Как заставить ребенка учиться?

15.04.2022
Ирина Кочковая
Педагог, руководитель проекта "Родители на Максимум"

Как вести себя родителям, если ребенок отказывается учиться категорически. Когда уместно проявить настойчивость и даже более жесткие воспитательные методы? Как это делать правильно?


К концу учебного года у некоторых детей и подростков начинаются проблемы с учебой: невнимательность на уроках, слабое усвоение материала, плохо выполненные (или несделанные вообще) домашние задания и т.д. Учителя делают замечания, успеваемость падает, родители в растерянности - что делать с ребенком, чтобы он стал учиться?

Как подростка заставить учиться в конце года?


Если весь год у подростка проблем с успеваемостью не было, но в какой-то момент он перестает стараться, прежде всего необходимо разобраться, что произошло, почему подросток больше не хочет учиться. Причины бывают разные.


  • Усталость. К весне у подростков, особенно выпускников, часто просто заканчивается моральный ресурс, чтобы продолжать учиться так же успешно, как в начале года. Как следствие, у них пропадает желание учиться, потому что на это нет сил. Заставить ребенка взять себя в руки в этой ситуации можно, однако это чревато нервными срывами. Намного рациональней в целом собранного и работоспособного подростка не загонять требованиями в тяжелый весенний период.


  • Отсутствие мотивации. Не все подростки, особенно это касается обучающихся средней школы, понимают, зачем им нужно учиться. А раз они не видят в этом смысла, то и тратить силы на это не хотят. Разумеется, начать нужно с объяснений, однако далеко не все в учебном процессе можно объяснить интересами ребенка даже если очень постараться. В этом случае, иногда приходится применять родительское право решать за ребенка, если другие способы не работают, просто потому что тренировка воли и умения делать то, что надо, пригодится во взрослой жизни. Главное, не забывать оставаться на стороне ребенка, объясняя свою позицию четко и понятно: тренировать волевые усилия - надо.


  • Отсутствие веры в себя. В большей степени это относится к ребятам, которым не дается какой-либо предмет. Неудачные ответы на занятиях, плохие оценки за домашние и контрольные работы - все это подрывает уверенность ребенка в собственных способностях и желание продолжать учить этот предмет. Подростки не видят смысла тратить время на то, что у них все равно не получится. В этой ситуации, конечно, необходимо задуматься о том, как поднять уверенность в себе и разобраться с самооценкой. Однако нужно помнить о том, что самооценка все равно строится на достижениях и вкусе победы. Иногда имеет смысл заставлять ребенка учиться, делать сложные задачи, а потом подчеркивать, что он добился успеха, когда не стал сдаваться.



  • Лень. Иногда подростки не хотят учиться, потому что им это просто не интересно. Всегда находится занятие, на которое гораздо больше хочется тратить силы и время, чем на заучивание формул по математике или орфограмм по русскому. Многие психологи считают, что лени не существует, что то, что мы называем ленью, - это по факту проблемы с мотивацией, самооценкой, волевым ресурсом, проблемы с планированием и т.п. В любом случае, если подросток на требование выполнять свои учебные обязанности, отвечает, что ему лень, родители могут предложить ему разобраться, что он имеет в виду, помочь, но сказать о том, что у каждого человека есть и будут обязанности - по дому, по учебе или работе, и крайне необходимо уметь собирать себя в кучу, даже если “лень”.

Что делать родителям, если ребенка приходится заставлять учиться?


Конечно, родители переживают за подростков, ведь школьная учеба - это только этап, за которым последуют экзамены, поступление, взрослая жизнь. Им хочется, чтобы ребенок достиг успеха, который во многом будет зависеть от того, насколько серьезно он будет подходить к обучению сейчас. Как же заставлять так, чтобы от этого была польза, а отношения в семье не были разрушены?

Рассмотрим, как можно заставлять мягко, используя родительский авторитет, в ситуациях, когда это необходимо.


Мягкий вариант. Если причина нежелания учиться кроется в усталости, то ребенку стоит дать немного отдохнуть. Набравшись сил, он снова станет успешным и продуктивным.

Как заставить. Да, ты устал и времени восстановиться перед контрольными и экзаменами нет. Это трудно, но необходимо. Давай запланируем отдых, который хочется тебе, а не нам сразу после того, как ты сдашь экзамен. Но уговор: ты находишь силы и делаешь то, что должен.


Мягкий вариант. Показать ребенку практическую пользу от учебы: он сможет хорошо сдать экзамен и получить профессию мечты, расширит кругозор, будет интересным собеседником, научится делать что-то, чего не умел раньше и т.д.

Как заставить. Привести примеры неуспешных людей, которые не смогли реализовать себя из-за нежелания учиться.

Как заставить ребенка, если он отказывается учиться?


Мягкий вариант. Поддержите подростка. Если ему тяжело дается какая-то дисциплина, не ругайте: подросток делает все, что может, поэтому его можно и нужно похвалить за усилия. Если он расстраивается из-за невысоких оценок, поддержите его, сделайте акцент на том, что он учится ради себя и знаний, а не для оценки.



  • Покажите ребенку, что учиться интересно. Это можно и сделать через объяснения практической пользы образования - когда человек понимает, для чего он что-либо делает, процесс становится ему интересен. Также эффективными могут стать рассказы об интересных фактах, касающихся той или иной дисциплины. Например, подросток не любит физику - она ему неинтересна, учить ее лень. Спросите ребенка, знает ли он, почему небо синее. Скорее всего, он не сможет объяснить, что солнечный свет преломляется через атмосферу таким образом, что людям лучше всего виден синий спектр, зато в ему захочется узнать это.
  • Поощряйте тягу к знаниям. Когда ребенок чем-то интересуется, даже если это не имеет непосредственного отношения к учебной деятельности, поддерживайте и хвалите его. Пусть получение новых знаний ассоциируется у него с положительными эмоциями.

Как заставить. Покажите негативные последствия плохой успеваемости: невозможность попасть в интересный социальный круг, перспективы профессионального общения с не самыми интересными людьми. Низкая материальная обеспеченность.

Стоит ли наказывать ребенка за лень?


Все беседы с ребенком проведены, важность учебы оговорена несколько раз, но никакие поощрительные меры не работают, ребенок по-прежнему ленится учиться. В такой момент родителей охватывает отчаяние и бессилие: хочется кричать, размахивая руками, возможно, ограничить все развлечения ребенка и т.д. Будет ли правильно в такой ситуации наказать ребенка за лень?


Прежде всего необходимо понимать, что любые меры в такой ситуации не должны быть направлены против самого ребенка. Цель родителей - не запугать ребенка, не заставить его подчиниться, а помочь ему подтянуть учебу. Поэтому кричать на ребенка, срывая раздражение, бесполезно: он не станет меньше лениться, а вот налаживать с ним контакт будет сложнее.


Взрослому и достаточно осознанному ученику иногда стоит позволить самому побеспокоиться о своих успехах. Если такой подросток в какой-то момент заленился и получил плохую оценку, эта ситуация станет для него уроком. В следующий раз он будет подходить к учебе более ответственно. Если же подросток сам не может осознать ответственность за успехи и неудачи, родителям стоит помочь ему в этом, например, часть выходного дня, запланированного как отдых, посвятить разбору темы, но не потому, что ребенок плохой и мама или папа хочет его наказать, а потому, что в этом есть объективная необходимость и родители просто хотят помочь исправить плохую оценку.


Конец учебного года - не простое испытание для уставших подростков и не менее уставших родителей. Поэтому к проблемам с учебой в этот период необходимо подходить осторожно, чтобы не подавить и без того переживающего ребенка. В то же время, в крайнем случае необходимо проявить родительскую волю, чтобы заставить ребенка учиться. Однако применять негативные методы стоит только тогда, когда позитивная мотивация не работает.

Листайте также
№1
02.09.2021
Как проверить знания ребенка и понять, соответствуют ли оценки реальности?
№1
06.12.2022
Почему математика 5–6-х классов — основа будущего образования