Как выбрать школу для ребенка?

25.01.2022
Анна Царева
Учительница
1x
00:00
00:00

Перевод ребенка в новую школу часто помогает решить многие проблемы: от конфликтов до низкой мотивации. Рассказываем, как правильно выбрать школу для ребенка и не ошибиться. Идеальной школы не существует. Задача родителей выбрать ту, которая подходит ребенку и обеспечит его развитие оптимальным образом.


Обычно вопрос о смене школы встает после окончания началки. Выбор пятого класса в средней школе важен, поскольку ребенок постепенно переходит от развивающего обучения к получению важных знаний и навыков, но при этом еще и нуждается в подходящем коллективе для общения и социальных связей. Следующий этап - это 7 и 8 класс. Сменить школу в этом возрасте обычно стремятся родители, которые понимают, что ребенок может получать намного более существенные академические нагрузки. В 10 классе смена школы разумна под определенный профиль или систему, например, поступление в Предуниверсарий вуза мечты. В каком бы возрасте ребенок ни менял школу, обращать внимание нужно на одни и те же критерии, но придавать им бОльший или меньший вес.


Когда нужно менять школу?


Основные причины, по которым родители стремятся сменить школу, это:

  • Переезд. Смена места жительства часто требует и смены школы. В этой ситуации при выборе необходимо опираться на критерии, о которых мы говорим ниже.
  • Выбор предпрофильной или профильной образовательной программы. Профильное обучение начинается в 10 классе, но с 8 (а иногда и с 7 класса) многие школы используют вариативную часть учебного плана, ресурс часов внеурочной деятельности и дополнительного образования, чтобы у детей была возможность углубленного изучения определенных предметов. Это один из фокусов у родителей, которые хотят перевести ребенка в другую школу.
  • Дополнительные возможности школы. Их масса: от сотрудничества с центром дополнительного образования или спортивной школой до формата “школа полного дня” или лучшего турклуба в городе.
  • Академический уровень школы. Здесь родители обычно ориентируются на достижения выпускников: баллы ЕГЭ, олимпиадные победы.
  • Поиск подходящего социального круга. Иногда родители надеются за счет круга мотивированных детей зажечь интерес в своем ребенке, иногда ищут единомышленников и т.п.
  • Конфликты и проблемы в текущей школе. Часто родители меняют школу, чтобы избежать какой-то проблемы, например, травли в классе.


Это основные мотивы, которые подсказывают родителям, что нужно переводить ребенка в другую школу для его благополучия. Довольно часто решение о смене школы превращается в действие, когда несколько мотивов сходятся.


#prog8-9-1#


На что обратить внимание при выборе школы?


Выбирая школу, очень важно обратить внимание на ваши приоритеты и отталкиваться от них. Ответьте себе на вопрос: зачем вашему ребенку школа? После этого обратите внимание на следующие особенности.


Выбор предпрофиля в 7 или 8 классе нужен не всем детям. Вашему ребенку подходит этот путь, если он:

  • активно самостоятельно изучает какие-то дисциплины и приобретает навыки, проявляет выраженную устойчивую мотивацию без напоминаний и пинков;
  • общается с удовольствием именно по данному интересу и предпочитает круг единомышленников, а не просто подростковый коллектив;


Выбирать школу с дополнительными возможностями, помимо учебной программы, нужно тогда, когда ребенок:

  • готов уделять время дополнительным занятиям и не переживает, что будет меньше гулять или заниматься хобби;
  • хорошо справляется с основной учебной программой самостоятельно


Выбирать школу с более высокими академическими требованиями: олимпиадной подготовкой и т.п. - стоит если:

  • ребенок легко справляется с учебными задачами основной программы;
  • самостоятельно при помощи онлайн-обучения получает дополнительные знания;
  • имеет опыт участия в интеллектуальных соревнованиях и получает от них удовольствие;
  • имеет устойчивую самооценку и умеет справляться с неудачами, готов к ситуации, что он перестанет быть “самым умным в классе”.


Менять школу ради поиска социальной среды необходимо, если ребенок не находит общий язык со школьным коллективом, является аутсайдером. Однако важно не перепутать неподходящий социальный круг и психологические и поведенческие особенности ребенка, которые стоит скорректировать, прежде чем менять коллектив.


Как выбрать школу для ребенка подросткового возраста?


При выборе школы для ребенка важны две составляющие: школа подходит ребенку и ребенок подходит школе. Крайне важно убедиться, что оба утверждения верны, чтобы ребенку смена школы пошла на пользу.


Как выбрать предпрофильный и профильный класс?


  • Оценить объем нагрузки в часах и убедиться, что повышенная нагрузка соответствует сфере интереса ребенка.
  • Выяснить уровень знаний, который требуется для поступления и сверить с уровнем своего ребенка. Это можно сделать, изучив работы для поступающих прошлых лет.
  • Добиться возможности пообщаться с детьми, которые уже учатся в профиле. Например, на конференциях, где они выступают, на курсах дополнительного образования, куда приглашают внешних детей. В некоторых школах идут на встречу и предлагают пробный учебный день. Цель такой пробы убедититься, что ваши ожидания совпадают не только с планом на бумаге, но и с реальностью конкретной школы.

Также важно обсудить, какие результаты ожидаются от учеников и обсудить с ребенком, готов ли он добиваться их.


Как выбрать школу с хорошим коллективом?


И ФГОС и ответственные за презентацию школ говорят об одних и тех же ценностях: высокий уровень образования, развитие личности, индивидуальный подход и т.п. Однако на практике люди понимают эти слова по-разному и по-разному воплощают в реальность. Для того, чтобы найти “нормальных” сверстников ребенку и “нормальных” учителей, нужно выяснить, совпадают ли они с тем образом коллектива, который вам кажется подходящим.


Вот на что нужно обратить внимание при выборе школы:

  • Составьте список всех трудностей и проблем вашего ребенка. На встрече с администрацией школы задавайте вопросы о таких ситуациях в формате: “Что вы обычно делает, когда ученик…?” На такие вопросы нет правильных ответов, но исходя из них вы поймете, подходит ли вам эта школа. Например, на вопрос: “Что вы делаете, когда у вас ученики курят?” - администрация может сказать: “У нас нет курящих учеников!” Кому-то из родителей этот ответ покажется показателем отличной дисциплины и плюсом, а кому-то - признаком неискренности и показухи. И каждый сделает свои выводы.
  • Оцените культуру школы по матрице лидерства. В школьных отношениях этот метод отлично работает. 4 типа организационных культур в упрощенном варианте можно сложить всего из двух компонентов со знаком + (есть) и - (нету). Эти компоненты - авторитарность и поддержка.


В итоге мы получим 4 типа культуры в школе. На них нужно обязательно обращать внимание, когда вам важен коллектив и социальный круг в школе.


  1. Лидерская. В школе говорят, что делать, а дети выполняют (авторитарность+) и конкурируют между собой. При этом детям не оказывают поддержки, побеждает сильнейший (поддержка -), и его успехами гордятся.
  2. Партнерская. В школе совместно с ребенком и семьей решают, как выстроить индивидуальный учебный план, чтобы учитывать интересы всех сторон (авторитарность -), а ребенку помогают выполнять этот план (поддержка +). Здесь находят возможность оценить успехи ребенка по многообразию критериев и отметить значимость его вклада в школьную жизнь.
  3. Самонаправленная. В школе декларируется свобода выбора и взрослые не занимаются простраиванием учебной траектории детей (авторитарность -), при этом и инструментов педагогической поддержки дети не получают, хотя в школе может быть довольно много личных отношений, сочувствия, вовлеченности (поддержка -). Тут нет конкуренции и лидеров - это принцип.
  4. Бюрократическая. В школе все понятно, все расписано, учителя дают знания, дети сдают контрольные, учителя знают как правильно и как надо (авторитарность +). При этом взрослые считают сутью своей работы втянуть ребенка в норму, добиться показателей, поэтому они будут в меру своих представлений о том, как это делать, активно действовать (поддержка +). Тут дают исправлять оценки, назначают дополнительные занятия, говорят родителям, что они должны сделать и т.п.


Подумайте, в какой культуре будет полезно находиться вашему ребенку и имейте в виду эти типы, когда задаете администрации озадачивающие вопросы. Это поможет вам выбрать школу, в которой у ребенка будет чувство безопасности и зона для развития.


#prog8-9-2#


Стоит ли менять школу, если у ребенка не сложились отношения с классом?


Иногда это правильное решение, но очень важно подготовить ребенка к этому шагу. И лучше всего это делать со специалистом - детским психологом.

  • Провести работу с психологической травмой, который ребенок получил в результате травмы и буллинга.
  • Скорректировать его поведенческие стратегии: как стоит реагировать на новый коллектив, чтобы не вызвать негатив, как сохранить свои границы, но не вступить в конфликт.

Такие меры помогут ребенку чувствовать себя уверенно в новом коллективе и завести друзей. Обратитесь к психологу не с жалобой а конкретным запросом: Как моему ребенку научиться налаживать дружеские отношения в школьном коллективе?


Смена школы - это серьезный шаг и важный опыт в жизни ребенка. Адаптация к новому коллективу - это серьезная нагрузка, и игра должна стоить свеч. Выбирайте школу вместе с ребенком, взвешивайте все плюсы и минусы, чтобы выбор школы оказался правильным и помог ребенку развиваться и получать образование.