Чего ждать в 5м классе и как справиться с проблемами

5 класс
программа обучения
16.08.2023
Полина Лебедева
IB эксперт

В этой статье:

Переход в пятый класс - это не просто “следующий год”. Это новая ступень обучения - средняя школа. От ребенка требуются сильные навыки адаптации к новым обстоятельствам, чтобы на эту ступень взобраться. 

Простыми словами, именно в пятом классе куча всего нового: учиться и общаться надо по-новому, относятся к тебе не так, как в началке, да еще и в столовке и коридорах толпа старшеклассников. Не удивительно, что у большинства детей в этот период возникает серьезный стресс.

Разложим по полочкам изменения, с которыми столкнется ребенок, и расскажем, как и чем ребенку можно помочь.

 

Возрастные особенности пятиклассников


Школа и учеба тут ни при чем, просто ребенок сталкивается не только с новыми обстоятельствами, но и собственными внутренними изменениями. Он входит в препубертат - начало подросткового возраста. 

Считается, что этот период длится с 7 до 14 лет, но в среднем именно на 9 -11 лет приходится начало основной, заметной перестройки организма: ребенок находится в активном процессе полового созревания, а также у него совершенствуется работа мозга и нервной системы. 


Как это проявляется?


  • Родители и учителя могут столкнуться с импульсивностью и непослушанием. 
  • Значение общения с друзьями будет постепенно возрастать, а авторитет родителей и учителей - ослабевать. 


Что делать?


Все это подробно описано в многочисленных книгах и статьях о возрастной физиологии и психологии. Не обязательно быть экспертом в научной сфере, но нужно помнить о том, что ребенку тяжело. Помимо внешней нагрузки его организм сталкивается с внутренними вызовами и тратит много ресурса на рост и изменения.

        

Учебники и предметы


В пятом классе увеличивается количество предметов, которые нужно изучать. 


  • Предмет “Литературное чтение” превращается в полноценную “Литературу”. 
  • Общая дисциплина “Окружающий мир” теперь делится на несколько общественно- и естественнонаучных предметов: “История”, “География”, “Биология”. 
  • В некоторых школах в программе может появиться предмет “Второй иностранный язык”. 


Что делать?


  • Полистайте учебники вместе с ребенком, пообщайтесь по поводу каждого предмета: что нам нем изучают, чем он интересен. Ребенок в результате такого разговора убедится, что кое-что по каждому предмету он уже знает, не все начинается с нуля.
  • Ослеживайте учебную ситуацию и следите за тем, чтобы он не накопил “долгов” в первом полугодии. Ведь школьная программа имеет преемственность: если упустил какие-то темы или суть нового предмета, дальше будет еще сложнее.
  • Убедитесь, что у ребенка удобный рюкзак, в который помещается все необходимое - может быть, даже на колесиках. Выясните у классного руководителя, нельзя ли приобрести второй комплект учебников и оставлять его в школе: тогда можно будет носить поменьше. Может быть, можно договориться с соседом по парте и носить учебники на двоих?
  • Важно, чтобы ребенок умел самостоятельно собираться в школу: брать учебники и тетради в соответствии с расписанием, не забывать сменку. Соберитесь несколько раз вместе с ребенком. Он научится, и это снизит его стресс.


 


Расписание дня и учебное пространство


Предметов станет больше, и расписание усложнится. Необходимо убедиться, что ученик справляется с самостоятельным заполнением дневника, знает, где посмотреть домашнюю работу. Лучше всего будет дублировать ее в дневнике, даже если электронный журнал заполняется всегда своевременно: это научит полагаться на свои силы, а не на других людей.


Осложняется и навигация - передвижение - по школе. Каждый учитель работает в свое классе, перемещаться между ними ученику придется самостоятельно. Каждый день - целое путешествия с разными пунктами назначения, и нужно успеть переместиться за перемену, собраться - перейти - разложить предметы на парте в новом классе. 


Не лишним будет в первые дни попробовать составить вместе с ребенком "навигатор" по школе, обозначить раздевалки, спортивный зал, столовую и разные кабинеты. Особенно важно, чтобы ребенок знал, где находится кабинет классного руководителя. Попробуйте нарисовать карту-схему школы и "погулять" по ней вместе!


Можно также пообсуждать, чем кабинеты разных предметов отличаются друг от друга. В кабинете географии - карты и глобусы, в кабинете биологии много растений, в кабинете литературы висят портреты писателей. Так ученику будет легче запомнить и визуально представлять себе кабинеты.

 

Подходы и стили учителей


        Если в начальной школе у ребенка был один учитель, за исключением физкультуры, иностранного языка и ИЗО, например, то сейчас будет отдельный учитель по каждому предмету. У каждого учителя - свои особенности и требования. Если ваш ребенок менял школу или посещает кружки, он уже подготовлен к такому развитию событий.



Что делать?


  • У многих школ на сайте есть профили учителей. Когда вам выдадут список, можно будет почитать про учителей вместе, заочно познакомиться. После первых нескольких недель можно будет вместе посоставлять "портфолио" учителей: как зовут? какой предмет ведет? номер кабинета? что важно знать про учителя? Это научит ребенка следить за стилями общения и преподавания учителей, выстраивать общение с ними.
  • Не забывайте, что вы уже прошли этот путь сами и справились. Расскажите ребенку о том, как это было, с какими сложностями вы встретились, как запоминали имена и отчества учителей. Успокойте его, что сразу запомнить все и вся невозможно, что это - результат стараний.

 

Самоорганизация, самостоятельность


В пятом классе перед нами уже маленький взрослый. Он может и хочет принимать решения, по многим вопросам у ученика вырабатывается своя позиция. Он готов к большей самостоятельности, у ученый процесс также рассчитан на это. Поощряйте его в любопытстве, в высказывании своего мнения и своей позиции, в самостоятельности действий. Ведение дневника, поддержание своей комнаты, тетрадей и учебников в порядке вполне доступно ребенку и приятно ему. Он постепенно готов быть "сам", к своей автономии.


Что делать?


  • В первые недели пятого класса постарайтесь, если это возможно, разгрузить свободное время ребенка от кружков и репетиторов, лучше постарайтесь вместе организовать режим дня, время для домашней работы - когда начинается? когда заканчивается? как правильно делать паузы? Могут потребоваться новых договоренности по поводу игр, гаджетов и времени отхода ко сну.

 

Когнитивная нагрузка - как усвоить материал


Учебники из развлекательных, красочных становятся более наукообразными, в них появляются обширные аналитические, сравнительно-сопоставительные главы. Типы заданий расширяются, появляется больше самостоятельной работы с текстами, их обработки - например, пересказы, заполнение таблиц по тексту учебника. Ученик к этому уже вполне готов по возрасту и умственному развитию, но переход все равно может почувствоваться. Почаще интересуйтесь происходящим, особенно на начальных этапах. В первые недели точно понадобится проверять домашнюю работу, то, как она сделана.


Разумеется, весь школьный коллектив будет работать над адаптацией детей к средней школе. Учителя будут работать и над развитием самостоятельности учащихся, и помогать с заданиями. Не старайтесь делать задания за ребенка и подменить собой учителей. Но постарайтесь сигналить, что вы открыты для любых вопросов и деятельной помощи. Если ребенку понадобится, покажите ему, как вы делаете пересказ или конспект, как вы рассчитываете время на то или иное задание.


Что делать?


Оценки могут снизиться - от непривычки и перегрузки. Скажите и себе, и ребенку, что это нормально, найдите причину сложностей и объясните ребенку, как справиться с тем или иным типом задания. При адаптации важно думать не в ключе "где ошибка?", а в ключе "что мне нужно научиться делать?"

 


В пятом классе ученики готовы расти, становиться маленькими взрослыми, им это интересно. Обнимите и поддержите их в этом стремлении.


3374