Что делать, если учитель невзлюбил ребенка?

06.09.2021
Елена Щербинина
Журналист, учитель английского языка

Со слов ребенка, учитель к нему придирается и занижает оценки или ставит отметки за поведение, а не за знания. Рассказываем о том, как действовать родителям, если учитель недолюбливает ребенка.


Если ребенок жалуется на учителя, родителям стоит успокоиться и разобраться в ситуации. Возможно, учитель травит ребенка и отыгрывается на нем. Но бывает и так, что дети срывают уроки, учитель просто не справляется с классом, а ваш ребенок заводила и получает по заслугам. Как понять, что происходит, и справиться с ситуацией?

Учитель наставил двоек


К сожалению, многие учителя по-прежнему смотрят на оценку как на инструмент давления на ребенка. Школьные отметки часто работают как оружие в войне, а не как повод обсудить работу и повысить его знания по предмету. Как понять, что оценки ставят не за знания, а по причине личной неприязни?


  • Ребенок может выполнить работу по предмету на удовлетворительную оценку, если его знания проверить независимо.

Как вести себя с учителем: обратите внимание на результаты МЦКО. Вполне уместно задать педагогу вопрос, почему за работы, которые он проверяет, у ребенка двойка, а независимое тестирование сдано на положительную оценку.


  • Учитель очень много задает. Если на домашнее задание с одного дня на другой уходит более часа - это чрезмерные нагрузки, которые не по силам среднему ученику.


Как вести себя с учителем: сначала можно поговорить с другими родителями. Если другие ребята справляются с домашней работой быстро, вероятно, проблема не в учителе, а в том, что ребенку трудно дается предмет. Однако, возможно, с такой проблемой сталкиваются и другие ученики. Тогда можно группой родителей обратиться к педагогу с просьбой снизить нагрузку.


  • Учитель много требует. Когда двойки у всего класса или почти у всего, система оценивания не соответствует реальному уровню детей. Да, у детей могут быть пробелы в знаниях, но такой подход снижает их мотивацию к учебе. Поэтому хороший учитель не станет прибегать к этому методу, когда хочет научить.



Как вести себя с учителем: опять же необходимо обратить внимание на результаты МЦКО и с ними идти к педагогу.


Все это признаки того, что претензии ребенка не беспочвенны. Стоит присмотреться к учителю. Возможно, у него репутация сильного учителя, который добивается высоких результатов. Вопрос в том, какой ценой и будет ли вообще ваш ребенок успешен на негативной мотивации и куче двоек.

Учитель травит ребенка


Далеко не всегда негативное отношение учителя выражается в оценках. Есть дети, которые отлично учатся, но все же испытывают постоянное давление учителя. Такие претензии сложнее выразить словами, поэтому обратите внимание на следующее.


  • Ребенок стал более подозрительным, когда речь заходит об этом уроке или предмете. Он как будто ожидает подвоха или насмешки.
  • Ребенок закрывается, когда вы спрашиваете про этого учителя или его уроки, хотя об остальном рассказывает довольно четко и понятно.
  • Ребенок боится ошибиться и слишком много времени и сил уделяет подготовке к этому уроку.
  • У ребенка возникают нервные тики и другие непонятные реакции, когда речь идет об учителе или предмете.


В этой ситуации вполне возможно, что учитель нанес ребенку психологическую травму. Возможно, он это сделал не намеренно и даже не понял, что произошло. Но какой-то его комментарий или особенность поведения попали в болевую точку ребенку, и он не может справиться со своими эмоциями.


Как вести себя с учителем: честно расскажите педагогу, что произошло и как чувствует себя ребенок. Не нужно идти на конфликт и предъявлять обвинения. Если учитель компетентный и допустил ошибку в общении случайно, он ее исправит.


Что делать, если учитель придирается к ребенку?


Когда мы говорим о придирках, мы имеем в виду несправедливость и тот факт, что учитель делает акцент на мелких недоработках ученика, когда дает ему обратную связь по контрольной или самостоятельной работе. Учитель действительно придирается к ребенку, если:


  • У ребенка нет ошибок, которые влияют на ответ в задаче, но учитель не хвалит его за это, а обращает внимание на мелкий недочет, типа двоеточия после слова "ответ".
  • Ребенок постоянно получает оценки "с минусом". Не может учитель поставить просто пять или просто четыре.
  • Учитель постоянно говорит ребенку, что тот не дотянул до более высокого балла.
  • Такое отношение негативно влияет на мотивацию ребенка. Особенно если он видит, что за такую же работу однокласснику поставили более высокий балл.


Как вести себя с учителем: имеет смысл поговорить с учителем, чтобы прояснить критерии оценивания работ и цель такого подхода к оцениванию. Есть шанс, что учитель просто не очень четко пояснил свои приоритеты и критерии. А если вопрос в личной неприязни, то нужно проговорить эту ситуацию, чтобы учитель начал себя контролировать.


Учитель занижает оценки ребенку


Многих родителей беспокоит несправедливое оценивание работ ребенка. Возникает предположение, что учитель намеренно занижает оценки из личной неприязни к ребенку. Вот на что обычно обращают внимание родители.


  • Ребенок очень много времени тратит на предмет, а отметки в школе низкие.
  • Ребенок выполняет все домашние задания, но за них не ставят оценки в журнал.
  • Ребенок аккуратно пишет, у него хорошо оформлена тетрадь по предмету, но это не отражается на успеваемости.
  • У ребенка по остальным предметам хорошие оценки.


В данной ситуации проблема может быть как в неадекватном отношении учителя, так и в требованиях по предмету, которые отличаются от тех, к которым ребенок привык. Для того, чтобы решить проблему, необходимо.


  • Выяснить требования учителя. Поставьте этот вопрос классному руководителю и попросите в письменном виде сформулировать за что и по каким критериям выставляются оценки по предмету.
  • Проверьте знания ребенка по программе и выясните, справедливо ли ему выставляют оценки.
  • Пройдите пробный ЕГЭ, если ребенок в 10м или 11м классе. Это поможет ребенку поднять уверенность в себе.

Ребенок и его одноклассники провоцируют конфликт


Но может быть и так, что ребенок на самом деле вовсе не невинная жертва. Некоторые дети сами допускают ошибки в общении с учителями или даже травят их. Учитель может срываться вовсе не без причины. Конечно, это в любом случае непрофессионализм, но нужно иметь в виду, что подростки не ангелы. И не стоит как говорить, что взрослые всегда правы, так и защищать ребенка, не разобравшись в ситуации. Обратите внимание на следующее:


  • Вы слышали, как ребенок с друзьями пренебрежительно отзывается об учителе. Или даже по-хамски и оскорбительно.
  • До вас дошла информация о какой-то издевке, которая вывела учителя из себя.
  • Ваш ребенок вообще склонен к манипуляциям и часто обвиняет других, чтобы снять с себя вину.



Не нужно стыдить и обвинять ребенка. Лучше спокойно поговорить о том, что происходит на уроке. Если ребенок ненавидит учителя, спокойно спросить почему. Ваша задача - не распустить ребенка и не дать ему чувство вседозволенности. Это не пойдет ему на пользу в будущем.


Даже вы лично убедились, что учитель действительно плохо учит и позволяет себе непрофессиональное поведение, не позволяйте детям добиваться того, чтобы учитель отказался от класса. Травля учителя ничем не лучше, чем травля ученика. Все участники и соучастники события получают психологическую травму от насилия над личностью. 


Помните, что участники любой травли - это люди с низкой самооценкой. Имеет смысл поговорить с ребенком о нем самом и научить его достойно, из позиции сильного отвечать учителю.

Как ответить на оскорбление учителю


Если ребенок просит вас не вмешиваться, а вы не можете разобраться, что происходит, обратите внимание на локальные ситуации, о которых ребенок говорит. Обращайте его внимание на то, что конфликт можно погасить, если не удалось предотвратить. Если учитель оскорбляет ребенка, но тот запрещает вам вмешиваться, научите его отвечать правильно.


  • Поставить границы. Всегда полезно сказать, что ты услышал мнение другого человека, но у тебя есть свое.
  • Пресекать манипуляции, основанные на чувстве вины и стыда. Если ребенку постоянно ставят в вину его неуспешность, поведение и т.п. Нужно научить его говорить “стоп” и повторять как минимум про себя, что это эмоции другого человека, его мнение, а не истина.
  • Заявлять о границах. Научите ребенка говорить о своих границах при помощи я-сообщений. То есть не обвинять учителя в ответ, а заявлять о себе. Мне неприятно, когда говорят плохое о моих родителях. Я злюсь, когда критикуют мою внешность. 



Когда у ребенка конфликт со взрослым все же лучше, чтобы его решал другой взрослый. Поэтому не забывайте ребенку об этом напоминать, даже если он говорит, что все в порядке.


Как разговаривать с учителем, который обидел или унизил ребенка?


Не всегда ребенок может сам поговорить с учителем, который причиняет ему боль. Родителям в этой ситуации стоит успокоиться, а потом вступить в диалог с учителем. Не обвиняйте его, а постарайтесь добиться осознания проблемы. Даже если учитель обидел ребенка не нарочно, ситуацию надо прояснить, чтобы все успокоились.


  • Обращайтесь к учителю уважительно.
  • Заявите, что вы понимаете, что нужно прояснить ситуацию.
  • Спросите учителя о том, как в его глазах происходили события.
  • Поясните, как ребенок видит эту ситуацию, если он сам не решается присутствовать при разговоре.
  • Перескажите учителю восприятие ребенка, называйте его эмоции своими словами.
  • Не требуйте от учителя признать неправоту. Предложите поискать способы поговорить с ребенком так, чтобы он понял точку зрения учителя и его мотивы.


В этой ситуации ребенку важны не столько формальные извинения, сколько сам факт того, что его эмоции имеют цену, что их замечают. Поэтому рекомендуем провести такую беседу, если вы можете сохранять спокойствие. Если нет, стоит обратиться в конфликтную комиссию школы или к классному руководителю.


Как заменить учителя


Если претензии к учителю есть у всего класса, то проблема, скорее всего, в нем. Сменить учителя иногда бывает сложно, но обычно администрация школа идет на уступки, чтобы не было скандала.


  • Вначале поговорите с классным руководителем. Если он не хочет вникать или отправляет вас к директору - запишитесь на прием.Это демонстрация вашей доброй воли и нежелания идти на конфликт.
  • Приведите конкретные примеры, по которым вы бы хотели заменить учителя.
  • Если вам предлагают конфликтную комиссию, соглашайтесь. Директор не может снимать учителей по первой просьбе родителей - так вся школа сойдет с рельсов.
  • Постарайтесь уладить конфликт на переговорах в комиссии. Если вы уверены в том, что все бесполезно, скажите директору, что вы будете вынуждены действовать официально.
  • Напишите директору письмо на официальную почту. Обязательно перечислите претензии и выразите просьбу сменить учителя. В идеале это сделать на бумаге, подписать у других родителей класса, отсканировать и отправить.



Упомяните в этом письме п.6 ст.28 Закона об образовании (обязанности учителя) и ст.34 - обязанность родителя обучающихся в т.ч. защищать ребенка от психологического насилия.


Если вам ответят неудовлетворительно, вы можете обратиться в МРСД (межрайонный совет директоров по телефону в “подвале” школьного сайта) или напрямую в Департамент.


Если ситуация дошла до крайности, то смена учителя может защитить вашего ребенка и других детей от психологического насилия. Но если у учителя и ребенка конфликт, хотя обе стороны в целом адекватны, лучше поучить ребенка разрешать конфликтные ситуации, чем просто убирать учителя. Это будет хорошим уроком и поможет более осознанно относится к окружающим людям.

Листайте также
№1
26.08.2021
Как уладить конфликт с классным руководителем
№1
31.08.2021
Как помочь ребенку адаптироваться в новой школе или коллективе. Стресс при смене школы