Психолого-педагогическая характеристика от школы: когда нужна и как сделать

03.10.2023
Ирина Кочковая
Педагог, руководитель проекта "Родители на Максимум"

За время школьного обучения подросток и его семья имеют дело со множеством различных бумаг: грамотами, справками, иногда объяснительными и т.д. В некоторых случаях им может потребоваться еще один документ - характеристика на ребенка. Они бывают разные. В этой статье мы разберемся, что такое психолого-педагогическая характеристика и зачем она нужна.

Что такое психолого-педагогическая характеристика от школы


Психолого-педагогическая характеристика - это документ, в котором содержится информация о ребенке, касающаяся его умственного и психологического развития. Она может быть сжатая или более подробная, однако чаще всего она включает в себя следующие разделы. Они должны быть оформлены отдельными абзацами с подзаголовками или без


  1. Общие сведения. В этом разделе отражены личные данные ребенка, а также информация о его семье: родителях, братьях, сестрах, бабушках и дедушках, если они живут вместе. Также здесь указывается, сколько времени ребенок обучается в данной школе. Довольно часто в этом разделе упоминаются жилищные условия ребенка, если они не являются типовыми: есть ли у ребенка, к примеру, личное место для выполнения домашнего задания.
  2. Характеристика успеваемости. В этом разделе содержится информация не только об оценках ученика, но и также о том, насколько легко ему дается обучение: интересно ли ему учиться, отвлекается ли он, легко ли ему запоминать материал и т.д. Здесь также могут быть описаны склонности к предметам определенного цикла, например, если ребенок имеет выдающиеся способности к математике, но плохо справляется с предметами гуманитарного цикла.
  3. Индивидуальные психологические особенности ребенка. К ним относятся интересы и склонности, особенности реакции на успехи и неудачи, похвалу и замечания, отношение к просьбам и поручениям, отношения со сверстниками и учителями. Если в школе есть психолого-педагогическая служба, проводились тестирования - эту информацию также внесут.
  4. Характеристика поведения ребенка: насколько он умеет себя вести в коллективе и самостоятельно, имеет ли какие-то вредные привычки, есть ли склонности к противоправному поведению и т.д. Если ребенок состоит на внутришкольном учете, это будет отражено в характеристике.
  5. Отношения в семье: благополучная ли семья, насколько качественно родители заботятся о ребенке, помогают ли ему в обучении и налаживании контакта со сверстниками. Факт неполной семьи отражается в первом пункте, а здесь важны именно отношения, психологический комфорт и защищенность ребенка в семье.
  6. Выводы и рекомендации. В последнем разделе обычно описывается общее впечатление об ученике, его сильных и слабых сторонах, а также даются советы по дальнейшей работе с ним. Это могут быть рекомендации об обучении в профильном классе, готовность выдержать олимпиадную подготовку или же пожелание организовать социально-педагогическое сопровождение на новом месте учебы.


Когда нужна психолого-педагогическая характеристика на ребенка от школы


Психолого-педагогическая характеристика - важный и достаточно востребованный в учебном процессе документ, поэтому он может пригодиться в самых разнообразных ситуациях.


  1. При переводе в другую школу. Такой документ будет полезен новому учителю ребенка, потому что он сможет заранее познакомиться с учеником, получить представление о его характере и успеваемости.
  2. При переводе в профильный класс. Характеристика содержит в том числе информацию о том, какие дисциплины ученику даются лучше, а на какие тратит больше усилий. Это пригодится при распределении.
  3. При решении некоторых конфликтных ситуаций. Например, характеристика может понадобиться для установления причин плохой успеваемости или неаттестации. также она сможет помочь понять, почему у подростка не складываются отношения со сверстниками и не получается найти в классе друзей.
  4. При постановке на учет в КДН, ПНД, НД или полицию. В некоторых семьях возникают особо сложные случаи, например, подросток совершает серьезное правонарушение, и встает вопрос о постановке на учет в соответствующие органы. В этом случае характеристика поможет составить полное представление о подростке и подскажет, какие меры к нему применять. Если подросток был задержан при несерьезном правонарушении, у школы затребуют такую характеристику для того, чтобы подготовиться к заседанию в Комиссии по делам несовершеннолетних.
  5. При выпуске. При приеме в некоторые колледжи (и даже вузы) положительная характеристика может стать решающим аргументом в спорной ситуации. Характеристику требуют практически во все режимные учебные заведения: при наличии интерната, в военные училища, кадетский корпус. 

Кто выдает характеристику от школы


В зависимости от ситуации психолого-педагогическую характеристику могут составлять следующие работники.


  1. Классный руководитель. Чаще всего этот документ составляет именно он, так как он знает ребенка лучше, чем все остальные школьные учителя и может предоставить наиболее полную информацию.
  2. Педагог-психолог. В некоторых учебных заведениях при составлении характеристики с ребенком проводит беседу психолог, и уже по результатам беседы составляет отчет.
  3. Социальный педагог. Такая должность есть не во всех школах, однако в некоторых учебных заведениях он также занимается работой с детьми.


Правила составления характеристики на ребенка от школы


Хотя общего стандартного шаблона, по которому составляется характеристика, нет, тем не менее, существуют определенные требования, которым должен соответствовать данный документ.


  1. Объективность. Педагог, составляющий характеристику, должен быть беспристрастным, то есть предоставить сведения о ребенке, ничего не замалчивая и не добавляя от себя.
  2. Информативность. Психолого-педагогическая характеристика должна быть достаточно подробной, чтобы по ней можно было составить максимально полное впечатление об ученике.
  3. Доступность изложения. Характеристику будут читать люди, незнакомые с подростком, поэтому она должна быть написана простым языком, четко и понятно.
  4. Структурированность. Характеристика должна быть поделена на разделы, иметь простую и понятную структуру.

Пример психолого-педагогической характеристики на ребенка


Психолого-педагогическая характеристика на Иванову Марию Петровну, ученицу 9-В класса школы № 5


Общие сведения об ученице

Дата рождения: 05.09 2008

Семья:

Полная семья. Совместно проживают:

Мать - Иванова Анна Сергеевна, 40 лет, врач

Отец - Иванов Петр Иванович, 42 года, инженер

Сестра - Иванова Татьяна Петровна, 10 лет, ученица 4-го класса

Обучается в школе № 5 с 1-го класса.


Характеристика успеваемости

Мария зарекомендовала себя как способная ученица, по предметам имеет оценки “хорошо” и “отлично”. Больше всего любит литературу, имеет небольшие трудности с математикой и физикой. К учебе в целом проявляет заинтересованность, но иногда ей бывает сложно сосредоточиться на дисциплинах, которые ей неинтересны. Мария много читает, поэтому имеет богатый словарный запас, трудностей с пониманием и запоминанием учебного материала не имеет, но может допускать ошибки по невнимательности. Имеет хорошую память. На уроках часто пассивна, отвечает только когда ее спрашивают. Домашние задания всегда выполняет добросовестно, пропусков без уважительной причины не имеет. Поведение на уроках примерное, жалоб со стороны учителей не поступало. Мечтает стать писательницей.


Индивидуальные психологические особенности ученицы

Мария - вежливая и аккуратная девочка, к поручениям относится ответственно. Дополнительно занимается рисованием и английским языком. Во внеклассных мероприятиях активного участия не принимает. Скромная, застенчивая, близких друзей не имеет, но в целом с коллективом отношения хорошие. Со взрослыми вежливая, соблюдает субординацию. Немного неуверенная в себе, нуждается в поддержке и одобрении со стороны. 


Характеристика поведения 

Мария соблюдает все нормы поведения, в конфликтах участие не принимает. Честная. Пользуется доверием как педагогов, так и одноклассников. Вредных привычек замечено не было.


Отношения в семье

Родители ответственно относятся к воспитанию дочери, девочка ухоженная, выглядит здоровой и счастливой. Любит младшую сестру, помогает ей с учебой.


Выводы и рекомендации

В целом Мария производит очень приятное впечатление. Больше склонна к гуманитарным наукам. При мягком отношении и поощрении может показать хорошие результаты.


Что делать, если ребенку в школе дали плохую характеристику?


К сожалению, в отдельных случаях в школе могут угрожать дать ребенку плохую характеристику, чтобы повлиять на него или на родителей.


В этой ситуации родителям стоит помнить, что при оформлении характеристики школа будет соблюдать свои интересы:


  • если ребенок хочет уйти из школы из-за конфликта, то школа не будет портить ему характеристику, ведь она тоже хочет с ним расстаться;
  • школа может умолчать лишь о том, что нельзя проверить. Например, факт постановки на учет проверить можно, а вот наличие дружеских связей с одноклассниками - нет;
  • школе не выходно описывать ребенка как исчадье ада, потому что она обязана была отреагировать на любое неблагополучие, организовать сопровождение и т.п. Если этого не было сделано, то школа не будет портить ребенку характеристику.


Бывают случаи, когда родители не согласны с психолого-педагогической характеристикой на ребенка. Это может быть как несогласие с тем, что не указаны затруднения ребенка или что он описан в негативных тонах. Что делать, если в школе выдали характеристику, которая не соответствует реальности?


Если на ваш взгляд учителя исказили информацию о реальных способностях и успеваемости ребенка, обратитесь за бесплатной консультацией и независимой проверкой знаний у внешнего эксперта.


Действительно, если по характеристике у ребенка нет проблем, а вы хотите получить тьюторское сопровождение или же иные формы дополнительной помощи и поддержки, то это может быть проблемой. Школа может сделать так либо по равнодушию, либо потому что не оказала ребенку необходимую помощь в обучении и социализации. 


Более весомым документом об особых потребностях ребенка является заключение ПМПК - психолого-медико-педагогической комиссии. Во всех регионах России есть механизмы для проведения обследования ребенка и получения такого заключения при наличии запроса от родителей. Школьная характеристика потребуется в пакет документов к вашей заявке, однако комиссия будет беседовать с вами и с ребенком. Она выдает заключение самостоятельно и не зависит от школы. 


Может быть, напротив, вас не устраивает, что школа не указала плюсы ребенка и характеристика может помешать ему перейти в более сильную школу или колледж. В этом случае стоит договориться со школой, поскольку ПМПК настроена на выявление проблем и поддержки родителей, которым необходима помощь в образовании ребенка с особыми потребностями.


Как запросить характеристику из школы?


Характеристику выдадут только в ответ на ваше официальное заявление, которое написано на имя директора школы. В вашем заявлении помимо стандартной шапки обязательно укажите цель получения этой характеристики. Например:


“Прошу выдать психолого-педагогическую характеристику моего сына Иванова Ивана, ученика 7Б класса, для включения ее в пакет документов абитуриента колледжа №1”


Можно ли написать характеристику за учителя? Конечно, нет. Но учитель будет рад облегчить свою задачу и использовать хороший образец или черновик. Когда вы будете писать заявление на предоставление психолого-педагогической характеристики, вы можете деликатно помочь учителю. В отдельном абзаце напишите, какие моменты вы хотели бы подсветить: особые способности, участие в волонтерской деятельности и т.п.


Если у вас с учителем сложились доверительные отношения, вы можете попросить компетентного специалиста составить характеристику и деликатно предложить учителю воспользоваться образцом. Но конечно, это стоит делать только в том случае, если у вас сложились бесконфликтные отношения со школой.


Психолого-педагогическая характеристика - важный и полезный документ, помогающий в педагогом в работе с ребенком. Также она может представлять интерес и для родителей, поскольку с помощью характеристики они могут более полно ознакомиться с картиной успехов их ребенка.

Листайте также
№1
30.10.2023
Школьный психолог, социальный педагог, педагог-психолог: в чем разница и чем они могут помочь
№1
11.10.2022
Психолого-педагогическое сопровождение в школе: подписывать ли согласие?