5 мнемотехнических приемов: Как ребенку запомнить даты, числа и слова

18.04.2021
Ирина Кочковая
Педагог, руководитель проекта "Родители на Максимум"

В современном мире человеку приходится сталкиваться с большим объемом информации, который не обходимо переварить и усвоить в короткий срок. Подросткам также приходится многое запоминать, чтобы успешно учиться в школе, сдавать экзамены и т.д. Однако это не так легко – одновременно держать в памяти все правила по русскому, формулы по математике, новые слова на иностранном языке, даты по истории и еще текст выступления на школьной конференции. Разбираемся, как помочь подростку справиться с такой нагрузкой.

Что такое мнемотехника


Когда собственная память человека перестает справляться со свалившимся на нее объемом материала, можно подключать специальные методы, облегчающие процесс. В психологии они называются мнемотехниками. Мнемотехника – это приемы для быстрого запоминания информации пригодятся, когда нужно выучить:


  • даты
  • числа
  • слова


Такие приемы могут помочь вне только взрослым, но и подросткам. Например, мнемотехника пригодится перед экзаменом, контрольной работой или просто когда ребенок делает домашнюю работу и ему нужно запомнить новую информацию, а потом достать ее из памяти в нужный момент.

Как работает мнемотехника



В основе любой мнемотехники лежит принцип ассоциаций. Часто человеку бывает сложно держать в голове абстрактную информацию – числа, слова, тексты. Мнемотехника предполагает, что к каждому блоку этой информации привязывается яркий запоминающийся образ, по которому можно будет восстановить весь нужный материал.


Это может быть что-то фантазийное, основанное на ярких воспоминаниях или бытовой жизни человека.


Как запомнить даты и числа. Прием "Вешалки"


Где пригодится: на уроке истории для запоминания дат; на уроке математики для запоминания чисел, постоянных величин.


Механика запоминания: ассоциации с той картинкой, которая легче запоминается, чем число.


Как применить:


  • Для каждой цифры придумать образ.

Например: 0 – бублик, 1 – карандаш, 2 – лебедь и т.д.


Образ должен быть зрительно похож на цифру.


  • Запомнить эти образы


  • Для запоминания комбинации цифр придумать историю

Например, 210 – лебедь карандашом рисует бублик

Как выучить ударения в словах. Прием "Рифмы"


Где пригодится: на уроке русского языка для запоминания правильного произношения слова.


Механика запоминания: рифмы запоминаются легче за счет ритма и повтора. А если у запоминающего еще и возникает образ, то они становятся понятными и осмысленными.


Как применить:


  • Для каждого сложного слова придумайте рифму.

Например: тОрты – шОрты, мусоропровОд – водоворОт, бАнты - педАнты.


  • Запомнить эти сочетания


  • Для запоминания слов придумать короткую рифмованную строчку.

Например:

«Съели мы все ТОРТЫ и не влезли в ШОРТЫ».

«Носят эти БАНТЫ только лишь ПЕДАНТЫ».


По смыслу строчки могут быть смешные, неправдоподобные, даже нелепые. Самое главное, чтобы у ребенка в голове возникал яркий устойчивый образ, связанный со словами.

Как можно выучить список слов. Прием "Цепочка"


Где пригодится: на уроке русского языка для запоминания словарных слов; на уроке иностранного языка для изучения новой лексики.


Механика запоминания: последовательную историю даже с таким простым, но все же сюжетом, человеку запомнить проще. Предметы становятся связаны внутренней логикой.


Как применить:


  • Представить каждое слово как образ.

Например: ваза, шкаф, цветок.


  • Представить картинку, где первый образ находится рядом со вторым.

Например, вазу ставим на шкаф.


  • Добавить третий образ к этой картинке.

Например, цветок ставим в вазу.


Если слов больше, цепочку можно продолжить. Цепочку можно составлять также и на иностранном языке.



Как выучить большой текст. Метод Цицерона


Где пригодится: на уроке литературы, когда нужно выучить стихотворение; для подготовки к выступлению с докладом.


Механика запоминания: нам проще вспомнить то, что знакомо с новыми деталями, чем выучить с нуля нечто большое и сложное. Говорят, великий оратор Цицерон так учил свои пламенные речи.


Как применить:


  • Выбрать опорное пространство или маршрут, который очень хорошо запомнился зрительно.

Например, комната или дорога от дома до школы.


  • Выбрать опорные предметы.

Например, лампа, дверь, скамейка, забор.


  • Проложить «маршрут» между предметами

Например: выключаю лампу, открываю дверь, подхожу к забору и сажусь на скамейку.


  • Привязать блоки информации к каждому предмету

Например, лампа – первая строфа стихотворения, дверь – вторая и т.д.


Можно повторять на ходу!

Как запомнить длинные числа. Метод О'Брайена


Где пригодится: на уроке математики для запоминания чисел.


Механика запоминания: люди, которые нам знакомы, вызывают у нас эмоциональную реакцию. За счет этого активизируется память, и мы обманываем безликость и абстракцию чисел.


Как применить:


  • Вспомните образы знакомых или значимых людей

Например: приятелей, учителей, исторических личностей


  • К каждой цифре привяжите какую-то личность

Например: два – классный руководитель Дарья Владимировна; три – учительница математики Тамара Ивановна и т.д.


  • Запомните эти соответствия для каждой цифры от 0 до 9 (цифра – персона)


Используйте для запоминания дат и других чисел.


Мнемотехнические приемы - не панацея, но они ощутимо облегчают жизнь ребенку, который столкнулся с огромным объемом информации и не может ее запомнить. Если ребенок плохо запоминает правила и слова, можно превратить процесс в увлекательную игру и даже получить удовольствие.

Листайте также
№1
21.12.2022
Интеллект-карта: что это, как составить, для чего нужны?