Родитель-педагог: как не быть школьным учителем для своего ребенка

родители
школа
28.07.2024
Дарья Архипкина
Педагог, преподаватель русского языка

В этой статье:

Некоторые родители или опекуны, являющиеся сотрудниками образовательных учреждений, принципиально отказываются совмещать данные роли - не берут класс, в котором учится их ребёнок, или и вовсе записывают ребёнка в одну школу - а сами преподают в другой. Такое четкое разделение ролей бывает продиктовано различными факторами - тут и убеждение, что работа под началом родного человека может недостаточно серьёзно восприниматься школьником, присутствие мамы или папы в кабинете может расслаблять ребёнка, убеждать в том, что любые капризы, жалобы и лень сойдут ему с рук, и опасность столкнуться с конфликтом интересов - профессионального и семейного - в случае возникновения недопонимания между ребенком и одним из преподавателей: вполне обоснованное желание не оказаться меж двух огней, не быть поставленным перед необходимостью выбирать, кого поддержать - собственного ребёнка или коллегу - вынуждает родителей-педагогов стремиться к как можно меньшему пересечению двух своих ипостасей.



Преимущества обучения в классе у родителя


Однако далеко не все школьные учителя разделяют данную точку зрения. Они не только утверждают, что родительство и преподавание могут идти рука об руку, но и отмечают положительные стороны такого подхода. В их числе возможность помочь своему ребёнку, например, разобраться со сложной темой, подобрать необходимые материалы для учёбы, даже найти репетитора ввиду большей осведомлённости о тонкостях и особенностях его школьной жизни, отношений со сверстниками и преподавателями, характере, интересах и склонностях, а также собственной погруженности в специфику школьного уклада, внеклассной деятельности и детской психологии. 


Не менее важный фактором становится и лучшее понимание настроения, интересов, взглядов и способностей других детей благодаря постоянному контакту с собственным ребёнком. Именно воспитание собственного ребёнка позволяет родителям-педагогам находить общий язык с другими подростками, лучше понимать их эмоциональные потребности. 


К тому же, появление родного ребёнка зачастую становится причиной снижения строгости и требовательности по отношению к другим школьникам - став родителем, учитель начинает лучше понимать, как много факторов (здоровые уважительные отношения в семье, физическое и моральное состояние ребёнка, наличие свободного времени) должно сложиться, чтобы учеба давалась школьнику легко и без излишней нагрузки, а трудности и проблемы ученика перестают восприниматься как результат его личной прихоти, все очевиднее связываясь с гораздо более масштабными и глубинными истоками поведения подростка, кроющимися в его темпераменте, воспитании, здоровье и благополучии.



Наконец, учителям, которые сами являются родителями, становится гораздо легче общаться с мамами и папами своих учеников, очевиднее становятся причины, по которым те могут пойти на конфликт со школой или педагогом, их ожидания от образовательного учреждения, требования, вопросы и опасения.


Трудности для ребенка


Однако сложно отрицать тот факт, что сосуществование родителя и ребёнка в рамках одной образовательной организации не может не повлечь за собой определённых последствий. К сожалению, зачастую эти последствия могут оказаться негативными.


Например, сын или дочь учителя могут столкнуться с нападками со стороны одноклассников, едкими замечаниями, недоверием. Причиной такого поведения может быть зависть и уверенность в том, что учительский ребёнок непременно имеет привилегии относительно всех остальных учеников. Дети в классе могут убедить себя в том, что мама или папа-педагог, безусловно, выполняют за счастливчика домашние задания, повторно объясняют сложную тему, даже подговаривают других учителей ставить их чаду только отличные оценки! Желая уравнять шансы, дети, убежденные в несправедливости сложившейся ситуации, могут упрекать учительского ребёнка в том, что в то время как у него дома есть бесплатный репетитор, им такая роскошь недоступна.



Другим истоком конфликтного и неуважительного поведения одноклассников может стать, к сожалению, банальное желание придраться, высмеять и оттолкнуть “не такого как все”. В таком случае, не столь важным становится, чем именно выбранная жертва отличается от остальных - внешностью, социальным положением родителей или чем-то другим, главным для задир остается одно - восприятие попавшего в опалу ребёнка как “другого”, “чужого” и потому заслуживающего осмеяния.


Наконец, ребенок педагога может столкнуться и с недоверием со стороны одноклассников. Дети, особенно склонные к шалостям, запросто могут решить, что учительский ребёнок - это своего рода “шпион” и засланный казачок. Стоит учителям или родителям узнать об одной из их проказ - подозрение моментально падает на сына или дочь педагога, после чего за ними может прочно закрепиться репутация ябеды.


Важно отметить, что сложности в школьной жизни учительского ребёнка могут появляться далеко не только в результате ухудшения отношений с одноклассниками. Давление на него может оказаться и со стороны коллег родителей! Самым распространённым поводом для этого становится, безусловно, крепко укоренившийся в сознании людей стереотип о том, что ребёнок педагога должен всегда соответствовать наивысшим стандартам - без труда получать отличные оценки, примерно себя вести. В таком случае, зачастую ребёнок может слышать от преподавателей упреки, основанные на том, что будучи сыном или дочерью педагога и не являя собой живой образец для всеобщего подражания, он подрывает авторитет родителей, становится показателем их некомпетентности, разочаровывает и подводит их. Еще хуже ситуация может стать в случае возникновения личных конфликтов между коллегами-педагогами. Жертвой подобного недопонимания может стать ни в чем не повинный ребёнок, на котором пагубно отразится нежелание взрослых договориться, помириться и решить проблему между собой.


Тем не менее, нередко может сложиться и абсолютно обратная ситуация. Как уже упоминалось в статье, нахождение ребёнка в кругу родных и друзей родителей может негативно сказаться на его отношении к школьным правилам и дисциплине. Зачем приходить на урок вовремя, если его ведёт мамина подруга? Зачем учить стихотворение, если спрашивать его будет папин хороший знакомый? Неужели они станут строго ругать того, кому подарили отличный новенький велосипед на День рождения, того, кого регулярно угощают клубникой, заботливо выращенной на даче, того, чьи истории о проказах и шалостях ещё так недавно слушали с умилением?


Чем обернётся для ребёнка обучение в школе, если все строгие педагоги - Галина Ивановна, Мария Николаевна и Петр Александрович - начнут восприниматься им как добрые друзья семьи - тетя Галя, тетя Маша и дядя Петя?


Наконец, и близость собственных родителей далеко не всегда может оказаться для ребёнка безусловным благом. Если в начальной школе возможность забежать к маме в кабинет на переменке, подержать ее за руку в коридоре, вместе отправиться домой после уроков воспринимается школьником с благодарностью и радостью, то по мере взросления ученика его тяга к сепарации от родителей неуклонно растёт. Чем старше становится подросток - тем меньшая степень присутствия мамы в повседневной жизни ему необходима. Но как почувствовать себя взрослым, ответственным и самостоятельным, если мама, работающая в той же школе, знает о каждом шаге ребёнка? В столовой мама проверит, хорошо ли ее чадо поело, на перемене - поправит сбившийся галстук, после уроков - предложит пойти домой вместе, а не поиграть с друзьями. Постоянный контроль со стороны родителей может иметь чрезвычайно неприятные последствия для школьника.




Трудности для родителя-педагога


Безусловно, у любой медали две стороны, а значит, работа в школе, в которой учится родной ребёнок, влияет и на жизнь самого родителя-педагога.


Одна из них - ощущение постоянной необходимости доказать своим коллегам и начальству, что учительский ребёнок - самый умный, послушный, прилежный, честный, самый-самый-самый… Ведь мало того, что каждое его действие, каждое слово, каждая затея незамедлительно становятся достоянием школьной общественности, они помимо этого нередко воспринимаются как отражение, своеобразный индикатор профессионализма и компетентности родителя-педагога. Как не поставить под сомнение способность учителя справиться с целым классом, если их собственное чадо шалит на переменах и отвлекается на уроках? Из страха за свою репутацию родители-педагоги зачастую “завинчивают гайки”, превращая жизнь ребёнка в бесконечную погоню за недостижимым идеалом.


Боясь домыслов и кривотолков, мамы и папы, работающие в школе, могут целенаправленно занижать оценки собственным детям, подозревая, что в ином случае у их коллег и одноклассников ребёнка может создаться впечатление, что в классе есть очевидный любимчик. Заслужена ли поставленная родителем пятерка или она явилась результатом нечестного, предвзятого отношения? Чтобы избежать этого вопроса, родители-педагоги могут показательно снижать отметки своего ребёнка, параллельно требуя от него идеального знания материала, не прощая ошибки, закрывая глаза на искренние старания подростка соответствовать заданной планке.


Важно признать, что подозрения в предвзятости в отношении родного ребёнка возникают не на пустом месте. Бывает и так, что мама или папа-учитель не могут допустить и мысли о том, что их ребёнок, тщательно и старательно подготовленный ими дома к идеальному ответу на любом уроке, может знать что-то не на пятерку, а потому любую плохую оценку в его дневнике воспринимают как личную нападку. Они могут уверить себя в том, что их ребенка незаслуженно недооценивают, а следовательно, подвергают сомнению их собственную профессиональную пригодность. Это может привести к обострению отношений с другими сотрудниками школы, попыткам обеспечить ребёнку идеальные оценки по всем предметам, игнорированию реального положения дел, действительных успехов школьника, его усердия, прилежания и поведения.



Отношения в рабочем коллективе могут лишь подогреть тревогу родителей. Недовольство коллег поступками или результатами работы ребёнка, безусловно, заставит родителя-педагога искать недостатки в собственных методах воспитания, в своем подходе к обучению школьника, направит на путь бесконечного самокопания, критики как в собственный адрес, так и в адрес ребёнка, подорвет уверенность в правильности выбранной стратегии поведения как в семье, так и на работе.


Как справляться


Психологи и педагоги, на собственном опыте испытавшие трудности, с которыми сталкиваются учителя и их дети, часто советуют не записывать ребёнка в ту школу, в которой работают родители. Такое разделение существенно снижает вероятность возникновения проблем как в жизни школьника, так и в жизни его родителя-педагога.


Однако далеко не всегда у семьи есть возможность отправить ребёнка в другое образовательное учреждение. В такой ситуации важно подчеркнуть, что проводить границу между учительской деятельностью и родительством необходимо даже в том случае, если родитель или опекун напрямую связан со школьной жизнью ребёнка - ведет предмет в его классе, является его классным руководителем.


Необходимо помнить, что учителей у школьника много, а мама и папа одни! Следовательно, не стоит продолжать и дома вести себя с ребёнком как педагог и преподаватель. Гораздо лучше за пределами школьного кабинета быть просто близким и родным человеком - помнить, что в жизни есть миллион составляющих помимо учебы, вместе играть, смеяться, смотреть фильмы, читать книги, гулять в парках и на время забывать о том, что написано в трудовой книжке.


Не следует забывать, что ребенок не несет ответственности за выбор карьеры родителей и не обязан на сто процентов соответствовать идеальному образу “учительского ребёнка”. У школьника могут случаться неудачи в учёбе, могут возникнуть конфликты с одноклассниками, может не быть примерного поведения - и это нормально! Необходимо крепко держаться за мысль о том, что ребенок учителя - самый обычный, точно такой же, как все его сверстники. Не каждый предмет ему интересен, и не каждый предмет дается легко, но решать эти трудности нужно именно с позиции родителя, а никак не школьного преподавателя. Не стоит привлекать весь школьный коллектив для искоренения трудностей ребёнка с учёбой, не стоит воспринимать его неудачи как показатель некомпетентности. Гораздо лучше обратиться за советом, например, к школьному психологу.


Наконец, при всей трудности избавления от профессиональной деформации, при кажущейся неизбежности подобного исхода - специалисты уверяют, что постоянная вдумчивая и ответственная работа над собой в действительности может уберечь родителей-педагогов от смешения двух таких важных в жизни каждого человека ролей - рабочей и семейной, а их ребёнка от постоянного нахождения в обществе строгого учителя, а не таких любимых родных людей.

413