Должен ли учитель любить детей?

22.02.2023
Анна Царева
Учительница
1x
00:00
00:00

Насколько уместно говорить именно о любви к ученикам, или все же необходимо подобрать другое слово? Об этом преподаватель русского языка Maximum Education Юлия Коровкина рассказала Анне Царевой. Слушайте подкаст и читайте статью.


Почему считается, что учитель обязательно должен любить детей?


Говорить о взаимоотношениях между учителем и учениками, в том числе о любви к детям имеет смысл. Это не просто “философия”. Это профессиональные границы. И видеть их необходимо, не только самому учителю, но и родителю, который доверяет своего ребенка педагогу.


В нашем обществе существуют стереотипы, окружающие профессию педагога: учитель обязан работать за идею, это призвание по велению сердца. Мифы и стереотипы о профессии незаметно переносятся на предмет педагогической работы - ученика. “Учитель должен любить детей,” - это убеждение, которое стоит рассмотреть внимательно, чтобы не спутать профессионализм с дилетантством.



Любить детей или любить учить?


Когда мы говорим о любви к детям, как и в принципе о любви к любому человеку, мы всегда говорим о своем выборе в пользу того, кого мы любим. И это нормально в личных отношениях. Но учителя, как правило, не выбирают учеников. Сложно представить, чтобы какой-нибудь педагог сказал: “Я буду заниматься с Машей, а с Петей нет, потому что он мне не нравится”. Педагог должен выполнять свою работу одинаково хорошо, независимо от внутреннего отношения к ученикам. Именно поэтому у профессионалов в первую очередь речь идет о любви к самому процессу преподавания, а не к конкретному ребенку. 


В чем опасность “любви к детям”?


К сожалению, в современном мире о человеке, который говорит, что хочет работать в школе, потому что любит детей, некоторые могут подумать совсем не то, что он имел в виду. Почему так происходит и как с этим бороться? 


Любовь родителей и других родственников к детям естественна и безусловна. Даже романтические взаимоотношения между подростками считаются приемлемыми. Однако само словосочетание “любовь к детям” со стороны постороннего взрослого человека (коим на самом деле является и учитель) может рождать разные ассоциации, причем не всегда позитивные.


И в этом есть масса здравого смысла. Любить уместно людей, с которыми у тебя есть личные отношения: дружеские, семейные. Любовь - это взаимные обязательства, которые нормальны между подростком и взрослым в семье, но неуместны за ее пределами.


Не стоит “бороться” с предубеждениями на темы любви к детям. Нужно понимать, что уважительное отношение к ученику, внимание и поддержка - это проявление профессионализма, а особые эмоции и отношения все же нет.


#fun5-7-2#


Что значит “любить своих учеников”?


В большинстве случаев, под любовью учителя к ученику понимается желание по-человечески помочь этому ребенку, что-то сделать для него за рамками предметного обучения. Такое чувство может найти проявление не только в педагогической, но и, например, в лечебной практике. Однако согласно медицинской этике, врач не может лечить родственников и близких друзей - чрезмерные чувства могут привести к очень негативным последствиям. Точно так же между психологом и пациентом не может быть никаких отношений, кроме строго профессиональных. У учителей тоже вопрос личных границ стоит очень остро. Отношение между педагогом и учениками не должно выходить за рамки школьных. А желание “помочь” должно реализоваться в профессиональной сфере - помочь в обучении.


В чем опасность смешения личного и профессионального отношения?


Посмотрим на “трудный случай”, когда ребенок учится в классе, где преподает его мама или бабушка, соблюдать необходимую дистанцию проблематично. Могут сложиться две ситуации: 


  1. Родитель-педагог не может сдерживать свои чувства, выделяет ребенка, относится к нему очень мягко и лояльно. В результате в классе появляется любимчик. Для ребенка это чревато проблемами со сверстниками и социализацией, поскольку остальные дети будут чувствовать, что с ними поступают нечестно.
  2. Родитель наоборот начинает отдаляться от ребенка в школьной среде, относится к нему более требовательно и строго, чем к другим ученикам. Как следствие, ребенок растерян: он не понимает, за что мама его наказывает, почему с него больший спрос, чем с соседа по парте Пети.


Найти золотую середину в такой ситуации может не каждый. Сам ребенок начинает видеть родителя в двух разных ипостасях: человека, который дома по вечерам читает сказки и водит гулять, и в то же время строгого учителя, ставящего двойки. Для ребенка это серьезный стресс: он перестает понимать, какой же его родитель на самом деле, кто он для него. Если родитель чрезмерно отдаляется, ребенок может начать ревновать его к своим одноклассникам. Поэтому сегодня стараются не допускать ситуаций, чтобы педагог преподавал в классе, где учится его ребенок. Потому что смешивать личное и профессиональное сложно и той и другой стороне.



Как выстроить границы?


Значит ли это, что учитель должен относиться к детям ровно, без каких либо чувств? Гипотетически такой учитель будет идеальным: для него всегда в приоритете его деятельность, он прекрасно знает предмет и умеет одинаково хорошо его объяснить абсолютно любому ребенку. Но этот идеал недостижим в силу особенностей каждого конкретного педагога, который не может не испытывать эмоций по отношению к тем, с кем он работает. Причем эмоции эти могут быть не только положительными, но и отрицательными.


Не будем требовать от учителей невозможного, но отметим: более важным, чем сама эмоция, будет то, как учитель ее выразил. Не только делать замечание, но и даже хвалить нужно грамотно и тактично, чтобы ученик не расслабился, а вдохновился, а остальные не почувствовали бы себя обделенными. Использовать эмоциональный ресурс и эмпатию в работе - часть профессионализма. А вот переходить на уровень чувств в работе - это непрофессионально.


Каждый взрослый человек способен контролировать свои чувства, какими бы они ни были. Учитель, как более опытный человек, умеет выстраивать личные границы лучше, чем дети. Именно на его плечах лежит ответственность за то, чтобы взаимоотношения с учениками не выходили за рамки школьных. Ведь в первую очередь учитель нужен в школе не для того, чтобы любить детей, а затем, чтобы с помощью своей деятельности принести им пользу, то есть научить. Поэтому можно сказать, что для педагога в первую очередь важно искренне любить свою работу, а уже потом самих учеников.