Учитель - жертва профессионального выгорания: как с ним общаться

конфликт
психология
06.05.2021
Наталья Смелова
Тьютор, наставник программы "Система выбор" MAXIMUM EDUCATION

В этой статье:

Рассматриваем типы трудных учителей и находим подход к ним в интересах ребенка


Учитель с симптомами профессионального выгорания


Допустим, вы приходите в школу по поводу ситуации с оценками или прогулами, а учитель - жалуется вам на ребенка. Он и хамит, и домашку не делает… Дальше монолог и вовсе может пойти в русло “тяжелая учительская жизнь”: проверки, бумаги, отчетность… В общем, вы пришли решать СВОЮ проблему, а на вас вывалили проблемы другого взрослого человека, да еще и всей системы образования.


Что происходит?

Очень вероятно, что перед вами человек на грани выгорания. Он загнан и не может справиться с собственными эмоциями и усталостью.


Почему он такой?

Это типаж эмоционального человека, пропускающего все “через себя”. Многие люди этого типа идут в педагогику по призванию и искренне любят свою работу. Но не каждому из них удается овладеть психологическими техниками, которые защищают от выгорания.


Как общаться с выгоревшим учителем?


  • Вы не обязаны “лечить” такого учителя, но с ним можно установить контакт именно на волне его чувствительности. 
  • Установите эмоциональный контакт, поделившись своими чувствами и воспоминаниями о подростковом возрасте.
  • Предложите вместе подумать, как помочь ребенку, за которого вы оба переживаете.


Так вы устанавливаете нить взаимодействия на почве эмоций. При этом будьте тверды в том, что дети не должны страдать от эмоций взрослых. И это именно ответственность взрослых - вместе думать как помочь ребенку справиться со сложностями. Выражайте понимание, но не сдавайте свои ценности и интересы.


Как выражать понимание?

  • Наблюдайте за учителем и слушайте. Отключите на время свои эмоции, пока учитель “выговаривается”.
  • Проговорите, что вы понимаете сложность ситуации: учитель хочет помогать детям, но должен разрываться между ними и бюрократическими требованиями. 
  • Проговорите, что у вас тоже не самый простой период и вы переживаете за ребенка.
  • Ищите то, что вас в чем-то объединяет, создавайте разделенную реальность, общее поле для беседы, контакта. Скорее всего, это общее желание помочь ребенку получить образование и найти себя.
  • Иногда уместно вспомнить свои школьные годы и привести позитивный пример того, как вам учитель помог справиться с подростковым кризисом и как вы до сих пор помните и цените этот опыт.


И вам и учителю - непросто. Станьте партнерами в разрешении сложной ситуации, и стойте на том, что взрослые должны думать и не позволять себе отыгрывать это на ребенке, каким бы непростым он ни был.


Учитель, который все делает на автомате


Вы приходите в школу, чтобы решить проблемы, а сталкиваетесь с равнодушным человеком, который сообщает вам, что ребенок должен-должен-должен… Хорошо учиться, сдавать все в срок, не прогуливать, идеально себя вести… А вы должны вот это все обеспечить.


Что происходит?

Учителю выставили требования - он передал их вам. В детскую психологию и ваши переживания он вникать не намерен. Он хочет, чтобы у него не было проблем.


Почему он такой?

Может, по убеждениям, может, по натуре. Суть в том, что перед вами элемент системы со своими интересами.


Как с ним общаться?


  • Строго рационально, без эмоций.
  • Выслушайте и запишите претензии учителя.
  • Составьте вместе список требований к ребенку и выясните, чем они мотивированы.
  • Обсудите реальный план: какие требования вы готовы помочь выполнить, какие - учитель. Договаривайтесь о снижении планки, если вы видите, что учитель требует слишком много. Как говорится, ничего личного, просто работа.


Как справиться с эмоциями?

Если вас задевает такой “бездушный” подход к ребенку и его проблемам, поработайте со своим отношением к ситуации.

  • Предлагайте решения, но будьте готовы, что вам могут отказать.
  • Берите на себя разумную долю ответственности: говорите, что вы попробуете сделать самостоятельно дома, чтобы повлиять на ребенка.
  • Не берите на себя всю ответственность. Вы не обязаны загонять своего ребенка и подчинять вашу жизнь требованиям школы. Делайте только то, где ваши интересы совпадают.


Не забудьте проговорить эту ситуацию с ребенком: есть вот такой список требований. В жизни так часто бывает. Есть требования, которые разумны и работают на твое будущее - тут вы готовы помочь справиться. Есть нечто через край - и тут вы готовы отстаивать право ребенка не подчиняться или договориться с учителем о формальном выполнении той или иной задачи.


Выгоревший учитель, который переходит границы


Может ли учитель быть совсем неадекватным и травить детей? К сожалению, да. Допустим, вы пообщались с другими родителями, и учитель был замечен в неадекватном поведении не раз. Вы попробовали поговорить и вместе что-то поделать, но он не идет навстречу. Вы уже готовы гуглить “как убрать учителя” и идти на открытый конфликт.


Что происходит?

Видимо, учитель не на грани, а уже совсем выгорел. 


Почему он такой?

Вполне возможно, что сочетание стрессовых нагрузок на работе и каких-то личных проблем повлияли на него необратимо.


Как с ним общаться?


  • Не навешивайте на учителя ярлыки, типа “негодяй” или что похуже. Сформулируйте для себя и для ребенка происходящее безэмоционально. Например, “он не может добиться уважения детей и обвиняет их”. Так вы возвращаете себе контроль над ситуацией.
  • Помните, что неприятный учитель наверняка получил кучу негатива от подростков. Просто дети об этом коллективно молчат, если учитель их достал.
  • Попробуйте общение с учителем начинать с его позитивных представлений о себе: “Все мы знаем вы хороший учитель, раз столько лет в школе, но в той ситуации, что-то, возможно пошло не так. Как вы думаете, что это могло быть?”
  • Если ситуация острая и договориться не выходит - используйте внешние ресурсы разрешения конфликтов, которые есть в школах. Либо предложите родителям выступить с инициативой пригласить специалиста по разрешению конфликтов со стороны.
  • Договариваясь с администрацией школы о таких шагах, ведите себя корректно: не обвиняйте учителя, а говорите о том, что вам важно уладить конфликт.


С трудными учителями иногда просто не хочется контактировать. Хочется, чтобы их не было. Зачем тратить свое время и нервы? Нет, не ради учителя, а ради того, чтобы дети получили опыт разрешения подобных ситуаций. Очень скоро они станут взрослыми и им придется быть стороной в конфликтах без вашей защиты и поддержки. Смотрите на эту ситуацию как на возможность показать ребенку, как справляться с проблемами в будущем.

438
Почитаем ещё?