классруком. Тут обязательно необходимо подключиться родителям, даже если ребенок в старшем подростковом возрасте, потому что у этого учителя очень много власти и влияния на ребенка. Родителям необходимо разобраться, как разрешить конфликт с классным руководителям и действовать без промедления.


Причина 2. Ребенок не справляется с учебой. Возможно, по мере усложнения программы год за годом ребенок перестал понимать предмет. У Пушкина была беда с математикой, многие выдающиеся ученые “не тянули” литературу. В общем, чем ближе к старшей школе, тем меньше шансов в полной мере освоить все предметы по программе.


В ситуации, когда классы постоянно выводят на карантин, а дети пережили длительный период дистанта, проблемы с учебой не редкость. Особенно если учителя начинают гнать программу или непрофессионально работают онлайн.


Ребенок не всегда готов признаться в том, что запустил предмет, потому что не хочет испортить отношения с родителями или боится наказания, поэтому ему нужно помочь справиться с проблемами. Часто этот страх настолько велик, что ребенок готов вести себя как клоун и повторять за взрослыми, что он просто глупый и не хочет учиться.


Что делать, если ребенок не понимает предмет?


  • Не вините ребенка. Не обвиняйте его в том, что он не хочет учиться. Даже если он где-то поленился и схалтурил, когда школа позволила, это не вина, а проблема, которую нужно решать конструктивно.
  • Проверьте реальные знания ребенка самостоятельно и независимо. Край
  • Помогите ребенку освоить базовый минимум и договориться с учителем о таком варианте, если предмет не критичен для будущего поступления. Если же он профильный - наименее травматичное решение обратиться к репетитору или пойти на курсы.


Причина 3. Ребенок перегружен. Бывает что ребенок понимает предмет и к учителю острого негатива нет, но объемы заданий запредельные. Так бывает особенно в тех случаях, когда ребенок активно занимается спортом, имеет устойчивые увлечения, на которые тратит немало времени и сил. Усталость не означает, что ребенок не хочет работать головой и учиться.


Как снизить нагрузку на ребенка?


  • Не считайте оценки показателем того, хочет ли ребенок учиться. Разберитесь по существу: если у него двойки за несделанные домашние задания, а контрольные и проверочные работы он пишет хорошо и отлично, не ругайте его за оценки. Лучше похвалите за то, что он на лету схватывает предмет и умеет собираться в стрессовой ситуации.
  • Попробуйте договориться с учителем о выборочном выполнении домашних заданий.
  • Расставьте приоритеты. Возможно, стоит отказаться от части дополнительных занятий или уделять им меньше времени.


К сожалению, проблема с одним предметом может быть довольно важным стрессовым фактором из-за которого ребенок выпадет из ресурса и разлюбит учебу в целом. Если ребенок не хочет идти в школу, займитесь проблемой безотлагательно.





Чрезмерный контроль и опека


Нередко из самых лучших побуждений родители оказывают давление на ребенка, чтобы он выполнял все домашние задания, хорошо учился и добивался отличных оценок. Однако не все дети понимают, что так проявляется забота об их будущем. Довольно часто им кажется, что родители разочаровываются в них, если у них плохие оценки. Что их любят только за успеваемость и даже имитируют сильное желание учиться, чтобы доставить радость родителям. Все это повышает уровень тревожности и недоверия в семье.


Как понять, что ребенок протестует против чрезмерного контроля?


Бунт ребенка, который чувствует, что родители подавляют его самостоятельность, может быть активным и пассивным. Активные бунтари конфликтуют с родителями открыто, могут быть грубы и даже совершать резкие и необдуманные поступки назло родителям. Пассивный бунт проявляется в том, что ребенок на словах соглашается и не возражает, но всячески старается избежать того, чего ему делать не хочется. В этой ситуации можно сказать, что он не хочет учиться, но это не искреннее нежелание, а попытка мести из слабой позиции, попытка сопротивления и протеста.


Как дать ребенку больше свободы?


Шаг 1. Помните, что очень сложно чего-то хотеть в состоянии стресса и перегруза. На мотивацию: захотеть, найти ресурс, сделать усилие, удерживать себя в рабочем состоянии - нужно немало сил. А где ж их взять, когда голова забита страхом перед родительским недовольством, а то и наказаниями? Важно разобраться в причинах конфликтов родителей и детей, чтобы наладить доверительные отношения в семье.


Шаг 2. Поговорите с ребенком, чтобы выяснить чего он на самом деле хочет и чего боится. Доверительный разговор поможет вам разобраться, как мотивировать ребенка на учебу, исходя из его типа личности и истинных желаний. Не критикуйте мысли и высказывания ребенка, какими бы нелепыми или неправильными они не казались.


Шаг 3. Ослабьте контроль за его успеваемостью и снизьте требования к результатам. Очень важно напоминать ребенку, что вы любите и поддерживаете его, а не требуете результата. Подростки очень ранимы к родительским оценкам и могут воспринимать любой конфликт как серьезную драму и утрату доверия.


Шаг 4. Позвольте взять в фокус и сделать приоритетом то, что ему действительно интересно, даже если это внешкольные занятия. Очень часто интересное хобби помогает подростку почувствовать вкус к жизни и быть в целом более энергичным и активным. А также развить познавательный интерес к учебе.


Помните, что гиперопека и контроль со стороны родителей подавляют собственную мотивацию и инициативу ребенка в долгосрочной перспективе.


Ребенок бросает обучение


Совсем ничего не хочет - плохо. А вечно всего хочет, но недолго, - тоже проблема. Вроде бы у ребенка возникают интересы к занятиям, он кидается то на один кружок, то на другой. То увлекается чем-то и требует купить расходные материалы или дорогую спортивную форму, но никакого развития нет - ребенок быстро бросает вроде бы сильное увлечение.


Причины частой смены увлечений


Если такое происходит раз-другой, то причина может быть в секции или преподавателе. В случае когда такое происходит со школьным предметом, имеет смысл попробовать курсы для школьников по предметам, но по методикам, которые учитывают психологические особенности подростков и поддерживают их мотивацию учиться новому. 


Если же у ребенка сформировалось устойчивое поведение начал-бросил во всех сферах, причина может крыться в психологических проблемах: неадекватной самооценке, низком критическом мышлении, нарушении внимания, гиперактивности, излишней импульсивности и т.п.


Что делать, если у ребенка нестабильная мотивация?


Посоветуйтесь с психологом, чтобы понять, как помочь ребенку получать удовольствие от учебы. Сформулируйте запрос на выявление склонностей и интересов ребенка, а также особенностей его работоспособности. Довольно часто выясняется, что ребенку необходима помощь по тренировке волевого усилия - это можно делать при помощи психологических занятий или же на сильной мотивации, если вы все же сможете найти дело, которое он не бросит при первых провалах и неудачах, когда нужно попробовать еще или переделать.


Разберитесь с тем, адекватная ли у ребенка самооценка. Очень часто ребенок бросает учебу или обучение конкретному предмету просто потому, что он не уверен в своих силах и сравнивает себя с другими детьми не в свою пользу. В этой ситуации необходимо поднять самооценку и уверенность ребенку.


Личностные отношения


Казалось бы, если учителя хорошие, учеба дается легко, как можно не хотеть учиться? Очень даже запросто, если ребенок не вписался в коллектив. У подростков на первом месте запрос на человеческие отношения: дружбу, личную жизнь и т.п. И ценность школы вовсе не только в предметных знаниях, но и в социальной жизни и общении.


Когда ценности класса или всей школы противоречат представлениям ребенка о добре и зле, ему сложно ходить в школу. Вам может казаться, что он разлюбил учебу, но дело - в людях, с которыми ему некомфортно.


Что делать, если ребенок не вписался в коллектив


Если у ребенка совсем нет друзей в школе, но он активно общается, скажем, на шахматном кружке, то проблема не в его неумении общаться, а в том, что ему не подходит конкретный социум. В этом случае лучше сменить школу, чтобы у ребенка появились друзья среди ровесников, у которых сходные интересы.


Если ребенок в целом с трудом сходится с людьми, лучше обратиться к психологу с запросом: как научить ребенка налаживать отношения с ровесниками и жить в коллективе. Тогда ему будет проще учиться в классе и в школе в целом.


Не исключено, что ребенка обижают в школе или подвергают травле. В этой ситуации родители должны вмешаться. Даже если потом вам придется сменить класс или школу, вы покажете ребенку опыт сопротивления и наглядным образом покажете, что он не должен быть жертвой. В ситуации буллинга ребенок не может хотеть учиться - все его ресурсы направлены на выживание в коллективе.




Как замотивировать ребенка учиться?


Главные ресурсы мотивации ребенка лежат в его взаимоотношениях с семьей даже в подростковом возрасте. Используйте максимум предложенных решений для того, чтобы ребенок имел силы и ресурс для мотивации к учебе.


Способ 1. Развитие уверенности в себе и собственных силах. Если ребенок испытывает тревогу и неуверенность - он быстро истощается и старается избегать оценки, усилий, которые ему видятся сизифовым трудом. Логичное следствие мысли “все равно не получится” - мысль “не стоит и пытаться”. Снижайте формальные требования, не критикуйте, радуйтесь успехам, найдите курсы или репетитора для поддержки усилий - и все получится.


Способ 2. Покажите пример. В доверительных отношениях люди показывают друг другу свои слабости. У вас не все получается с первого раза на работе - пусть ребенок видит, что вы не идеал, но не сдаетесь. Вы постоянно учитесь новому, чтобы не потерять работу? Пусть ребенок видит, как вы трудитесь и справляетесь с проблемами. Мы не любим идеальных героев даже в фильмах и учимся у тех, кто имеет слабости, но учимся справляться. Это же относится и к родителям - не бойтесь потерять свой авторитет, показав свои слабые стороны.


Способ 3. Показывайте свое неравнодушие и готовность поддержать. Выслушивайте ребенка без осуждения и старайтесь понять его проблемы. Даже если вам его заботы и переживания кажутся временными и незначительными, будьте с ним рядом в моменте, разделяйте эмоции, не осуждая. Это снижает тревожность по поводу внутрисемейных отношений и дает ресурс для мотивации и решения сложных жизненных задач.


Желательно совмещать все три способа, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и защищенно в любой ситуации. Тогда он сможет найти в себе силы на учебу и интересные занятия.


Когда причина нежелания учиться найдена - найдется и решение. Заставлять ребенка через “не хочу” долго не получится. Сохраняйте доверительные отношения с ребенком и не давите своим авторитетом. Именно вклад ребенка в решение проблем и принятие решений обеспечивает мотивацию к учебе и ресурс на то, чтобы преодолевать трудности.

13880