Как мотивировать ребенка: 7 советов психолога

29.06.2021
Наталья Смелова
Тьютор, наставник программы "Система выбор" MAXIMUM EDUCATION

Почему ребенок не старается? Почему подросток не хочет учиться? Почему он вообще ничего не хочет? Психолог Наталья Смелова поясняет, как работает мотивация у детей и подростков и дает 7 важных советов, как мотивировать ребенка добиваться успеха.


Часто родители и учителя думают, что мотивацию учиться или работать можно взять из воздуха. Например, просто заставить себя делать то, что надо. На самом деле, мотивация - штука сложная. Что влияет на мотивацию ребенка?

Определите психологический тип ребенка


Основные типы: конкуренция и сотрудничество


Когда очевиден: в доверительных отношениях. Задавайте вопросы, выслушивайте не критикуя. Обращайте внимание на то, хочет ли ребенок быть главным и первым или же он командный игрок?


Как определить?

  • Прямые вопросы: Что тебя воодушевляет? Что тебя помогает двигаться по жизни?
  • А если нет ответа? Предлагаем примеры из жизни или вымышленной реальности, чтобы подросток рассказал о своем поведении.


Например: Как подросток ведет себя в командной компьютерной игре? Как он относится к школьным оценкам и добивается их?


В чем связь с мотивацией? Понять свой драйвер важно, чтобы выработать стратегию поведения в разных ситуациях.


Как мотивировать ребенка? Связывайте задачу именно с драйвером текущую задачу. Если ребенок склонен конкурировать, предложите ему представить себя победителем на олимпиаде. Если же он стремится к сотрудничеству, покажите, как он сможет помочь людям, если научится тому или иному.


Скорректируйте самооценку ребенка


Основные типы: завышенная, заниженная, адекватная, несформированная


Когда очевиден: в размышлениях и поведении


Как определить?

  • Прямые вопросы: Какой ты? Какие свои качества ты знаешь? Что говорят о тебе друзья?
  • На что обратить внимание? Есть ли у подростка свое мнение или он опирается на слова окружающих о нем? Какую оценку своей личности он считает истиной?


Например: Подростки часто называют себя ленивыми, неспособными, неорганизованными и опираются в такой самооценке на слова родителей и учителей. У них не сформирована самооценка.


В чем связь с мотивацией? Мотивация вырастает, когда человек понимает чего он хочет и что может. Иначе человек будет метаться между сиюсекундными желаниями.


Как мотивировать ребенка? Необходимо помочь ему увидеть себя как цельную и сложную личность, назвать свои желания словами. Пусть они выглядят глупо и по-детски. Простые желания двигают большинство великих свершений. Хочет подросток нравится девочкам? Нормально и отлично, а дальше уже можно думать как этого добиться и что ему по силам. А заодно и обсудить, что разным девочкам нравятся разные парни и вообще обсудить с чего он, например, взял, что симпатию вызывают только наглые и спортивные, а не умные айтишники.

Наладьте режим дня


Основные типы: правильный (не менее 8 часов сна, ложится и встает, а также принимает пищу в одно и то же время; чередуют работу и отдых) и неправильный


Когда очевиден: в повседневной жизни


Как определить? 

  • Понаблюдать за подростком в быту. 
  • Провести практикум “Один день из жизни”
  • Провести опрос “Ок, что дальше?”


Например: Подростки часто поздно ложатся и не высыпаются. Нужно разобраться в причинах: это прокрастинация, влияние образа жизни всей семьи, результат высокой тревожности - их может быть масса. Сколько нужно спать подростку? Рассказываем в подкасте.


В чем связь с мотивацией? Для принятия решений по жизни подросткам нужны силы. Режим дня - это и маркер того, что не все ок, и направление, в котором нужно работать.


Как повысить мотивацию? Если у ребенка безнадежно сбит режим дня, необходимо его нормализовать. Не любой ценой, но практически. Нарушения сна - это серьезно. Стоит начать с врача общей практики и психолога - иначе мотивация быстро закончится, а ребенок может заработать психосоматические заболевания.


Объясняйте свое поведение ребенку


Основные типы понимания. Типов нет, но ребенок понимает происходящее в силу своего опыта и картины мира. Родители ссорятся? - Они разведутся. У мамы недовольное лицо? - Я в чем-то виноват. В острой эмоциональной ситуации пропасть между вашим и его пониманием становится еще больше.


Когда очевиден: в откровенном разговоре в спокойной обстановке


Как определить? 

  • Спросить, как подросток понял ваши слова. 
  • Помнить, что подросток живет здесь и сейчас и принимает все на личный счет.


Например: Когда родитель ругается по поводу плохой оценки, он переживает о будущем ребенка. Ребенок же либо думает, как эту оценку исправить в ближайшем будущем, чтобы родители не ругались, либо накручивает себя негативом “я ни не могу”, “родители меня ненавидят”.


В чем связь с мотивацией? Взрослым стоит проговаривать четче, почему они негодуют, ругаются и т.п., если они хотят, чтобы ребенок понял их правильно. Тогда их слова будут работать на его мотивацию.


Как повысить мотивацию? В эмоционально нагруженных ситуациях говорить о своих эмоциях, а не выражать их в бурной форме. А если такое случилось, объяснить, почему и проговорить ситуацию максимально понятно.

Реагируйте на поведение ребенка правильно


Основные типы. Типов нет. Типичная реакция: ребенку часто кажется, что его не понимают и критикуют.


Когда очевиден: в спокойном диалоге


Как определить? 

  • Не показывать, что вы знаете ответы на все вопросы. 
  • Помнить, что подросток часто не уверен в себе.


Например: Когда родитель родитель ставит высокие цели на будущее и говорит очень правильные вещи типа: “Надо хорошо учиться и завести приличных друзей!” - ребенок слышит критику: “Ты плохо учишься сейчас, твои друзья ничтожества.”


В чем связь с мотивацией? Взрослым стоит отказаться от абстрактных утверждений и советов во имя светлого будущего в отдаленной перспективе. Говорите о том, что волнует ребенка сейчас. Тогда он не будет тратить ресурс на переживания об отношениях с родителями и самозащиту.


Как мотивировать ребенка? Общаться с ребенком, как с субъектом. То есть не просто говорить о том, что вы считаете правильным, а слушать самого ребенка, говорить о своих интересах и желаниях не в приказном тоне. Вместе принимать решения, чтобы ребенок сам брал на себя посильные обязательства.

Уважайте приоритеты подростка


Основные типы. Ведущий тип - социальный. У большинства подростков в приоритете отношения с противоположным полом и попытки понять, кто он и каково его место в обществе.


Когда очевиден: в доверительной беседе и наблюдении за поведением


Как определить? 

  • Не требовать хотеть того, чего он не хочет. 
  • Говорить о стремлениях и желаниях ребенка без осуждения.


Например: Ребенок, который пытается добиться любимого человека или чувствует себя неуверенно со сверстниками, с трудом сосредотачивается на учебе. А если вы говорите, что он забивает себе голову ерундой - начинается конфликт.


В чем связь с мотивацией? 

Даже влюбленный подросток может подумать о чем-то еще, если у него снижается тревожность. Достаточно просто не обесценивать то, что для него важно сейчас - уже будет легче.


Как улучшить мотивацию? Избегать насмешек и обесценивания. То есть не шутить на тему личного и не говорить, что увлечения подростка - это ерунда, мелочи, скоро пройдет. Не пытаться запрещать то, что естественно в его возрасте.


Работайте над собой


Подросток может загуглить полезные советы. 

Он знает что такое хорошо и что такое плохо.

При этом он испытывает перегрузки при нестабильной работе двигателя звездолета.

Лучшая помощь для него - это быть мудрым наставником, который не осуждает, понимает и помогает разобраться с тем, что актуально сейчас. И связать это самое “сейчас”-”какой я”-”что дальше?” в единую картину и план действий.

Мотивация - это собственные желания, ради которых стоит делать усилия и рисковать, когда успех отнюдь не гарантирован. Именно на это и стоит обратить внимание родителям, которые хотят, чтобы у подростка повысилась мотивация. Начать нужно с того, чтобы выстроить доверительные отношения с подростком.

Листайте также
№1
04.07.2021
Сериалы про подростковую любовь, отношения с миром и школу
№1
26.08.2021
Как уладить конфликт с классным руководителем