Психолого-педагогическое сопровождение в школе: подписывать ли согласие?

11.10.2022
Елена Щербинина
Журналист, учитель английского языка

Мы подписываем пачку согласий в школе: на обработку персональных данных, фото- и видеосъемку и т.п. А есть еще согласие на психолого-педагогическое сопровождение. Что это такое? На что будет школа иметь право, если родители подпишут такое согласие? Могут ли у ребенка быть проблемы? Отвечаем на вопросы родителей, которых не устраивают официальные заверения в том, что психолого-педагогическое сопровождение в школе проводится исключительно в интересах семьи и ребенка.



Итак, вам предлагают подписать согласие на психолого-педагогическое сопровождение. Сразу возникает вопрос: раз запрашивают согласие, значит, это не обязательно. То есть это какая-то надстройка поверх образования, которая дополняет основную работу школы и основные обязанности ученика.

Так и есть. Формально психолого-педагогическое сопровождение означает решение задачи по созданию оптимальных условий для получения ребенком образования. Грубо говоря, школа должна проявлять внимание к его индивидуальным особенностям и подстраиваться под них. Что же происходит на практике? На практике, если совсем просто, детям с ОВЗ без этого согласия не обеспечат дополнительных специалистов, а вот детям без ОВЗ будет сложно отказаться от дополнительной деятельности школы, если она им не нравится.


Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ


Когда ребенок имеет официальный статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, школа обязана предоставить ему дополнительные возможности по получению образования согласно тому, что написано в документе ИПР - индивидуальный план развития. Такой документ, например, прилагается к справке об инвалидности, он хранится в школе в течение срока действия данной справки, на него школа обязана ориентироваться при создании условий для обучения ребенка.


Если родители не подписывают согласие на психолого-педагогическое сопровождение, школа может отказать им в дополнительных занятиях с ребенком психолога, в выделении тьютора, судропедагога, тифолопедагога и т.п.


Поэтому для получения подобных дополнительных услуг от школы согласие на психолого-педагогическое сопровождение подписать нужно.


Что входит в психолого-педагогическое сопровождение в школе?


Такой вопрос является актуальным у родителей, которые видят в школьной психологической службе инструмент для манипуляции семьей и ребенком. Иногда эти подозрения справедливы.


Помимо педагогов, нацеленных на развитие и адаптацию детей с ОВЗ, среди специалистов, рекомендованных к зачислению в штат и реализующих психолого-педагогическое сопровождение в школе, числятся:

  • тьютор;
  • педагог-психолог;
  • социальный педагог (социальный работник);

Обеспокоенность родителей вызывает “обязательность” общения ребенка с такими специалистами по требованию школы.



Разберемся, чем они занимаются и нужно ли сопровождение вашему ребенку


Тьютор - это специалист индивидуальной поддержки. Для ребенка с ОВЗ он упрощает контакт с окружающим миром и образовательной средой. Для обычного ребенка тьютор - это консультант в сфере образования. Например, именно тьюторская служба часто занимается в школе профориентацией. Если в школе хороший тьютор, от него может быть много пользы.


Социальный педагог - обычно это специалист по работе с проблемными детьми. Он заседает в комиссиях по неуспеваемости и нарушениям школьных правил. Социальный педагог взаимодействует с комиссией по делам несовершеннолетних, если школьник совершил правонарушение. Он отвечает за меры исправления поведения школьника, который стоит на внутришкольном учете или на учете в КДП. Социальный педагог пишет очень много бумажек и отчетов, а реально может сыграть роль, если ребенок попал в милицию за правонарушение. Тогда большую роль играет характеристика из школы и присутствие социального педагога на заседании, когда комиссия решает, ставить ли школьника на учет.


Педагог-психолог - самая непонятная должность по сути. С одной стороны, преподаватель, с другой - еще и может заниматься ребенком как личностью. По факту педагог-психолог часто еще оказывается педагогом-организатором по функционалу, а также его зовут “поговорить”, когда у ребенка конфликт с учителем, проблемы с поведением, неприятности в классе. Также этого специалиста привлекает социальный педагог при необходимости написать психолого-педагогическую характеристику на ребенка.

Что будет, если отказаться от психолого-педагогического сопровождения в школе?


Если ребенок не имеет статус ОВЗ и родители не подписывают согласия на психолого-педагогическое сопровождение, то школа оказывается в странной ситуации.


Например, для составления психолого-педагогической характеристики по правилам нужно провести психологическую диагностику. Делать это должен психолог или педагог-психолог. Нет согласия родителей - не должна проводиться диагностика.


Ребенка, родители которого отказались от психолого-педагогического сопровождения, могут вызвать к социальному педагогу, но не могут направить к психологу. Также ребенок может не участвовать в любой активности, которая является психологической.


Неясность возникает в сфере всевозможных тестирований по профориентации и психологических тестов. Нет согласия - нет теста.


Если ребенок состоит на внутришкольном учете, с ним должна проводиться работа, психолого-педагогическое сопровождение. Нет согласия - нет сопровождения.


Одним словом, лучше не доводить отношения со школой до той стадии, когда придется спорить в таком ключе:

  • Я не давал согласия на психолого-педагогическое сопровождение, отстаньте от ребенка.
  • А мы вам характеристику не выдадим.



Однако если школа начинает использовать возможность по психолого-педагогическому сопровождению не на благо ребенка, вы можете его отозвать.


В общем и целом, если в школе нормальная психологическая обстановка и хороший коллектив, то учителя обходят все неясности в сфере психолого-педагогического сопровождения и используют эту возможность на благо ребенка и семьи.