В этой статье:
Реальные знания ребенка по предмету низкие. Их явно не хватит для того, чтобы хорошо сдать экзамены и поступить в вуз. Как понять, что проблема именно в учителе, и что делать: помочь учителю, самостоятельно повысить знания или сменить учителя.
Родители начинают подозревать, что учитель плохо работает по предмету, когда ребенок не может ответить на вопрос или плохо пишет диагностику. Если при этом по предмету у ребенка пятерка, становится очевидно, что учитель не дает знаний по предмету. Возможно, он плохо объясняет материал или не требует от детей отработок и выполнения домашних заданий - отсюда и пробелы. Либо учитель просто ленится на работе. Как понять, что проблема именно в учителе и принять меры: помочь учителю, сменить его или проверить и подтянуть знания ребенка?
Как понять, что учитель совсем не учит
Уровень знаний ребенка не всегда говорит о том, что педагог не работает с классом. Возможно, пробелы накопились за предыдущие годы и ребенок не может нагнать материал. Или же ребенок действительно не справляется с предметом. Вот признаки того, что педагог не очень профессионален.
Учитель плохо дает материал
Такое может случаться с теми преподавателями, которые очень хорошо знают предмет сами, но просто не умеют преподнести свои знания детям. Возможно, вашему ребенку попался неопытный учитель, который недавно отучился в вузе, но обучение там было оторванным от реальной практики. Или же учитель в школу пришел из другой специальности и просто не владеет методикой - ему кажется, что достаточно прочесть книгу, чтобы усвоить, например, физику.
Как понять, что учитель не владеет методикой.
- Учитель не дает отработок
- Он не идет от простого к сложному
- Педагог не занимается регулярным повторением
- Учитель не применяет разные формы подачи, чтобы усвоили разные типы учеников
Что делать родителям, если учитель методически не справляется?
- Проверьте знания ребенка на бесплатной консультации и получите независимую оценку и советы эксперта. Часто учитель дает материал с опорой на предыдущие знания или на знания по другому предмету. Например, физика опирается на математику. Ребенку может быть нужно подтянуть знания по другому предмету.
- Попробуйте нанять репетитора на короткий срок. Возможно, взяв базу по предмету, ребенок сможет и у этого учителя учиться и получать знания.
Так вы сможете компенсировать методические недоработки учителя.
Преподаватель не стремится понятно объяснять
Есть учителя, которые считаются сильными, но по факту они только требуют. Дети тянут предмет сами или с репетиторами.
Как понять, что сам педагог не объясняет ничего?
- Ребенок делает огромную домашку.
- Почти весь урок дети ее и отвечают.
- После контрольной или теста учитель просто говорит, какие темы повторить, а не объясняет их сам.
- Учитель много говорит о том, что дети "не те", не хотят учиться и т.п.
Что делать, если учитель не объясняет материал?
- Дать ребенку возможность получить мнение и советы доброжелательного и профессионального педагога. Очень важно, чтобы ребенок получил положительный опыт изучения предмета и психологическую поддержку.
- Поискать в своем кругу старших ребят, которым будет полезно объяснить материал вашему ребенку - заодно сами вспомнят к ЕГЭ.
- Помочь ребенку организоваться с одноклассниками и объяснять разные предметы друг другу. Часто дети так хотят быть круче плохого учителя, что из принципа научат одноклассника.
Учитель не заинтересовал предметом
Многие учителя обижаются, когда их в этом обвиняют. Мол, я вам не цирк шапито, чтобы развлекать. Но заинтересовать ребенка предметом, увлечь класс наукой, с которым он связан - это не просто развлечение. Это большая работа ума и сейчас ее делать намного проще - так много полезных сайтов и видео в интернете с отличными идеями по любому предмету. Если учитель не хочет учиться сам, если у него у самого мотивации делать работу хорошо нет, этот настрой передается детям.
Что делать, если ребенку на уроках скучно?
- Попросите помощи знакомых или сами найдите увлекательный материал по предмету. Это видео по увлекательной науке, например.
- Поищите интересные мероприятия или мастер-классы по предмету. Музеи занимательной науки или исторический квест - в зависимости от предмета.
- Познакомьте ребенка с живым крутым человеком, которому предмет нужен для работы и пусть он расскажет ребенку о том, как это может быть интересно и где используется.
Не факт, что от этого ребенок полюбит уроки конкретного учителя. Но если он полюбит предмет и начнет сам им интересоваться или запишется на курсы или в кружок - это уже отличный результат.
Учитель не проверяет уровень знаний
Педагоги, которые только и делают, что дают тесты - плохо. Но учитель, который не проверяет знания - это тоже проблема. Нетребовательный учитель может быть любимцем детей, особенно если он интересно рассказывает истории по предмету. Но на экзаменах-то требуется результат.
Как понять, что учитель не проводит системные проверки?
Обратите внимание на такие особенности поведения ребенка:
- Ребенок никогда не напрягается с домашним заданием и не готовится к контрольным.
- Оценки в журнале стоят не пойми за что.
- Ребенок рассказывает занимательные факты по предмету, а знаний программы у него нет.
- Системы тестов и контрольных у учителя нет, итоги четверти не подводятся при помощи опроса, контрольной работы.
Что делать, если на уроках не проверяют работы?
Система проверки знаний задает учебный ритм, символизирует дробление большой задачи на этапы и помогает ребенку понять, он вообще продвигается по предмету или нет. Если оценочной обратной связи от учителя нет, ребенок меньше переживает, но и хуже понимает, в каком состоянии его знания. Соответственно, ему сложнее прилагать усилия. Что в этой ситуации делать.
- Опять же репетитор или курсы. Онлайн-курсы - вполне подойдут.
- Автоматизированная проверка знаний - надежные проверочные работы, которые нужно просить ребенка пройти регулярно.
- В 10 или 11 классе имеет смысл пройти бесплатный пробный ЕГЭ.
Профессионал может проверить знания ребенка за полчаса на бесплатной индивидуальной консультации. Попробуйте этот вариант.
Можно ли заставить учителя работать
Заставить работать сложно даже рабов. У учителя есть свои причины, по которым он не дает знаний. Исходя из этого можно ему помочь или решать проблемы самостоятельно.
Неопытный учитель или выгоревший?
Не всегда можно понять, просто исходя из возраста учителя. Мол, в возрасте - выгорел. Молодой - просто без опыта пришел в школу. Выгорают молодые учителя, когда понимают, что не справляются, и не получают помощи. А люди в возрасте запросто могут не научиться преподавать или не желать подстраиваться под детей. Скажем, пришел вузовский преподаватель в школу - а объяснять материал детям не умеет. Иногда учителю можно помочь и получить замечательного педагога для класса.
Как поддержать молодого и неопытного учителя
Молодой учитель часто испытывает стресс от того, что все, чему его учили в вузе, вообще не имеет ничего общего с реальной работой. Его не учили справляться с подростками и давали готовые планы урока, которые не работают с классом. И вот он чувствует свою беспомощность и не знает, как справиться с проблемами.
- Если вы сами владеете методикой и педагогическими компетенциями, можете поговорить с учителем и поделиться. Но делать это нужно деликатно, не критикуя человека, а показывая, что вы хотите сотрудничать.
- Можно вовлечь учителя в профессиональное креативное сообщество, где собираются люди, которым интересно учить и делать это увлекательно. Если он хочет работать хорошо, он быстро обучится.
Учитель тоже человек и так же, как и ребенок, нуждается в положительной мотивации и лучше работает, когда попадает в ситуацию успеха. Поэтому помощь неопытному учителю - это сделать так, чтобы он мог добиваться результата.
Как сменить слабого учителя
К сожалению, не всем учителям можно помочь и получить в итоге хорошего педагога. Иногда приходится бороться за то, чтобы ребенок получил в школе образование. Если учитель в ответ на ваше предложении помощи говорит, что он хорошо работает, просто дети не хотят учиться, имеет смысл подумать о смене учителя.
- Обсудите ваши претензии с другими родителями. Лучше делать это не в чате, а при личной встрече, чтобы не раздувать конфликт.
- Если большинство родителей согласны, обратитесь к администрации школы с просьбой сменить учителя. Ее лучше оформить письменно, со списком конкретных претензий и подписями родителей. Если у вас в классе активный родительский комитет, то обращения от него достаточно, потому что он представляет интересы родителей по Положению о родительском комитете. И очень важно указать, что вы требуете личной встречи с директором.
- Обычно в ответ на письменные обращения администрация дает отписки с перечислением курсов повышения квалификации, которые прошел учитель. Это норма для официальной переписки. Цель администрации снять с себя вину и ответственность по формальным критериям. Поэтому необходимо и получить ответ на письмо, и добиться встречи с директором.
- Встретьтесь с администрацией. С одной стороны, у школы есть задачи обеспечить ставки и свести расписание. С другой, родители - это полноправные участники образовательного процесса и имеют право голоса.
- Договоритесь с группой родителей заранее, кто будет озвучивать ваши претензии на встрече с администрацией или конфликтной комиссией. Это не обязательно должен быть активный родитель. Скорее человек, который по работе или жизненному опыту умеет проводить переговоры грамотно и добиваться результата.
- Скажите, что вы настаиваете на смене учителя и готовы подождать до каникул, если нагрузка перейдет к другому учителю, который уже занят в школе. Вы понимаете, что ломать расписание - это стресс для всей школы и для учеников. Но перед каникулами еще раз напомните о себе и своем требовании с формулировкой: Прошу сообщить ФИО учителя, который будет вести предмет такой-то в таком-то классе с такого-то числа.
Если к вам не прислушаются или попытаются оказать давление, можно напомнить администрации школы, что у вас есть право обращаться в вышестоящие инстанции.
Когда знания ребенка волнуют и его самого, и родителя, и учителя - можно наладить обучение. Примите решение о том, по какому пути вы пойдете: помощь учителю или проверка знаний и ликвидация пробелов собственными силами. И не забудьте обсудить ситуацию с ребенком и выслушать его мнение. Это сделать необходимо, когда вы знаете, как установить доверительные отношения с ребенком