Школьный психолог, социальный педагог, педагог-психолог: в чем разница и чем они могут помочь

30.10.2023
Ирина Кочковая
Педагог, руководитель проекта "Родители на Максимум"

В школе, помимо учителей, завучей и директора, есть еще две важные педагогические должности: педагог-психолог и социальный педагог. Ученики общаются с ними гораздо меньше, чем с преподавателями-предметниками, многие даже путают эти должности или же вообще не видят разницы между ними, однако роль этих педагогов в образовательном процессе велика. Разбираемся, какие функции у педагога-психолога и социального педагога и чем они отличаются.


Чем занимается школьный психолог 


Психолог - это сотрудник школы, который работает с душевным состоянием детей, их поведением, помогает наладить отношения с коллективом и учителями, решать конфликты, участвует в личностном развитии детей. Хотя в основном деятельность педагога-психолога направлена на учеников, причем как индивидуально, так и коллективно, на этом сфера его обязанностей не ограничивается. Психолог отвечает за доброжелательную рабочую атмосферу во всем школьном коллективе, а потому он взаимодействует со всеми участниками учебного процесса - в том числе с учителями и родителями.


Ниже мы подробно рассмотрим, в чем заключаются обязанности психолога по отношению к каждому из участников.

Индивидуальная работа с ребенком


Школьный психолог должен уметь находить подход к каждому ребенку, помогать им решать трудности в учебной жизни, взаимоотношениях с учителями и учениками, развивать свои сильные стороны. Для этого у педагога-психолога есть следующие инструменты.


Диагностика и тестирование. Диагностика - один из способов получить представление о ребенке и его состоянии. Подобная процедура зачастую представляет собой психологическое тестирование. Она позволяет точно установить:

  • эмоциональное состояние ребенка на данный момент;
  • насколько у подростка хорошая память и развитое внимание;
  • общий уровень развития ученика и т.д.
  1. Психологическое сопровождение. Это особое регулярное взаимодействие между педагогом-психологом и учеником, направленное на оказание помощи при адаптации к школьной жизни и в обучении непосредственно. Психологическое сопровождение предотвращает возможные конфликты между детьми, а также нежелательное поведение подростков, помогает детям раскрыть таланты, развивать их и использовать. 
  2. Коррекция поведения. К психологу часто отправляют детей, чье поведение систематически нарушает принятые нормы: например, ребенок агрессивен, постоянно обижает одноклассников, не может найти контакт с учителями, портит школьные вещи и вещи других учеников и т.д.
  3. Индивидуальное консультирование. Наконец, к педагогу-психологу ребенок может обратиться и в индивидуальном порядке, если ему требуется помощь или совет.


Работа с группами и классом в школе


  1. Групповое консультирование. Иногда психолог может проводить беседы не с одним человеком, а со всем коллективом. Например, если в классе нездоровая атмосфера, кто-то из детей подвергается травле, психолог обязательно проводит работу со всеми детьми, чтобы наладить отношения между учениками.
  2. Групповое тестирование. Диагностики проводятся не только для отдельных учеников, но и для всего класса.
  3. Психопрофилактика. Психолог проводит с детьми беседы о вреде курения, алкоголя или наркотиков, чтобы предотвратить употребление подобных веществ.

Как школьный психолог работает с родителями


  • Психологическое просвещение. Психолог проводит беседы не только с учениками, но и с их родителями. Он может проводить занятия в рамках различных школьных мероприятий.
  • Консультирование. Школьный психолог может давать советы семьям по вопросам эмоционального состояния детей, развития подростков, их обучения, профориентации, взаимоотношений между детьми и взрослыми.
  • Если школьные специалисты не помогают, стоит обратиться за бесплатной внешней индивидуальной консультацией по вопросам обучения ребенка.

Как школьный психолог работает с учителями


Поскольку школьный психолог работает со всеми участниками учебного процесса, в его обязанности входит в том числе консультирование педагогов по вопросам взаимодействия с тем или иным ребенком, если у них возникают трудности во взаимодействии с ним. В этом его функции во многом схожи с теми, что он осуществляет в работе с родителями.


Также он нередко подключается к сложным конфликтным ситуациям, например, между семьей и классным руководителем, между родителями и администрацией.


И конечно психолог может проводить просветительскую работу, направленную на учителей. Например, помогать им избежать профессионального выгорания.


Он также обязательно участвует в работе над психолого-педагогической характеристикой ребенка.


Когда нужно обратиться к школьному психологу


Школьный психолог помогает ученикам наладить их жизнь в коллективе и в семье, однако сами дети не всегда могут осознать, что им необходима помощь. Поэтому родителям и учителям необходимо быть внимательными, чтобы не пропустить тревожные звоночки, указывающие на наличие проблем у подростков.


  1. У ребенка пропал интерес к учебе и любимым хобби. Если раньше проблем с обучением не было, и после школы подросток с удовольствием посещал кружки, а теперь он апатичен и не хочет ничем заниматься, это может свидетельствовать о внутренней дисгармонии. Причина может быть как в хронической усталости, так и в более серьезных проблемах - депрессии, школьной травле и т.д.
  2. Ребенок замкнулся в себе и не общается с друзьями и родственниками. Конечно, родители очень переживают, если ребенок, у которого раньше были друзья, теперь проводит дни в одиночестве. Однако не стоит обвинять подростка или насильно заставлять его с кем-то дружить. Школьный психолог поможет семье разобраться в причинах: может быть, дело не во внутренних противоречиях подростка, а в обыкновенном конфликте между детьми. В таком случае, психолог может дать совет, как решить эту проблему и помириться с друзьями.
  3. Ребенок стал агрессивным, неуправляемым, его поведение часто представляет опасность. Обычно первая реакция взрослых на плохое поведение подростков - раздражение, гнев, беспомощность. Однако чаще всего ни крики, ни наказания не помогают вернуть доверие подростка или изменить его поведение. Чтобы помочь ему, необходимо разобраться в причинах, а сделать это может как раз школьный педагог-психолог.
  4. Ребенок боится идти в школу, замыкается при разговоре об одноклассниках и учителях. Подобные симптомы свидетельствуют о конфликтах с классом, возможно, о школьной травле, и подростку может помочь именно школьный психолог.



Школьный психолог может решать такие проблемы в рамках консультационной помощи.


  • Для того, чтобы школьный психолог работал с ребенком, вам необходимо:
  • Подписать согласие на психолого-педагогическое сопровождение ребенка, которое выдается на первом родительском собрании в году.
  • Дать устное или письменное согласие на каждую из предложенных встреч.

Чем отличаются психолог и педагог-психолог?


Нередко в школах есть специалисты с образованием и должностью “педагог-психолог”. У родителей возникает вопрос: в чем отличие и по какому вопросу можно обращаться к просто психологу, а по какому - к педагогу-психологу?


Педагог-психолог - это специалист, который либо сразу получил соответствующую специальность в учреждении высшего образования, либо имеет квалификацию “педагога” или “психолога”, но прошел повышение квалификации по второй специальности.


В результате, он может выполнять функции двух специалистов. Например, в роли педагога вести учебные занятия по своей квалификации основного или дополнительного образования. А в роли психолога - проводить психологические занятия и тестирования, а также консультировать учителей, школьников и родителей.


Существенное отличие педагога от психолога в том, что педагог занимается обучение и воспитанием, то есть работает только с той частью личности ребенка, которая вовлечена в сознательную деятельность для получения образования и социализации. А психолог работает с ребенком как с личностью со стороны тех вопросов, которые могут приводить к затруднениям в обучении и коммуникации, но являются более “глубокими” и проявляются не только в школе.


В работе педагога-психолога крайне важно подчеркивать, какую функцию он выполняет в данный момент, какую работу проводит: педагогическую или психологическую. Вовлечение учеников в педагогическую работу является обязательным на уроках и других занятиях, а психологическая работа требует согласия родителей и самого ребенка с 12 лет.


Кто такой социальный педагог


Социальный педагог - это еще один школьный работник, который, хотя и не является преподавателем-предметником, но работает с детьми и их родителями. Как правило, он взаимодействует с учениками из незащищенных слоев населения: сиротами, детьми из неблагополучных семей, детьми, находящимися под опекой, подростками, состоящими на учете в полиции и т.д. Однако в некоторых случаях социальный педагог работает и с одаренными детьми, помогает им развивать их таланты.


Обязанности социального педагога и его отличия от педагога-психолога


Как и школьный психолог, социальный педагог помогает подросткам адаптироваться к учебной жизни и взаимодействию в коллективе, развивает личность учеников. Однако их отличия состоят в том, что социальный педагог работает не с душевным состоянием подростков, а с их социальной жизнью.

  1. Защищает права детей из незащищенных слоев населения, ведет работу с неблагополучными семьями.
  2. Ведет воспитательную деятельность с трудными подростками.
  3. Участвует в разработке образовательных и воспитательных программ для учеников с ОВЗ.
  4. Организует культурные мероприятия для учеников: экскурсии, визиты в театр, походы и т.д.
  5. Организует деятельность одаренных детей.


Социальный педагог, школьный психолог и педагог-психолог - важные школьные должности. Если эти сотрудники грамотно организуют работу с детьми, многие школьные конфликты можно предотвратить или решить их быстро и безболезненно.

Листайте также
№1
11.10.2022
Психолого-педагогическое сопровождение в школе: подписывать ли согласие?