В этой статье:
Частая ситуация: учитель жалуется родителям – ребенок в школе не проявляет никакой вовлеченности в процесс, скучающе смотрит в окно, ворон считает… Что это: нарушение мотивации или неврологическая проблема? Речь идет о таком явлении, как школьная дезадаптация, или неприспособленность ребенка к школе, неготовность к ее правилам и вызовам.
Что это такое? Ранние признаки школьной дезадаптации
Традиционно школьная дезадаптация фиксируется в период трех основных кризисов, с которыми сталкивается школьник. Первый кризис связан с переходом в первый класс, влекущим за собой кардинальные изменения его жизненного уклада. Второй кризис может случиться при переходе в пятый класс, когда из класса с одним классным руководителем ребенок попадает в новую систему образования – с большим количеством учителей-предметников и нагрузки. Третий кризис может произойти в 8-9 классе.
Школьная дезадаптация может проявляться в разных сферах:
· пространственно-временная сфера: ученику трудно привыкнуть к школьному расписанию и местности, из-за чего он не собран и пребывает в растерянности
· личностно-смысловая сфера: ученик испытывает трудности в коммуникации со сверстниками и преподавателями
· учебно-познавательная сфера: ученик не успевает по предметам, испытывает трудности в обучении.
Вот по каким признакам можно заметить и отследить нарушения в этих сферах:
· хроническая усталость и вялость
· скачки давления
· появление неудовлетворительных оценок
· утрата интереса к обучению
· низкая самооценка
· страх форм контроля (тестов, контрольных, вызовов к доске)
· отказ отвечать у доски
· прогулы
· конфликтность
Замеченные нарушения распространяются и на другие сферы жизни школьника, и, конечно, за каждым поведенческим проявлением стоит причина, которую важно установить и обсудить.
Причины школьной дезадаптации
Различные переходные периоды, будь то поступление в начальную школу, переход в среднее звено, смена классного руководителя, смена учебного учреждения, проблемы в семье, могут спровоцировать дезориентированность подростка. Возможные причины можно условно разделить на три группы, тем не менее, не стоит забывать, что, как правило, дезадаптация проявляется при наличии сразу нескольких факторов.
· Биологические причины
К ним относятся наличие хронических заболеваний, патологии нервной системы, задержки психического развития
· Психологические причины
Они возникают в случаях аномального типа семейного воспитания. Когда ребенок сталкивается с очень жесткими требованиями к себе или, наоборот, со вседозволенностью. Часто причиной дезадаптации становится отсутствие у ребенка информации о том, что его ожидает. Очень важно, чтобы семья подготовила ребенка к мягкому безболезненному переходу в новую жизнь, приучила к интеллектуальному труду, приходящему на смену игровым интересам.
· Социальные причины
К ним относится специфика учебного процесса, не всегда учитывающая особенности ребенка. Жесткость социальных стандартов поведения в школе, перегруженность школьной программы, излишняя строгость и требовательность нового окружения также могут стать причинами дезадаптации.
Последствия школьной дезадаптации
Если не среагировать на трудности школьника в ходе учебного процесса, последствия могут быть следующими:
· Поведенческие
Ребенок становится раздражительным, нервозным, быстро утомляется.
· Психологические
При ощущении угрозы извне у ребенка или подростка может сработать свой защитный механизм как реакция на стресс (заторможенность, агрессия, избегание и т.д.). Он может начать тем или иным образом саботировать требования учителя – вступать с ним в активную или пассивную конфронтацию.
· Физиологические
Хронический стресс может вылиться в физические недуги: головные боли, расстройства пищевого поведения, язвенная болезнь, псориаз, болезни сердца и др.
Методы коррекции школьной дезадаптации
· Осознание проблемы
Если родитель заметил признаки школьной дезадаптации, следует продолжить наблюдать за поведением ребенка, аккуратно задавать ему наводящие вопросы о том, какие чувства он испытывает по поводу школы, преподавателей, домашних заданий.
· Обсудить проблему с другими участниками процесса
Параллельно следует обратиться с проблемой к преподавателю и педагогу-психологу. У них есть целый арсенал методов, чтобы установить школьную дезадаптацию.
· Помнить о важности системного подхода
Залог успеха – включенность всех членов образовательного процесса – и педагогов, и психологов, и, конечно, самих родителей, – в решение проблемы.
· Фокус родителей – на ребенка
Родители, со своей стороны, должны взять на себя контроль усвоения школьной программы, а также совместно с психологом обсудить и найти способы подбадривания и мотивации ребенка.
· Помнить – интерес ребенка там, где успех
Пока родители трудятся «в тылу», в школе преподаватель должен создавать для школьника ситуации успеха. Цель, к которой должны стремиться как родители, так и педагоги – возрождение учебной мотивации, доказательство ребенку, что обучение – это интересно.
· Не школой единой
Еще одна зона ответственности родителей – давать ребенку качественный отдых. Развитие новых увлечений, общение в кругу семьи, пребывание на природе – то, что нужно ребенку, чтобы отдохнуть от школьной рутины.
Профилактика школьной дезадаптации
Школьная дезадаптация – довольно частотная, а значит, изученная проблема, и потому есть много превентивных способов помочь детям ее избежать.
· своевременный контроль усвоения материала
Интересуйтесь у ребенка, что происходило на уроках, какие предметы нравятся, а каких контрольных он боится.
· отказ от сравнения своего ребенка с другими
Очень важно, чтобы вы видели в своем ребенке личность, у которой свой путь. Стоит избегать обсуждения сверстников, особенно в сопоставительном ключе.
· акцент на те моменты, где он превзошел самого себя
Ничто не мотивирует лучше, чем победа над самим собой в прошлом.
· отказ от транслирования ребенку своих ожиданий
Не стоит ждать, что он превзойдёт вас в областях, где вы не были успешны. У него свой путь! Пусть он будет ничем не обремененным.
Из позиции заботливого и внимательного родителя можно легко помочь ребенку преодолеть школьную дезадаптацию. Следует помнить, что любое эмоциональное проявление в отношении ребенка является закреплением той деятельности, которую он выполняет. Он улавливает малейшие как позитивные, так и негативные оценки, поэтому следует фильтровать их и учиться быть поддерживающим взрослым.