Ребенок перестал учиться в 6 классе. Почему и что делать?

мотивация
дезадаптация
26.11.2022
Анна Бабина
Педагог, руководитель проекта "Родители на MAXIMUM"

В этой статье:

Довольно часто именно в 6 классе дети бросают учебу или начинают относиться к ней безответственно: не делают уроки, опаздывают, начинаются первые прогулы. Почему так происходит и как исправить ситуацию.


Причины, по которым дети бросают учебу в 6 классе


Причины школьного негативизма и равнодушия можно разделить на несколько групп:

  • Внутренние психологические причины - они связаны с предподростковом возрастом и процессом взросления ребенка.
  • Социально-психологические причины - здесь проблемы кроются в особенностях процесса социальной адаптации ребенка этого возраста.
  • Педагогические причины - эта группа причин школьной неуспешности говорит о том, что школа не умеет работать с детьми предподросткового возраста.


Разберем каждую из этих групп подробнее.


Внутренние психологические причины


В предподростковом возрасте у детей есть несколько ключевых особенностей, которые связаны с этим периодом взросления.


  • Огромный психологический разрыв между девочками и мальчиками. Девочки начинают взрослеть, превращаться в девушек, которым интересны отношения, а мальчики - все еще дети. Это приводит к дисгармонии в коллективе одновозрастного класса и массе психологических проблем, связанных с отношениями детей. В результате, из-за стресса дети меньше внимания и сил уделяют учебе, погружаются в собственные переживания.
  • Возраст проверок и проб самых невероятных гипотез. В этом возрасте дети часто путают фантазийный и реальный мир, имеют неадекватную самооценку и не имеют опыта взвешенной оценки других людей. Из-за этого это весьма конфликтный возраст в целом, дети часто вызывают непонимание со стороны взрослых, когда испытывают границы дозволенного. Их часто наказывают, а не учат, не понимая, что они просто пытаются разобраться в этом мире методом проб и ошибок.



Социально-психологические причины


Внутреннее ощущение взросления у ребенка в 6 классе входит в противоречие с тем, как эти признаки воспринимает социум.


  • Дети в этом возрасте остро хотят быть автономными, иметь собственные деньги, не делиться со взрослыми своей внутренней и социальной жизнью. Это часто вызывает протест со стороны взрослых, которые требуют от них поведения, свойственного более младшим детям. Такого рода конфликты - типичны для школы и приводят к снижению общей мотивации детей.
  • В школе у учеников 6 класса очень часто возникают конфликты по поводу личных границ, которые дети нащупывают и пытаются отстоять. Прежде всего, это касается их права на внешний вид. В этом возрасте дети начинают самовыражаться, и для них это дорого и важно. В школе же могут требовать унификации внешнего вида, жестко критиковать неумелые попытки девочек выглядеть привлекательно и неординарно и т.п. Это также приводит к отторжению от школы, поскольку дети в этом возрасте еще не умеют разделять отношения и деятельность. Грубо говоря, что-то делать вместе с неприятными людьми у них не получается.


Педагогические причины


Школа не умеет работать с 5 и 6 классом. Система средней школы строит программу и форматы для этого возраста так же, как для 8-9 класса, а это совсем разные категории детей с точки зрения желательных и подходящих методик образования.


  • Учителя часто одними и теми же методами работают в 6 и 8 классе. А ведь в первом случае дети находятся в предподростковом возрасте, для них актуально проблемное обучение, они сильны с точки зрения образного мышления, у них много креатива по модели “а почему бы не?” А от них требуется рутинная отработка и тот уровень абстракций, который в этом возрасте развит далеко не у всех. И детям учиться - скучно.
  • В этом возрасте дети в массе интересуются тем, что могут приложить к реальной практике здесь и сейчас. Это вообще свойственно людям как сильный мотивирующий фактор, но в этом возрасте - это жизненная необходимость. Ребенок уже не так послушен, как в началке, но еще не готов что-то учить ради экзаменов. Школьная программа и методы это не учитывают.


По итогу, мы имеем массу причин, которые снижают школьную мотивацию в 6 классе. Дети не хотят ходить в школу, плохо себя ведут на уроках, не делают домашние задания. Однако это не их вина - это запрос на помощь, которую они не всегда получают от взрослых.



Как избежать прогулов в 6 классе?


Дети в 6 классе начинают прогуливать школу по разным причинам: от личных до реальных педагогических провалов со стороны школы. Что в этой ситуации стоит делать и не делать родителям?


Родителям НЕ стоит:

  • ругать ребенка, не разобравшись в причинах,
  • позволять учителю или классному руководителю обвинять ребенка, не разобравшись в причинах,
  • наказывать ребенка.


Так вы потеряете доверительные отношения в семье, но не сможете изменить отношение ребенка к той проблеме, которая привела к прогулам.


Родителям стоит:

  • сообщить ребенку, что вас волнует эта ситуация, но вы понимаете, что у нее есть причины;
  • твердо сказать, что вы готовы помочь ребенку в решении проблем, которые привели к прогулам;
  • заявить, что ваша цель - счастье ребенка и хорошее образование, именно поэтому вы хотите понять, что не так, чтобы идти к цели, а не чтобы наказать;
  • выслушать ребенка с пониманием того, что личные проблемы он имеет право в деталях не раскрывать, а лишь обозначить:
  • спросить, чем вы можете помочь;
  • при необходимости попросить сторонней помощи от конфликтной комиссии в школе до психолога либо консультанта по выбору другой школы.


Нужно понимать, что в этом возрасте за прогулами может стоять и проба протестного поведения, и страх быть отвергнутым другом-прогульщиком, и конфликт с учителем или классным руководителем, и школьная неуспешность, и травля, и много другое. Не разобравшись в причинах вы рискуете спровоцировать ухудшение нежелательного поведения ребенка и утратить его доверие к вам.



Как усадить за уроки ребенка в 6 классе?


Довольно часто в 6 классе детям много задают. Что самое неприятное - каждый учитель ведет себя так, как будто, кроме его предмета, у ребенка не должно быть других дел и интересов. Очень часто ребенок физически не в состоянии сделать всю домашку, если он хочет хотя бы иногда гулять. Причем, это так, даже если он вполне собран и не имеет проблем с пониманием материала.


Если же у ребенка какой-либо предмет или материал вызывает затруднение, то он склонен откладывать проблемную домашку “на потом”, чтобы успеть сделать большой объем того, над чем особо думать не надо. Это совершенно нормально для человека в состоянии перегруженности. Конечно, это приводит к эффекту снежного кома по проблемному предмету, но в этом возрасте для ребенка нормально - не уметь отслеживать такие моменты. Тут необходима помощь взрослых.


Не нужно обвинять ребенка в том, что он ленив или не хочет учиться. Выполнение домашнего задания в полном объеме никак не соотносится с мотивацией познавать и делать новое. Нужно обсудить с ребенком, как он видит сложившуюся ситуацию и вместе выстроить стратегию поведения с учетом того, что:


  • аттестоваться по всем предметам надо, но не обязательно на отлично, если для этого нужно умереть над домашкой;
  • человек имеет право на увлечения и общение с друзьями, без этого он страдает, поэтому ему нужно свободное время;
  • в ситуации, когда домашка не сделана, нужно учиться избегать двоек, ведь во взрослой жизни ты тоже не всегда будешь успевать выполнить задачи в срок.


Ваша задача не быть максималистом самому, а научить ребенка гибкости, которая пригодится ему в будущем. А также помочь разрешить учебные затруднения по конкретным предметам, если они есть.


Как заинтересовать учебой ребенка в 6 классе?


В этом возрасте большинство детей хотят учиться, познавательный интерес довольно высок. Другое дело, что учиться просто потому что “надо” дети перестают.


Довольно часто родители стоят перед выбором: сделать ребенка удобным для школы или сохранить его мотивацию изучать то, что ему интересно. Если нет возможности определить ребенка в ту школу, где он с радостью будет учиться, то стоит подумать о том, чтобы спускать школу на тормозах, но при этом подобрать дополнительные занятия, в которых ребенок сможет самореализоваться и добиться успеха.


Очень часто в сфере дополнительного образования есть больше возможностей для детей с разными склонностями и способностями, чем в школе. Если ребенок действительно чем-то увлечен и вкладывает в полезное занятие много сил по собственной воле, следует поддержать его, а не забирать из кружка, который мешает школе. В конце концов, школе нужна успеваемость сейчас, а вам - успешный взрослеющий человек. 


Помогите ребенку разобраться в себе, поддерживайте его занятия, в которых он проявляет собственную мотивацию.


Как наладить дисциплину в 6 классе?


Довольно часто учителя жалуются на дисциплину и поведение детей на уроках в 6 классе. Нередко вызывают родителей в школу, требуют повлиять на ребенка. Сказать ребенку, что не стоит совершать правонарушения - долг каждого родителя. Но за дисциплину в классе родители не отвечают ни по духу, ни по букве закона. 


В 6 классе у детей на первое место выходит приоритет по социализации. В этом возрасте возрастные изменения организма делают детей более эмоциональными и взрывными, произвольность и самоконтроль начинают ослабевать. Проще говоря, возбудить класс, вызвать эмоциональную реакцию, которая сама не утихнет, у шестиклашек очень легко. Но это работа учителя - выбирать формы работы и строить отношения с детьми так, чтобы класс был в работоспособном состоянии.


Ваша задача - выяснить у ребенка, нравится ли ему, что в классе нарушается дисциплина, действительно ли он участвует в общем бардаке потому, что хочет. Важно научить ребенка быть независимым от общей обстановки и преследовать свои интересы, не зависеть от эмоциональной волны в коллективе настолько, насколько это возможно.


Претензии со стороны школы не стоит воспринимать как приказ к исполнению - нужно разобраться в ситуации и быть на стороне ребенка.


В целом, с ситуацией, когда ребенок в 6 классе перестает учиться, сталкиваются очень многие родители. Ваша задача не паниковать, а разобраться в причинах и вмешаться в ситуацию так, чтобы не утратить доверительные отношения в семье. Нужно понять ребенка, поддержать его хорошие устремления и помочь выстроить конструктивное поведение и взаимоотношения со школьным коллективом.

957