В этой статье:
Частая ситуация: учитель жалуется родителям – ребенок в школе не проявляет никакой вовлеченности в процесс, скучающе смотрит в окно, ворон считает… Что это: нарушение мотивации или неврологическая проблема? Речь идет о таком явлении, как школьная дезадаптация, или неприспособленность ребенка к школе, неготовность к ее правилам и вызовам.
Что это такое школьная дезадаптация
Традиционно школьная дезадаптация фиксируется в период трех основных кризисов, с которыми сталкивается школьник.
Первый кризис связан с переходом в первый класс, влекущим за собой кардинальные изменения его жизненного уклада.
Второй кризис может случиться при переходе в пятый класс, когда из класса с одним классным руководителем ребенок попадает в новую систему образования – с большим количеством учителей-предметников и нагрузки.
Третий кризис может произойти в 8-9 классе или старшей школе.
Школьная дезадаптация может проявляться в разных сферах:
- пространственно-временная сфера: ученику трудно привыкнуть к школьному расписанию и местности, из-за чего он не собран и пребывает в растерянности
- личностно-смысловая сфера: ученик испытывает трудности в коммуникации со сверстниками и преподавателями
- учебно-познавательная сфера: ученик не успевает по предметам, испытывает трудности в обучении.
Вот по каким признакам можно заметить и отследить нарушения в этих сферах:
- хроническая усталость и вялость
- скачки давления
- высокая тревожность
- появление неудовлетворительных оценок
- утрата интереса к обучению
- низкая самооценка
- страх форм контроля (тестов, контрольных, вызовов к доске)
- отказ отвечать у доски
- прогулы
- конфликтность
Замеченные нарушения распространяются и на другие сферы жизни школьника, и, конечно, за каждым поведенческим проявлением стоит причина, которую важно установить и обсудить.
Причины школьной дезадаптации
Различные переходные периоды, будь то поступление в начальную школу, переход в среднее звено, смена классного руководителя, смена учебного учреждения, проблемы в семье, могут спровоцировать дезориентированность подростка. Возможные причины можно условно разделить на три группы, тем не менее, не стоит забывать, что, как правило, дезадаптация проявляется при наличии сразу нескольких факторов.
Биологические причины
К ним относятся наличие хронических заболеваний, патологии нервной системы, задержки психического развития
Психологические причины
Они возникают в случаях аномального типа семейного воспитания. Когда ребенок сталкивается с очень жесткими требованиями к себе или, наоборот, со вседозволенностью. Часто причиной дезадаптации становится отсутствие у ребенка информации о том, что его ожидает. Очень важно, чтобы семья подготовила ребенка к мягкому безболезненному переходу в новую жизнь, приучила к интеллектуальному труду, приходящему на смену игровым интересам.
Социальные причины
К ним относится специфика учебного процесса, не всегда учитывающая особенности ребенка. Жесткость социальных стандартов поведения в школе, перегруженность школьной программы, излишняя строгость и требовательность нового окружения также могут стать причинами дезадаптации.
Последствия школьной дезадаптации
Если не среагировать на трудности школьника в ходе учебного процесса, последствия могут быть следующими:
Поведенческие
Ребенок становится раздражительным, нервозным, быстро утомляется.
Психологические
При ощущении угрозы извне у ребенка или подростка может сработать свой защитный механизм как реакция на стресс (заторможенность, агрессия, избегание и т.д.). Он может начать тем или иным образом саботировать требования учителя – вступать с ним в активную или пассивную конфронтацию.
Физиологические
Хронический стресс может вылиться в физические недуги: головные боли, расстройства пищевого поведения, язвенная болезнь, псориаз, болезни сердца и др.
Что делать при школьной дезадаптации
Если родитель заметил признаки школьной дезадаптации, следует продолжить наблюдать за поведением ребенка, аккуратно задавать ему наводящие вопросы о том, какие чувства он испытывает по поводу школы, преподавателей, домашних заданий.
Обсудить проблему с другими участниками процесса. Параллельно следует обратиться с проблемой к преподавателю и педагогу-психологу. У них есть целый арсенал методов, чтобы установить школьную дезадаптацию.
Помнить о важности системного подхода. Залог успеха – включенность всех членов образовательного процесса – и педагогов, и психологов, и, конечно, самих родителей, – в решение проблемы.
Родители, со своей стороны, должны взять на себя контроль усвоения школьной программы, а также совместно с психологом обсудить и найти способы подбадривания и мотивации ребенка.
Помнить – интерес ребенка там, где успех. Пока родители трудятся «в тылу», в школе преподаватель должен создавать для школьника ситуации успеха. Цель, к которой должны стремиться как родители, так и педагоги – возрождение учебной мотивации, доказательство ребенку, что обучение – это интересно.
Еще одна зона ответственности родителей – давать ребенку качественный отдых. Развитие новых увлечений, общение в кругу семьи, пребывание на природе – то, что нужно ребенку, чтобы отдохнуть от школьной рутины.
Из позиции заботливого и внимательного родителя можно легко помочь ребенку преодолеть школьную дезадаптацию. Следует помнить, что любое эмоциональное проявление в отношении ребенка является закреплением той деятельности, которую он выполняет. Он улавливает малейшие как позитивные, так и негативные оценки, поэтому следует фильтровать их и учиться быть поддерживающим взрослым.