Лени не существует?

29.03.2021
Мария Шеина
Коуч, специалист по профориентации, методист MAXIMUM EDUCATION
1x
00:00
00:00

Мы часто многие подростковые проблемы списываем на “лень”. Однако такое упрощение не позволяет нам исправить ситуацию. Что такое лень и как с ней справиться - обсуждаем с психологом.


Разговор о лени стоит изначально перевести в плоскость мотивации, поскольку это понятие позитивно и конструктивно.


Что такое мотивация


Мотивация бывает внешней и внутренней. Внешняя мотивация - это побуждение (или принуждение) к выполнению действия какими-либо внешними обстоятельствами и факторами: родителями, школой, репетиторами, друзьями и т.д. Она часто сопровождается поощрением или санкциями.


Внутренняя же мотивация никак не связана с внешними стимулами. Она базируется на стремлениях человека, которые и являются кнопкой, запускающей действие. Внутренняя мотивация всегда эффективнее. Иногда она может сопровождаться каким-то внешним воздействием, но даже сама по себе она будет являться серьезным двигателем прогресса. 



Представим ситуацию: двое учеников делают домашнее задание. У обоих хорошие оценки. Один испытывает страх получить плохую оценку, потому что не хочет расстраивать родителей. Другой же понимает, что ему интересно учиться, у него есть к этому склонность и это поможет ему в будущем. Безусловно, второму ученику будет легче добиться успеха.


Часто от родителей, учителей, а иногда и самого подростка можно услышать фразу: “Подросток ничего не делает, потому что ленится. На самом деле, зачастую под ленью подразумевается именно отсутствие мотивации. Человеку, в том числе взрослому, как правило, “лень” браться за какую-то задачу, либо когда он ее не понимает, либо она кажется ему слишком большой, либо она ему просто не интересна. То же самое происходит и с подростком. Таким образом, если подросток “ленится”, возможно, с ним происходит следующее:


  • он просто устал и ему надо восстановиться;
  • он не знает, что ему интересно;
  • подросток не знает, как реализовать свой интерес;
  • он не хочет делать то, что ему не интересно.



Что может являться мотивацией для подростка


Поскольку внутренняя мотивация всегда связана с интересом, то вытащить подростка из состояния “обломовской неги” может именно появление этого интереса. Для этого можно предложить ему выполнить следующие упражнения.


  1. Взять лист бумаги и ручку и записать не менее пятнадцати любимых занятий. Важно, чтобы это были именно активные занятия, то есть “я люблю есть, я люблю спать” - не подойдет. Потом можно совместно с подростком проанализировать этот список: нравятся ли ему спортивные активности, или, может быть творческие или научные. Впоследствии важно поддерживать и развивать этот интерес. Возможно, он будет положен в основу будущей профессии.
  2. Описать качества людей, которые существовали бы в его “идеальном мире”. Вполне вероятно, что, описывая их, он будет в той или иной степени описывать себя. Это тоже важно анализировать, чтобы создать для него максимально комфортную среду.


Как связаны мотивация и профориентация


Так как мотивация подростка на учебу связана в первую очередь с пониманием, зачем ему нужны эти знания, на первый план выходит профориентация. Если подросток учится очень плохо, ему можно предложить пройти тест на профориентацию: он увидит перед собой новую цель и это, вполне вероятно, придаст желание стремиться к ее реализации. Подробно проанализировав необходимые знания и умения, подросток уже может ответить на вопрос, зачем он все это учит. Так работает внутренняя мотивация. 



Что делать родителям, если подросток ленится?


Родитель также может помочь ребенку укреплять внутренний стимул учиться.


  1. Не обвиняйте ребенка в том, что он ничего не делает. 
  2. Предложите подростку проделать упражнения на пятнадцать самых интересных занятий и идеальное окружение. Обязательно проанализируйте вместе с ним результаты относительно интересов подростка и его склонностей в будущей профессии.
  3. Поддерживайте интерес подростка к различным хобби и активностям. 
  4. Подумайте о профессиональной профориентации. Если профориентация проводится действительно профессионально, то в первую очередь обязательно будут исследоваться интересы, способности и наклонности подростка - это как раз то, что необходимо для развития внутренней мотивации.