5 мнемотехнических приемов: Как ребенку запомнить даты, числа и слова

18.04.2021
Ирина Кочковая
Педагог, преподаватель русского языка MAXIMUM EDUCATION

Мнемотехника - это

приемы для быстрого запоминания информации пригодятся, когда нужно выучить:

  • даты
  • числа
  • слова


Пригодится перед экзаменом, контрольной работой или просто когда ребенок делает домашнюю работу и ему нужно запомнить новую информацию, а потом достать ее из памяти в нужный момент.

Как запомнить даты и числа. Прием "Вешалки"


Для запоминания дат и чисел


Что делать?


Для каждой цифры придумать образ 

  • например: 0 – бублик, 1 – карандаш, 2 – лебедь и т.д.
  • образ должен быть зрительно похож на цифру


Запомнить эти образы 

Для запоминания комбинации цифр придумать историю

  • например, 210 – лебедь карандашом рисует бублик



Механика запоминания: ассоциации с той картинкой, которая легче запоминается, чем число.


Как выучить сложные числа. Прием "Рифмы"


Для запоминания любых чисел 


Что делать?


Каждой цифре присвоить рифму 

  • например: 1 – блондин, 2 – трава, 3 – смотри и т.д.



Запомнить эти сочетания

Для запоминания числа придумать образ, соответствующий порядку цифр 

  • например: 132 – блондин – смотри – трава


Так можно выучить даты, количество предметов и т.д.

Механика запоминания: рифмы запоминаются легче за счет ритма и повтора. А если у запоминающего еще и возникает образ, то они становятся понятными и осмысленными.

Как можно выучить список. Прием "Цепочка"


Для запоминания списка слов 


Что делать?


Представить каждое слово как образ 

  • например: ваза, шкаф, цветок


Представить картинку, где первый образ находится рядом со вторым

  • например, вазу ставим на шкаф



Добавить третий образ к этой картинке

  • например, цветок ставим в вазу


Если слов больше, цепочку можно продолжить.

Механика запоминания: последовательную историю даже с таким простым, но все же сюжетом, человеку запомнить проще. Предметы становятся связаны внутренней логикой.

Как выучить большой текст. Метод Цицерона


Для запоминания большого объема информации 


Что делать?


Выбрать опорное пространство или маршрут

  • его очень хорошо помнить зрительно 
  • например, комната или дорога от дома до школы


Выбрать опорные предметы 

  • например, лампа, дверь, скамейка, забор 


Проложить «маршрут» между предметами 

  • например: выключаю лампу, открываю дверь, подхожу к забору и сажусь на скамейку



Привязать блоки информации к каждому предмету

  • например, лампа - первое предложение правила и т.д.


Можно повторять на ходу! 

Механика запоминания: нам проще вспомнить то, что знакомо с новыми деталями, чем выучить с нуля нечто большое и сложное. Говорят, великий оратор Цицерон так учил свои пламенные речи.

Как запомнить длинные числа. Метод О'Брайена


Для запоминания чисел 


Вспомните образы знакомых или значимых людей 

  • например: приятелей, учителей, исторических личностей


К каждой цифре привяжите какую-то личность 

  • например: два – классный руководитель Дарья Владимировна



Запомните эти соответствия для каждой цифры от 0 до 9 (цифра – персона) 


Используйте для запоминания дат и других чисел.

Механика запоминания: люди, которые нам знакомы, вызывают у нас эмоциональную реакцию. За счет этого активизируется память и мы обманываем безликость и абстракцию чисел.


Мнемотехнические приемы - не панацея, но они ощутимо облегчают жизнь ребенку, который столкнулся с огромным объемом информации и не может ее запомнить. Если ребенок плохо запоминает правила и слова, можно превратить процесс в увлекательную игру и даже получить удовольствие.