В этой статье:
Когда ребенок не хочет ходить в школу, велик соблазн назвать его лентяем и надавить. На деле же его отказ может быть сигналом неблагополучия, о котором он не может сказать прямо. А может, и сам не понимает до конца, в чем причина негативного отношения к школе. Самое время не выражать праведный гнев а выяснить, почему ребенок отказывается идти в школу именно сегодня или совсем и всегда. Разбираемся в причинах и принимаем меры.
Переутомление ребенка
Причины переутомления. Ребенок - это маленький человек. Он может чувствовать сильную усталость, если он перегружен. Довольно часто мы из лучших побуждений записываем его в несколько кружков, нанимаем репетиторов да еще и ожидаем высокой успеваемости в школе. А ребенок всей этой нагрузки просто не выдерживает.
Симптомы переутомления. Велика вероятность того, что ребенок сильно устал, если:
- он очень много прокрастинирует - то есть не может собраться и сделать простое дело
- часто “прикладывается”, то есть пытается делать домашку лежа, а не сидя за столом нормально
- у него “глаза на мокром месте”, хотя раньше за ним это не наблюдалось
- он стал более забывчивым и рассеянным
- у него снижается внимание и он допускает “глупые ошибки”.
Что делать? В этой ситуации имеет смысл здраво посмотреть на нагрузку ребенка и его реальные возможности.
- Проверьте, сколько чистого времени в сутки он занят “полезными делами”: школой, обязанностями по самообслуживанию, помощью по дому и дополнительными занятиями. Добавьте время на переезды и прием пищи и 9 часов сна. Если осталось менее 3х часов - расписание слишком плотное. Стоит отказаться от некоторых занятий в пользу отдыха.
- Убедитесь, что все занятия доставляют ребенку удовольствие. Если он неуспешен, он истощается. Конечно, можно требовать от него борьбы за высокие достижения, но по факту тяжелая неуспешность в том, на что напирают родители, это еще и тяжелый стресс. Подумайте, чем можно заменить такое дело, чтобы ребенок не потерял в развитии, но и был более счастливым. Например, музыкальную школу можно заменить кружком - ребенок будет играть на инструменте, но не потратит кучу нервов на те предметы, которые ему не интересны.
Конфликты с учителями
Наверняка вы хотя бы раз были в ситуации, когда приходилось работать с трудным начальством. Конфликты с учителями для ребенка - еще более тяжкая ноша. Ведь он не может легко сменить в школу. А еще ему сложней постоять за себя в условиях школьной системы. Не стоит думать, что учитель всегда прав. Некорректное поведение педагогов - увы, не редкость. Предвзятое отношение к ребенку может быть вызвано личной неприязнью или какой-то мелочью. В конце концов, учитель может быть банально профессионально выгоревшим, но при этом оставаться на работе.
Как понять, что проблема в конфликте с учителем? Ребенок далеко не всегда признается, что попал в конфликтную ситуацию. Может, он чувствует себя виноватым, например, если конфликт начался с его проступка. Может, он боится вашего осуждения. Может, полагает, что он большой и должен справиться сам. Обратите внимание на следующие моменты.
- У ребенка снижается успеваемость по одному из предметов. Причем, катастрофически - он получает кучу двоек.
- Ребенок разлюбил конкретный предмет и яростно рассказывает, как он ненавидит, скажем, химию. Или часто говорит, о том, что он не способен освоить конкретный предмет, что он “не математик” и т.п.
- Ребенок рассказывает о том, как конкретный учитель обижает или травит другого ученика в классе и выражает негативные эмоции по этому поводу.
- Ребенок не хочет посещать школу в конкретный день недели и проявляет тревогу накануне.
Что делать, если ребенок скрыто или явно демонстрирует напряжение по поводу отношения с учителем? Прежде всего, поговорить с ребенком.
- Заявите четко свою позицию: ваша задача помочь ребенку разрулить конфликт и вам его психика дороже, чем сто учителей, даже если он “первый начал”.
- Выслушайте ребенка, не осуждая. Даже если он очень грубо высказывается об учителе, обзывает его и т.п. Просто спокойно выясните, что именно делает педагог, что так раздражает ребенка.
При этом подчеркивайте, что ваша задача не совместными усилиями затравить учителя, а научить ребенка разрешать конфликты и при необходимости сделать это вместе. Раз вторая сторона - взрослый человек, вы имеете право и должны поддержать ребенка, который находится в слабой позиции.
Если конфликт с учителем тяжелый, имеет смысл вмешаться.
- Согласуйте свои действия с ребенком. Он знает довольно много о ситуации изнутри и может испытывать неловкость перед одноклассниками, если вы внезапно появитесь в школе с обвинениями в адрес учителя.
- Поговорите с другими родителями. Удержите себя от соблазна собрать группу поддержки и сменить учителя, не разобравшись в ситуации. Однако информация о том, как другие дети отзываются об учителе, поможет вам получить дополнительную информацию.
- Обратитесь за консультацией к классному руководителю. Вполне возможно, беседа с его участием поможет разрешить конфликт.
- Воспользуйтесь школьной системой разрешения конфликтов. Во многих школах сейчас существуют тьюторские и психологические службы, которые и должны заниматься подобными вопросами.
Будьте готовы к тому, что ситуация может развиваться по самым разным сценариям. Может выясниться, что одноклассники ребенка и он сам травят учителя под предводительством агрессивного лидера. А может, учитель действительно плохой профессионал и просто не умеет работать с подростками. Чаще всего, учитель, который ведет себя некорректно, является профессионально выгоревшим. Как это понять и выстроить отношения в интересах ребенка - рассказываем в специальной статье.
Старайтесь сохранять холодную голову и помнить важное: вы сейчас подаете ребенку пример того, как надо разрешать конфликты и воспринимать ситуацию, когда взрослый (старший по званию) не справился. Превратите эту проблему в обучающую ситуацию, польза которой выходит за рамки школьной жизни.
Конфликты с одноклассниками
Травля со стороны сверстников или просто неблагоприятные отношения и агрессия в классе - одна из частых причин, по которой ребенок не хочет ходить в школу. И даже ненавидеть ее.
Как понять, есть ли у ребенка проблемы в школьном коллективе?
- Ребенок не участвует во внешкольных тусовках и общении. Дети после школы обычно гуляют, приглашают друг друга на дни рождения, встречаются на выходных. Если ваш ребенок никогда этого не делает, ему как минимум некомфортно в классе.
- Ребенок отказывается от участия в школьных экскурсиях и мероприятиях, где сверстники могут свободно пообщаться вне уроков.
- У ребенка в школе “теряются” или “портятся” вещи, хотя по жизни он не такой уж безалаберный и рассеянный.
- На школьной одежде ребенка появляются неожиданные пятна, она может быть испорчена жевачкой или порвана. Хотя опять же обычно на нем “вещи не горят”.
- У ребенка появляются травмы и ссадины, о происхождении которых он внятно рассказать не может. А на вопросы отвечает уклончиво или завирается.
- У ребенка явно “глаза на мокром месте”, когда вы начинаете разговор об одноклассниках.
Что делать, если вы заподозрили школьную травлю? Прежде всего, помнить, что резкие движения тут могут навредить ребенку. Скажем, если вы накинетесь на других детей с обвинениями, это явно не сделает вашего ребенка более популярным.
Начните с визита к независимому психологу, который не знает вашу школу и впервые видит вашего ребенка, с запросом разобраться в том, какая помощь нужна, чтобы ребенок смог общаться с ровесниками. Вполне возможно, что вы, любя своего ребенка, не замечаете, что у него действительно есть какие-то особенности поведения, которые стоит скорректировать. Например, его нужно научить реагировать на обидное прозвище - и ситуация нормализуется.
Также нужно иметь в виду, что, если травля и правда имеет место, то педагогический коллектив по какой-то причине ее игнорирует или даже провоцирует. Поэтому удивление по поводу вашего визита в школу будет весьма неискренним, а желание помочь - весьма формальным. И часто не очень эффективным.
Если в школе есть психологическая служба, обратитесь и к ней. Сформулируйте запрос: понять, почему ребенок воспринимает отношения с одноклассниками как неблагоприятные. Не требуйте вмешательства, попросите их предъявить свой взгляд на ситуацию. Если школьная система встанет в защитную позицию “у нас все хорошо - проблема в вашем ребенке или его восприятии”, стоит задуматься о смене школы.
Разочарование в учебном процессе
Ребенок может быть разочарован в учебном процессе. Ну, скучные в школе уроки и не очень понятно, зачем на это все тратить время. Снижение мотивации к учебе часто бывает не из-за лени, а из-за того, что учебный процесс построен не самым лучшим образом.
Как понять, что причина именно в этом?
- Ребенок активно учится вне школы. Ему нравится какой-то кружок или онлайн-занятия, где он активен и выполняет задания.
- Ребенок любит читать.
- В интернете ребенок находит полезный контент. В компьютере он не просто серфит, а делает какой-то продукт. Может, монтирует видео, ведет ютуб-канал и т.п.
- Ребенок социален и у него есть приятели за пределами школы, с которыми он не просто тусуется.
Что делать, если ребенку перестало быть интересно в школе.
- Задуматься о смене школы. Поговорите с ребенком о его ожиданиях от обучения и “хорошей школы” и выберите подходящий вариант. Это может быть предпрофильный класс, школа с другим укладом и обстановкой, колледж.
- Если вы готовы уделять много внимания образовательному процессу, подумайте о дистанционной школе и при этом активной внешкольной деятельности. Возможно, у ребенка есть какой-то сложившийся интерес, который может стать будущей профессией.
Мотивация к обучению - довольно сложная материя, которая зависит не только от методик обучения или отношения учителя к детям. Поговорим подробнее о том, из каких компонентов складывается мотивация подростков и как на нее повлиять.
Рекомендации для родителей
В чем бы ни была причина того, что ребенок не хочет ходить в школу, принять решение проще, когда у вас с ним доверительные отношения. Вопрос образования и коллектива - очень серьезный.
Решения нужно принимать вместе и важно, чтобы ребенка они устраивали.
- Разговаривайте со своим ребенком, слушайте его, чтобы понять, в чем причина нежелания идти в школу. Не осуждайте его высказывания или поведение, даже если в корне с ними не согласны.
- Интересуйтесь жизнью ребенка, его ощущениями, отношениями с одноклассниками и друзьями. Не будьте навязчивы, но следите за ситуацией и деликатно выясняйте, как дела.
- Не обесценивайте переживания ребенка. Не пытайтесь представить его переживания незначительными. Например, словами о том, что в школе нужно учиться, а все остальное не важно. В неблагоприятном коллективе очень сложно учиться с полной отдачей.
- При возникновении серьезной ситуации, которая представляет угрозу ментальному или физическому здоровью и благополучию ребенка, стоит вмешаться. Начните с классного руководителя и психолога.
Нежелание ребенка ходить в школу - серьезный сигнал. Не пропустите его и не пытайтесь действовать силой. Лучше разобраться в причинах и устранить их. Так вы поможете сохранить мотивацию к учебе и позаботитесь о благополучии ребенка.