Что делать, если ребенку скучно и нечем заняться?

психология
скука
11.11.2021
Анна Бабина
Педагог, руководитель проекта "Родители на MAXIMUM"

В этой статье:

Довольно часто дети говорят, что им скучно, но не так просто понять, что стоит за этими словами. Причины того, что ребенок скучает и говорит, что ему нечем заняться, бывают разными, поэтому и реагировать на эти слова нужно по-разному. Скучно - это и одиноко, и нет мотивации, и “отстань, ты меня не понимаешь”. Разбираемся с типичными ситуациями, когда ребенок скучает и не знает, чем себя занять.


Ребенок говорит, что ему скучно и нечем заняться. Почему?


Скука - это довольно тяжелая эмоция, которая отражает отсутствие интереса к какому-то конкретному делу или вообще всему, что приходит в голову как возможность. В бытовом смысле скука - это когда не весело. И проблема в том, что ребенок в предподростковом или подростковом возрасте сам не может объяснить, что же он имеет в виду, когда говорит, что ему скучно. Потому что для того, чтобы не просто заявлять о дискомфорте, но и разбираться в его оттенках и причинах, надо быть опытней и осознанней. Задача родителей - помочь ребенку разобраться в собственных чувствах и их причинах.


Да, скука это когда нет интереса, увлеченности и просто ощущения эмоционального подъема, воодушевления. Почему ребенку скучно? Причины такого состояния могут быть разными.

  • Физиологическое состояние. Ребенок в целом истощен. Для того, чтобы испытывать интерес и быть на подъеме, нужны силы. Их может не быть просто потому, что ему не хватает сна, витаминов или микроэлементов. Общий и продолжительный упадок сил - это повод обратиться к врачу и проверить, не нужна ли ребенку помощь с этой стороны.
  • Продолжительный стресс. Истощить человека может длительная стрессовая ситуация. Постоянное давление в школе, вялотекущий конфликт с одноклассниками, переживания из-за конфликта в семье.
  • Реакция на тяжелый стресс. Если в личной жизни ребенка или в семье случилось несчастье, это удар, от которого не всегда удается оправиться быстро и без потерь. Если в семье произошел развод, вы пережили смерть близкого, семья переехала и ребенок потерял друзей - организм мог не справиться. Имеет смысл обратиться за психологической помощью, а не винить или пытаться подбодрить ребенка.
  • Проблемы в социуме. Часто чувство скуки связано не с тем, что ребенку нечего делать, а с тем, что у него нет контакта с людьми. Мотивация человека строится на том, что мы хотим видеть результат своего труда, предъявить его людям и получить поддержку и одобрение. Если ребенок не умеет этого делать или находится в обществе, где его интересы, успехи и заслуги не являются ценными, у него снижается мотивация.
  • Проблемы с близкими отношениями. Человек очень социальное существо, но ему еще больше важен близкий круг, доверительные отношения, люди, которым можно не только показать, какой ты крутой, но и поделиться слабостями, страхами и другим негативом, но при этом услышать, что с тобой все в порядке, отношения от такой откровенности не испортились и не сломались. Если у ребенка нет близких друзей, ему сложно быть в ресурсе. Это особенно справедливо для подростков, которые отделяются от родителей и по возрасту должны строить свой собственный близкий круг за пределами семьи.
  • Проблемы с самооценкой. Ребенку трудно найти занятие по душе и избавиться от скуки, когда он плохо разбирается в себе. Он не знает, чем заняться, но при этом боится пробовать новое, если не уверен в себе. Сложно чего-то хотеть, когда ты не можешь представить себя в процессе или с результатом в руках.
  • Реакция на конкретное дело. И конечно, скучно и неинтересно может быть конкретное дело, в котором ребенок не видит потенциала для того, чтобы получить приятные эмоции или удовлетворить свою потребность.


Одним словом, скука может быть вызвана разными причинами. Попробуем примерить их к конкретным жизненным ситуациям, в которых оказываются люди каждый день, и найти эффективные решения.


Если детям скучно дома - чем заняться?


Если скучно дома - нужно из дома выйти. К сожалению, это не всегда возможно, особенно если ребенок болеет или семья на карантине.


Родителям важно понимать, что “скучно дома” - это не про то, что ребенок не любит свой дом или свою семью. Это про его потребность получать новые впечатления. Маленький ребенок на прогулке изучает мир, дети постарше общаются, подростки пробуют социум на прочность и учатся быть самостоятельными и жить в обществе без опеки. И да, они хотят автономии и риска - это тоже норма.


Чем занять ребенка дома?


Если дома скучно ребенку в начальной школе, его можно занять тем, что вызывает у него естественный интерес. Крайне важно, чтобы занятие было творческим в том направлении, где ребенок добивается успехов и радуется результату.

  • Активным детям нужно создать благоприятные условия для выплеска энергии. Это и домашний спортивный комплекс, и пространство для “побеситься”. Имеет смысл поощрять дикие игры и бешеные танцы. Вообще, самовыражение ребенка в движении.
  • Можно предложить ребенку игры и активности, когда он может извлекать звук и отрываться. Выражение эмоций через звук, разрешение кричать, стучать, звенеть - это очень мощный ресурс для того, чтобы выплеснуть эмоции и почувствовать себя. И нет, это не про занятия на пианино для музыкальной школы - это свободное творчество, которое не стоит прерывать или осуждать.
  • Настольные игры. Игра должна быть игрой, то есть борьбой, причем азартной. Это и тренировка устойчивости нервной системы, и эмоциональное вовлечение в процесс. Можно использовать и образовательные игры, если ребенка они увлекают. Например, музейные настолки или настольные игры по экологии.
  • Творческие занятия. Помните о том, что у ребенка нет такого жизненного опыта, как у вас. Он просто не знает, чем можно заняться. Пробуйте разные виды творчества от наборов для создания роботов до наклеивания пайеток на картинку. Главное - не требовать от ребенка делать по образцу - это не творчество. Не осуждать за то, что он “изводит” нитки, бумагу и другие материалы - это убивает мотивацию. Не обязательно хвалить за результат, но интересоваться им доброжелательно - крайне важно.
  • Домашний театр. Очень здорово ввести в семейную культуру любое актерство, пробу разных ролей и поддерживать ребенка в его экспериментах. Если ребенок может создавать разные образы - вам повезло. Просто не мешайте и общайтесь с этими котами, собаками и пиратами - подыгрывайте ему. Если ребенок не умеет такого сам, поддерживайте его, просто играйте в повседневности - от такого процесса не соскучишься.


Подростку скучно дома


Родители подсознательно чувствуют, что за такими словами подростка стоит “мне скучно с вами”. Это не значит, что родители плохие. Просто у подростка на первом месте - друзья, любовь и пробы самостоятельности. Так что ему не дома скучно, а общаться с друзьями, и это нормально.


Заявления про скуку могут быть и скрытой агрессией по отношению к родителям. Если подросток не проявляет открыто свои претензии к родителям, он так может показать, что в отношениях не все в порядке и он чувствует обиду. В этом случае важно не давить на него и не осуждать, а помочь разобраться в его чувствах.


Попросите его объяснить, что именно он имеет в виду. Вот наводящие вопросы, которые помогут поддержать разговор:

  • Ты ничего не хочешь, ок. А есть что-то, что бы хотел попробовать?
  • А что бы ты хотел делать, если бы была подходящая компания?
  • Что бы ты хотел делать, если бы у тебя было много своих денег?
  • Что бы ты делал, если бы был умней, сильней и т.п.?
  • Чем бы ты занялся, если бы у тебя было сколько угодно свободного времени?


Такие вопросы помогут понять, где подросток видит ограничения, из-за которых он не решается сделать или попробовать то, что ему на самом деле кажется привлекательным.


Ребенку скучно без телефона. Как найти интересное занятие без гаджетов?


В смартфоне у современного поколения - вся жизнь. Это и контакт с друзьями, и актуальные для подростка новости, и развлечения, и возможность снять стресс. Помните, что современный подросток встает в ступор, когда пытается понять, как можно жить без телефона. Дети всерьез не понимают, как, например, договориться о встрече и встретиться без постоянной переписке. Или как узнать, что происходит у друзей, если не посмотрел сторис. Дети просто не понимают, почему телефон - это повод для конфликтов и агрессивно реагируют на ограничения по части гаджетов.


Само по себе постоянное использование телефона - нормально. Присмотритесь к тому, что ребенок делает в телефоне, а не вините гаджет. В телефоне можно смотреть ролики по рукоделию, просить совета у знакомых по актуальному вопросу - и это совсем не вредно и не является симптомом психологического неблагополучия. 


Также важно понимать, что современный подросток как бы постоянно подключен к интернету всем своим контекстом. Вот зашел о чем-то разговор, у ребенка проскочила ассоциация, и он берет телефон, чтобы поделиться смешной картинкой или видео. Это норма в общении, поэтому без телефона ему может быть скучно разговаривать - он как будто отрезан от мира.


Разумней не паниковать, что ребенок сидит в телефоне или что ему без телефона некомфортно, а найти другие занятия, которые тоже интересны. Помогите ребенку выбрать интересное хобби или начните изучать интересные профессии. Во всех этих занятиях пригодится телефон, но он будет инструментом, а не штукой, которая отвлекает от одиночества или тягостных мыслей.


Ребенку скучно одному. О чем это говорит и что делать?


Это нормально для детей и подростков. Они в контакте друг с другом или в телефоне, или в реальной связи. Конечно, очень важно, чтобы человек умел быть с людьми и наедине с самим собой, чтобы осмыслить все, что происходит в его жизни. И если в одиночестве у ребенка именно зашкаливает тревожность, это не вина, а задача, которую надо решать.


Ребенку плохо наедине с собой, когда у него повышена тревожность а самооценка - неустойчива. Без контакта с людьми он испытывает страх. Это касается детей, которые в общении нуждаются в повышенном внимании. Они как будто постоянно боятся, что их не видно.


Еще такие дети переживают, что про них забудут, а все интересное пройдет мимо. Вне контакта с человеком они теряют уверенность в том, что с отношениями все в порядке. Не видя человека, они тревожатся за связь с ним.


В этом случае проблему со скукой нужно начать с того, чтобы разобраться с самооценкой подростка. Это помогает снять базовую тревожность.


Подростку скучно без конкретного человека


Если подросток влюблен, ему хочется как можно больше времени проводить с объектом влюбленности. Но если без этого человека он превращается в призрак, словно из него вышла жизнь, это тревожный симптом.


Причина не в том, что он связался не пойми с кем. И не в том, что влюбленность лишила его разума. Причина в том, что он сам в себе не видит ценности и собственного ресурса. Он ожидает, что объект влюбленности будет источником эмоций и интересных штук в жизни. Иногда так и получается, но нередко такая установка приводит к разбитому сердцу.


Опять же это не вина, а беда ребенка. Упреками или требованиями “заняться делом” ему не поможешь. А вот разобраться в себе - весьма полезно. Можно начать с обсуждения короткометражных фильмов - дети с неглубокой самооценкой довольно ярко проявляют себя именно когда обсуждают персонажей и внешние ситуации. И именно через искусство они могут найти себя.


Также очень здорово предложить ребенку актерские активности, в которых он сможет найти интересные образы и понять и выразить себя. Современные театральные формы очень подростковые в своей кричащей искренности и очень помогают детям справиться с проблемами переходного возраста.


Ребенку скучно делать то, что надо. Что это значит на самом деле?


Не стоит говорить, что всем скучно, но все делают. Это не повышает мотивацию, а убивает ее. Вся жизнь впереди, но только состоит она из одних сплошных “надо”. Так и взрослеть стимула не будет, раз жизнь - это сплошное насилие над собой.


Намного важней признать право ребенка не получать удовольствие от рутины. Домашние обязанности - это не интересно, факт. Однако к ним можно подходить креативно:

  • Можно внедрять игровой элемент. Помыть посуду под музыку и в образе поп-дивы - не заметишь, как время пролетит.
  • Можно придумывать миссию и систему поощрений. Так и в гейм-девелопера можно превратиться, потренировавшись на регулярной уборке квартиры.


Через слово “скучно” ребенок может проявлять свое “не хочу”, когда не решается противоречить родителям или уверен, что его желания не будут учитываться. Это такой слабый протест, но на самом деле просьба услышать и учесть интересы, понять его чувства. Имеет смысл разрешать противоречия не давлением на ребенка, а обсуждением того, что его на самом деле беспокоит. Скучно что-то делать для близких бывает тогда, когда есть не высказанные иначе претензии или обиды.


Ребенку скучно в школе. Что делать?


В школе часто бывает скучно. На дистанционном обучении тоска. Однако и тут не все так просто. Скучно в школе тогда, когда есть проблемы с отношениями в классе. Просто потому, что подростки в школе находят как отвлечься на самых скучных уроках, если у них дружеские отношения с ровесниками.

  • Если ребенок не хочет ходить в школу, потому что “скучно”, имеет смысл разобраться в ситуации. Ведь это может быть симптомом проблем со сверстниками.
  • Если ребенку скучно на конкретном уроке, нужно проверить, нет ли конфликта с учителем. Или может, учитель плохо учит, ребенок не справляется с предметом, но боится или стесняется сообщить вам о проблеме.


В целом, проблема скуки не так проста. Это как лень - слово есть, а лени нет. Но есть проблема с самооценкой и мотивацией. Будьте внимательны к ребенку, разбирайтесь с причинами, по которым ему скучно и помогайте их решить.

1090