Важны ли оценки в школе? На что влияют, как ставят?

25.07.2022
Елена Щербинина
Журналист, учитель английского языка

Современная система образования предполагает регулярное оценивание знаний учащихся. Учителя, ученики и родители часто спорят, нужно ли измерять результаты обучения в цифрах и выставлять школьникам оценки. Разбираемся, важно ли оценивать учеников во время образовательного процесса, как правильно ставить отметки и что они означают.

Разница между оценкой и отметкой

 

Как правило, в школе можно услышать оба слова как синонимы, однако понятия “оценка” и “отметка” все-таки отличаются и эту разницу важно понимать. Цифры, которые учитель ставит в тетрадь, дневник или классный журнал - это отметки. В России они официально выставляются по пятибалльной системе, хотя на практике в школе используются четыре отметки: единицы ставить не принято. Также, помимо баллов, отметкой является слово “см”, которое, конечно, означает не “сантиметр”, а то, что учитель просмотрел работу школьника. Оценка же - это отзыв о качестве выполненной работы.

 

И учителя, и ученики часто называют двойки и пятерки оценками, но между ними есть разница: оценка - это не просто число, а, как правило, словесный комментарий, например: “Хорошая работа!” или “Неплохо, но будь внимательнее” и т.д. То есть когда ребенок, придя домой, говорит, что получил пятерку за работу в классе или контрольную, речь идет именно об отметке.


Зачем в школе ставят отметки?

 

Вокруг выставления отметок много вопросов: зачем их ставить, если для подведения итогов работы достаточно словесного комментария от преподавателей? С другой стороны, если полностью отказаться от отметок, как правильно составить представление о результатах учебного процесса?

Отметки в школе выполняют несколько функций:

 

  1. Оценивание знаний. “Отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно” - это комментарий, которые учитель, выступая в роли оценщика, дает результатам работы ученика и качеству усвоения материала. Чтобы получить представление об общем уровне знаний, необходимо перевести эти словесные оценки в числовые отметки. Иногда вместо них ученик видит в тетрадке слово “см”. Оно может означать, что учитель проверил наличие работы, но оценка за нее не выставляется, или результат получился недостаточно хороший и учитель не хочет ставить низкий балл.
  2. Мотивация учеников. Когда уровень усвоения материала наглядно обозначен в числах, учащийся отслеживает свой прогресс, это побуждает его учиться лучше и получать более высокие отметки.
  3. Поощрение учеников. Чаще всего эта функция выполняется в начальной и иногда в средней школе, когда учитель выставляет балл чуть повыше “за старания” или ставит “см” вместо неудовлетворительной отметки хорошему ученику, у которого по какой-то причине работа вышла не очень удачной.
  4. Подведение итогов обучения. Помимо промежуточного оценивания, отметки по правилу нужны для определения итогового уровня знаний ученика, завершающего обучения. Такие отметки выставляются в школьный аттестат и с ними выпускник впоследствии поступает в вуз или колледж.

Что дает отметка?

 

Исходя из предыдущего абзаца, становится понятна важность отметок для школы, однако остается вопрос: что значат отметки для самих учеников? На что они впоследствии влияют? Чего от них больше: вреда или пользы?

С одной стороны, как уже говорилось, отметка дает представление ученику о его уровне знаний, сильных и слабых сторонах, пробелах, что, конечно, благотворно влияет на обучение. С другой стороны, оценивание - процесс неоднозначный, имеющий противоречивые стороны. 

 

Во-первых, оно часто происходит не по заранее установленным критериям, а по усмотрению самого учителя, в результате чего оценка становится субъективной и ученику будет выставлена отметка выше или ниже той, которую он заслуживает. 

 

Во-вторых, акцентирование внимания на числовом отражении результата может привести к тому, что погоня за высокими отметками станет для ученика и его родителей важнее полученных знаний и приложенных усилий. Это негативно сказывается как на качестве обучения, так и на психологическом состоянии ребенка.

Правильный ответ всего один?

 

Главный аргумент противников школьных отметок - они делают мир полярным, делят работы учащихся - на плохие и хорошие, а ответы - строго на правильные и неправильные, причем у ученика нет права на ошибку: “не попал” в правильный ответ - значит, получаешь “неуд” или в лучшем случае “см”. А поскольку отметки нередко ставятся субъективно, то оспорить их не так легко. 

На самом деле, ФГОС разработаны определенные правила оценивания работы учащихся. В этих критериях будет небольшая разница в зависимости от предмета, однако они разработаны и закреплены для каждой учебной дисциплины. Так, за письменную работу по математике правильно отметки выставляются следующим образом:


  • Отметка “5” - если верно выполнено 90-100% заданий
  • Отметка “4” - 70-89%
  • Отметка “3” - 50-69%
  • Отметка “2” - правильно сделано меньше половины работы.

Нужна ли соревновательность?

 

Часто мотивирующая роль отметок реализуется через соревнование между учениками. Некоторые школы даже вводят балльно-рейтинговую систему, чтобы учащиеся могли сравнить свои успехи. С одной стороны, в некоторых действительно просыпается азарт и заставляет бороться за более высокое место в рейтинге. С другой стороны, каждый первым быть не может, и для кого-то соревнование с более успешным учеником будет очень значимо и серьезно повлияет на самооценку.


Значит ли это, что соревновательность в любом виде только повредит учебному процессу?

Соревноваться можно не только с другими учащимися, но, прежде всего, с самим собой. Представим ситуацию: ученик за контрольную работу получает четверку с минусом, а у большей части класса стоит “5”. Если сравнивать его работу с результатами одноклассников, то ученик вряд ли будет видеть себя в выгодном свете. Но если принять во внимание, что за прошлую контрольную у него была тройка, то налицо его прогресс.


Нужно ли подтверждать завершение изучения?

 

Итоговая функция отметки тоже воспринимается неоднозначно. Часто после написания контрольной ученик неосознанно начинает воспринимать полученные во время учебы как неактуальные: “Работа сдана, отметка получена, в жизни я эту информацию не использую - зачем мне ее помнить?” Таким образом, теряется сам смысл обучения. Однако отметка по-прежнему остается самым объективным средством оценивания уровня овладения дисциплиной. Чтобы оно приносило пользу, надо научиться правильно его использовать.

Листайте также
№1
15.07.2022
Как посчитать среднюю оценку за год или четверть