Мы часто многие подростковые проблемы списываем на “лень”. Однако такое упрощение не позволяет нам исправить ситуацию. Что такое лень и как с ней справиться - обсуждаем с психологом.
Разговор о лени стоит изначально перевести в плоскость мотивации, поскольку это понятие позитивно и конструктивно.
Что такое мотивация
Мотивация бывает внешней и внутренней. Внешняя мотивация - это побуждение (или принуждение) к выполнению действия какими-либо внешними обстоятельствами и факторами: родителями, школой, репетиторами, друзьями и т.д. Она часто сопровождается поощрением или санкциями.
Внутренняя же мотивация никак не связана с внешними стимулами. Она базируется на стремлениях человека, которые и являются кнопкой, запускающей действие. Внутренняя мотивация всегда эффективнее. Иногда она может сопровождаться каким-то внешним воздействием, но даже сама по себе она будет являться серьезным двигателем прогресса.
Представим ситуацию: двое учеников делают домашнее задание. У обоих хорошие оценки. Один испытывает страх получить плохую оценку, потому что не хочет расстраивать родителей. Другой же понимает, что ему интересно учиться, у него есть к этому склонность и это поможет ему в будущем. Безусловно, второму ученику будет легче добиться успеха.
Часто от родителей, учителей, а иногда и самого подростка можно услышать фразу: “Подросток ничего не делает, потому что ленится. На самом деле, зачастую под ленью подразумевается именно отсутствие мотивации. Человеку, в том числе взрослому, как правило, “лень” браться за какую-то задачу, либо когда он ее не понимает, либо она кажется ему слишком большой, либо она ему просто не интересна. То же самое происходит и с подростком. Таким образом, если подросток “ленится”, возможно, с ним происходит следующее:
- он просто устал и ему надо восстановиться;
- он не знает, что ему интересно;
- подросток не знает, как реализовать свой интерес;
- он не хочет делать то, что ему не интересно.
Что может являться мотивацией для подростка
Поскольку внутренняя мотивация всегда связана с интересом, то вытащить подростка из состояния “обломовской неги” может именно появление этого интереса. Для этого можно предложить ему выполнить следующие упражнения.
- Взять лист бумаги и ручку и записать не менее пятнадцати любимых занятий. Важно, чтобы это были именно активные занятия, то есть “я люблю есть, я люблю спать” - не подойдет. Потом можно совместно с подростком проанализировать этот список: нравятся ли ему спортивные активности, или, может быть творческие или научные. Впоследствии важно поддерживать и развивать этот интерес. Возможно, он будет положен в основу будущей профессии.
- Описать качества людей, которые существовали бы в его “идеальном мире”. Вполне вероятно, что, описывая их, он будет в той или иной степени описывать себя. Это тоже важно анализировать, чтобы создать для него максимально комфортную среду.
Как связаны мотивация и профориентация
Так как мотивация подростка на учебу связана в первую очередь с пониманием, зачем ему нужны эти знания, на первый план выходит профориентация. Если подросток учится очень плохо, ему можно предложить пройти тест на профориентацию: он увидит перед собой новую цель и это, вполне вероятно, придаст желание стремиться к ее реализации. Подробно проанализировав необходимые знания и умения, подросток уже может ответить на вопрос, зачем он все это учит. Так работает внутренняя мотивация.
Что делать родителям, если подросток ленится?
Родитель также может помочь ребенку укреплять внутренний стимул учиться.
- Не обвиняйте ребенка в том, что он ничего не делает.
- Предложите подростку проделать упражнения на пятнадцать самых интересных занятий и идеальное окружение. Обязательно проанализируйте вместе с ним результаты относительно интересов подростка и его склонностей в будущей профессии.
- Поддерживайте интерес подростка к различным хобби и активностям.
- Подумайте о профессиональной профориентации. Если профориентация проводится действительно профессионально, то в первую очередь обязательно будут исследоваться интересы, способности и наклонности подростка - это как раз то, что необходимо для развития внутренней мотивации.