Сложные темы по русскому в 5-7 классе: как с ними справиться

06.09.2023
Ирина Кочковая
Педагог, руководитель проекта "Родители на Максимум"

Стартовал новый учебный год, и ученики уже начали изучать первые темы по разным предметам. Какие-то дались сравнительно легко, а некоторые уже сейчас вызвали затруднения. В этой статье мы собрали для вас самые сложные темы по русскому за всю среднюю школу и предложили полезные лайфхаки для их изучения.


Темы, вызывающие наибольшую сложность


В 5-7 классе закладываются основные предметные знания, которые в старшей школе подросток углубляет и закрепляет. Русский язык не составляет исключение. Однако на каждой ступени обучения есть свои “заковырки” - темы, которые требуют особого внимания. Разберемся, какие сложности представляет русский язык для школьников.


В пятом классе:

  1. Правописание безударной чередующейся гласной в корне
  2. Правописание приставок при-/пре-
  3. Правописание о/ё после шипящих
  4. Правописание и/ы после Ц


В шестом классе:

  1. Правописание гласных в глагольных суффиксах -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-
  2. Буквы и/ы после приставок
  3. НЕ с прилагательными
  4. Н/НН в суффиксах прилагательных
  5. Склонение числительных


В седьмом классе:

  1. НЕ/НИ с разными частями речи
  2. Причастия и деепричастия
  3. Правописание причастий
  4. Н/НН в причастиях
  5. Знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах

В чем сложность этих тем в средней школе


В начальной школе ребята в основном изучали два вида орфограмм - те, которые нужно просто запомнить, например, ЖИ-ШИ или написание имен собственных с заглавной буквы, и те, которые можно проверить - безударная проверяемая гласная в корне или оглушение звонкой согласной в конце слова. В средней же школе появляются объемные правила, которые мало просто запомнить - важно понять их логику. С какими же трудностями может столкнуться подросток?


  1. Правило нельзя проверить. Например, ребенок с начальной школы привык, что безударная гласная легко проверяется ударением. Столкнувшись в пятом классе с чередующейся гласной, он может попытаться применить к ней то же самое правило и в результате ошибется.
  2. Одно и то же правило по-разному работает с разными частями речи. Например, ребенок запомнил, что одиночные причастия, стоящие перед определяемым словом, запятыми не выделяются. По ошибке он начинает применять это правило и к деепричастиям, которые на самом деле обособляются всегда.
  3. Правило очень объемное. Для примера возьмем правописание НЕ/НИ. Мало того что ученику нужно запомнить, как это правило функционирует с разными частями речи, так еще и на каждый отдельный случай предусмотрено несколько пунктов. Таким образом,подростку приходится запоминать как бы много маленьких правил - попробуй тут не запутаться!
  4. В правиле много исключений. Даже если правило в целом небольшое и понятное, в нем зачастую встречается ряд исключений, которые вообще могут не поддаваться логике. Например, в правописании И/Ы после Ц школьнику, помимо стандартных случаев, необходимо запомнить пять слов-исключений.



Как пробелы повлияют на дальнейшее усвоение материала


Поскольку русский язык - это целая система, пробелы в одном разделе могут привести к серьезным трудностям в освоении предмета в целом. 


Например, ребенок не разберется в чередующихся гласных, это повлечет за собой ошибки в орфограммах в корнях в целом. 


Не усвоив тему Н/НН в прилагательных, подросток, вероятно, еще больше запутается в правописании более сложных частей речи, например, причастий. 


При этом важно понимать: основные темы по русскому языку изучаются именно в средней школе. Начиная с восьмого класса, ребята только повторяют пройденный материал. Именно поэтому необходимо сразу обращать внимание на трудности и не допускать “белых пятен”.


Сложные темы средней школы и государственные экзамены ОГЭ и ЕГЭ


Если подросток в перспективе претендует на высокие баллы ОГЭ и ЕГЭ, ему уже со средней школы необходимо внимательно относиться к учебе. В девятом классе в рамках экзамена ему придется столкнуться с орфографическим и пунктуационным анализами, а также соблюсти грамматические критерии при написании письменных работ - без этого ОГЭ просто не сдать.


В одиннадцатом классе все еще сложнее. Почти все сложные темы средней школы обязательно встретятся в ЕГЭ.


Так, если пятиклассник не научился определять чередующуюся гласную в корне, он не сможет выполнить задание 9. Неумение склонять числительные приведет к ошибке в задании 7. Трудности с приставками помешают получить балл за задание 10. Правописание Н/НН проверяется в задании 15, которое считается одним из самых сложных на ЕГЭ.


Отсюда следует, что, если ребенок испытывает трудности в освоении правил русского языка, ему необходимо помочь,чтобы избежать более серьезных проблем.


Как разобраться в сложных темах по-русскому: приемы, советы и лайфхаки


К счастью для выпускников и их родителей, существует множество полезных методов, облегчающих обучение. Вот некоторые из них.


  1. Мнемотехники. Существуют специальные методики для запоминания объемного и сложного материала. Благодаря ним ребенок сможет запомнить не только любое правило, но и многочисленные исключения. Популярной мнемотехникой является рифмовка. Она часто используется, если необходимо запомнить большое количество слов. Например, чтобы запомнить ударения в словах, ученик может придумывать к ним рифму - так он научится говорить правильно.
  2. Ментальные карты. Это достаточно новый и современный метод, который используется в разных сферах деятельности. Все большую популярность он приобретает и в обучении. Ментальная карта - это схема, на которую нанесены объекты и связи между ними. В виде такой схемы подросток может представить сложное правило,которое никак не удается запомнить.
  3. Конспекты. Если ребенок не может запомнить правило ни “на слух”, ни прочитав его, имеет смысл подключить еще один вид памяти - моторный. Конспектирование помогает систематизировать информацию, разложить ее по полочкам, осознать и запомнить. Однако важно: конспектировать - это не переписывать параграф учебника. Потребуется время, чтобы научиться выделять главное, а все остальное оставлять за скобками.
  4. Объяснение другому. Иногда для того, чтобы запомнить правило, необходимо несколько раз рассказать его другому. Слушателем может выступить мама, брат или сестричка, друг, или же ребенок может представить, что сам является учителем и рассказывает правило “ученикам”. 
  5. Поиск ошибок в текстах. Когда ученик пишет сочинение, изложение или диктант, в конце ему необходимо проверить свою работу. У некоторых ребят глаз “замыливается” - он перестает видеть ошибки в тексте. Этот навык также необходимо тренировать. Он помогает более осознанно применять сложные правила. Родитель может найти в интернете готовые тексты, в которых необходимо исправить ошибки в определенных орфограммах. Иногда же можно составить такое упражнение и самостоятельно.


 


Как проверить, что ребенок усвоил тему


Если какая-то тема вызвала затруднения, родителю хочется быть уверенным, что ребенок действительно все понял и больше не допустит ошибок. Существует несколько способов это сделать.


  1. Дать ребенку для самостоятельного выполнения несколько упражнений на повторение.
  2. Поговорить с учителем и попросить его дополнительно проверить знания ребенка по интересующим темам. Важно: лучше, если такая работа будет выполняться не на оценку, а “для себя”.
  3. Найти в интернете тестовые задания на изучаемую тему и выполнить их в режиме онлайн. Главный плюс такого метода - подобные задания обычно проверяются моментально, и ребенок сразу же получает обратную связь.
  4. Пройти диагностическое тестирование по предмету. В настоящее время существует возможность сделать это бесплатно из дома.



Русский язык, несомненно, один из сложнейших предметов средней школы. Однако при выпуске абсолютно всем предстоит его сдавать, поэтому пробелы лучше закрывать сразу же по мере их возникновения.


Листайте также
№1
21.12.2022
Интеллект-карта: что это, как составить, для чего нужны?
№1
18.04.2021
5 мнемотехнических приемов: Как ребенку запомнить даты, числа и слова