Если у ребенка спорная оценка

23.10.2025
Елизавета Дмитриева
Учительница, классная руководительница и тьютор

Отметки – дело непростое и одна из самых популярных причин конфликтов в школе и дома. Что делать, если оценка за четверть, модуль, полугодие или год – спорная?

Как ставится оценка за четверть


Раньше учебный год стандартно делился на четыре четверти, сегодня же в школах можно столкнуться с разными форматами.


Чаще всего в школах все еще учатся по четвертям. Самый привычный и знакомый нам формат. Год делится на четыре части или четверти. По итогу каждой четверти выставляется четвертная отметка, и на основе результатов всех четвертей ставится годовая отметка. 


Как ставится оценка за триместр или модуль


Обучение по триместрам представляет собой разделение года на три триместра, соответственно, годовая отметка выставляется по этим отметкам за год.


Фактически – это то же самое, что учиться по модулям. Ученики учатся 5 недель, а потом неделя каникул. Получается, что в середине триместра неделя каникул, но он еще не закончен, итоговая оценка выставляется позднее по тому же принципу. Меньше поводов для переживаний!


Как ставится оценка за полугодие


В старшей школе (10-11 классы) ребята учатся по полугодиям. Выставляется две отметки за год, и на основе них выставляется годовая. А в конце одиннадцатого при выдаче аттестата учитывают все полугодовые за 10-11.


Как ставится оценка за год и в чью пользу округляют


Отметка за год чаще всего считается как среднее арифметическое за все четверти, триместры или полугодия. Округление производится в соответствии с математическими правилами. Чаще всего в случае, если у ребенка средний балл 4,5 – итоговая оценка ставится в его пользу.


Но иногда это не так, и она может ставится в соответствии с локальными актами школы. Например, это может быть 5 со среднего балла 4,6 (то есть можно получить только одну четверку за 4 четверти). Или, например, у ребенка средний балл 4,5, то ему будет выставлена итоговая оценка такая же, как в последней четверти.


Все решает школьный совет. Результаты заседаний и принятых решений отражены в локальных актах, которые обычно представлены на сайте школы. Согласно ч. 2 ст. 30 закона об образовании школа сама разрабатывает и утверждает образовательную программу и определяет, как будет осуществляться контроль, промежуточная и итоговая аттестация. Поэтому одного ответа на все случаи – нет.

Когда оценки особенно важны


В целом годовые отметки важны только в выпускных классах и старшей школе в 9, 10 и 11 классах. И здесь общая система выставления отметок для всех школ.


В 9 классе на оценку в аттестате влияют только оценки за последний год обучения. В аттестат выставляется среднее арифметическое годовой оценки и оценки за экзамен, а это значит, что отметки за экзамены влияют на итоговую отметку по русскому языку и математике, а также, по двум предметам, которые ребенок выбрал для сдачи.


При выставлении отметки в аттестат в 11 классе учитываются отметки и за 10 класс, и за 11 класс. Об этом нужно помнить, так как если в 10 классе были тройки, то получить в аттестате можно будет только четверку (даже если в 11 классе будут пятерки). 

Как повлиять на выставление оценки


Итоговая отметка - это то, что складывается из усилий, потраченных ребенком на учебу в течение всего учебного периода, поэтому ребенок должен работать над ней в течение всего учебного времени, не откладывая исправление ситуации на последний месяц.


  1. Первый совет - заранее понимать, какие оценки выходят. Для этого можно заглянуть в электронный дневник, там выводится готовая цифра, но можно считать и вручную (не забудьте учесть коэффициенты!).
  2. Поговорить с учителем о том, какую отметку вам бы хотелось увидеть у ребенка, и спросить, как он оценивает реальную ситуацию. Если ребенок старается, учит, выполняет все задания, пишет хорошо письменные работы, то проблем быть не должно. Даже если ребенку трудно дается предмет, педагог может пойти на встречу и дать дополнительное задание, чтобы повысить средний балл.
  3. Помнить, что в конце года или четверти повлиять можно только на отметку в последнем учебном периоде и постараться получить максимальный балл. 


Помните, что итоговая отметка имеет решающие значение только в выпускных классах, так как влияет на будущую образовательную траекторию ребенка. В связи с этим в других классах не стоит слишком переживать, если оценка ниже той, чем хотелось бы. Самое главное, чтобы ребенок прикладывал усилия к обучению.


Часто все-таки “Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни”, как говорил римский философ Луций Сенека. А стоит транслировать детям, что оценка нужна для обратной связи от учителя, для понимания, как он знает определенную тему. Детям важно показывать, что нужно стараться учиться для своей жизни и своего интереса, а не ради оценки.

Что делать, если ребенок волнуется из-за спорной оценки


Некоторые дети, особенно дети-отличники, очень переживают за итоговые оценки, поэтому боятся отвечать у доски или идти на контрольную работу - не хотят испортить ситуацию. Как родителям успокоить подростка?


  1. Не нагнетайте. Не нужно перед контрольной работой намекать ребенку, что от этой оценки зависит итог, и заставлять его готовиться несколько часов. Лучше поддержите его. В спокойном состоянии ему будет легче сконцентрироваться и добиться лучшего результата.
  2. Не стоит ругать за оценки. Это приводит к тому, что ребенок боится совершить ошибку и ведет себя пассивно на занятиях. А время выведения итоговых оценок превращается для таких детей в настоящий ад.
  3. Проявляйте безусловную любовь. Часто дети излишне нервничают из-за спорной оценки, потому что боятся расстроить маму и папу. Пусть подросток знает: вы любите его независимо от того, отличник он, хорошист, троечник или даже не совсем успевающий ученик.
  4. Донесите до него идею, что в учебе важнее всего не оценка, а приложенные усилия и полученные знания.

Можно ли исправлять спорные оценки


Должен ли учитель идти навстречу, если вам хочется, чтобы у вас вышел определенный балл? Если иное не оговорено в локальных актах школы (их можно почитать на сайте учебного заведения), то учитель обычно идет навстречу. Все-таки для него успеваемость детей тоже показатель.


Но если у вас тройки за ВПР или МЦКО, итоговые контрольные, но получается спорная между 3 и 4, то по общему правилу учитель может поставить 3. Так как эти работы имеют больший вес. Тот же принцип работает с оценками за пробники или контрольные по предмету.

Листайте также
№1
25.08.2025
Оценки в журнал и результаты МЦКО: каковы правила?
№1
15.04.2022
Как заставить ребенка учиться?