Как помочь подростку справиться с хейтом в социальных сетях и кибербуллингом: Советы родителям

буллинг
травля
23.12.2023
Ирина Кочковая
Педагог, руководитель проекта "Родители на Максимум"

В этой статье:

Современные подростки проводят в соцсетях много времени. Можно даже сказать, что у них две жизни: обычная - дома и в школе, и виртуальная - на онлайн-страничке. Иногда в одной из “жизней” возникают проблемы. В интернете, как и в живом общении, подросток может столкнуться с неприятными людьми или конфликтными ситуациями. Отследить проблему в соцсети родителям бывает непросто, однако неприятностей подростку она может доставить много. Разбираемся, как понять, что подросток столкнулся с хейтом и кибербуллингом в соцсетях и как с этим бороться.



Что такое хейт и кибербуллинг: определение и примеры


Определение кибербуллинга


Кибербуллинг – это форма запугивания или домогательства при помощи цифровых устройств. Кибербуллинг может включать в себя отправку, публикацию или распространение вредоносных, угрожающих или оскорбительных сообщений и изображений в интернете, включая социальные сети, чаты, форумы и игровые платформы.

По-простому, кибербуллинг - это травля, но не в живом общении, а в интернете.


Определение хейта


Одно из проявлений кибербуллинга - хейт в социальных сетях. Само слово “хейт” произошло от английского “hate” - ненависть. К проявлению ненависти в соцсетях относятся:


  • оскорбительные комментарии или сообщения
  • злые, циничные картинки
  • угрозы
  • шокирующий контент (изображения насилия и т.д.)
  • шантаж
  • преследование


Все это может напугать или ранить подростка, нанести ему психологическую травму. Если ребенок столкнулся с подобными явлениями в сети, родителям стоит сразу же принимать меры, чтобы пресечь негативное воздействие и оградить от него ребенка в будущем.



Примеры агрессивных или оскорбительных комментариев


Как правило, оскорбительные комментарии направлены на личность самого человека, задевают какие-либо составляющие его идентичности:


  • возраст
  • пол
  • национальность
  • религиозную принадлежность
  • умственные способности.


Не будем приводить примеры, оскорбляющие человеческое достоинство, но отметим, что любое разжигание ненависти и выражение негатива просто по той причине, что человек принадлежит к указанным группам - это хейт. Унизительные наименования по возрасту и принадлежности к школьному возрасту “школота”, обзывательства и обвинение в “тупости”, шутки на тему религиозных или культурных обычаев семьи ребенка - все это необходимо пресекать.


Различие между критикой и кибербуллингом или хейтом


Интернет - это особое пространство, где разные люди могут выразить свое мнение по любому вопросу. Конечно, эти мнения могут не совпадать, а иногда даже быть совершенно противоположными. В таких случаях могут возникать споры, человек может столкнуться с критикой в свой адрес. Однако важно различать обычную критику и хейт или кибербуллинг.


Как распознать хейт и кибербуллинг


  1. Критика может касаться позиции, мнения, хейт и кибербуллинг же всегда направлен на личность. То есть человек, критикуя, может доказывать несостоятельность идеи, но никогда не будет пытаться задеть чувства другого. “Я не согласен с тобой, мне кажется, ты не прав” - это критика, “Автор, закрой рот” - это оскорбление.
  2. Критика конструктивна, хейт оскорбителен. Критика предполагает выражение альтернативного мнение, аргументы, обоснование: “Мне кажется, на проблему можно посмотреть с другой стороны”, “Я считаю, что более правильно сказать вот так” и т.д. Хейт же основан на оскорблениях, попытке морально надавить на другого. 
  3. Критика затрагивает только конкретное высказывание, тему, например, музыкальные предпочтения. С окончанием спора критика прекращается. Хейт и кибербуллинг же затрагивает всю деятельность подростка в соцсети, его остановить гораздо сложнее: начаться он может и со спора (чаще на политическую или социальную тему), продолжиться в оскорбительном ключе и уже не касаться первоначальной темы.


Примеры типичных выражений и поведения хейтеров


  1. Некорректная, грубая критика. “Мне не нравится этот певец” и “Как можно такое слушать, вкус автора - отстой” - это две разные стратегии общения. Первая безоценочна, содержит лишь мнение, вторая же - попытка задеть чувства человека.
  2. Оскорбления в адрес конкретного человека. Они могут содержать просто грубые слова или нецензурную лексику.
  3. Распространение оскорбительных слухов, об образе жизни или характере деятельности подростка. К этому относится публикация компрометирующих фотографий, распространение конфиденциальной информации, например, о состоянии банковского счета или о том, с кем подросток проводит время и т.д. Подобная ситуация опасна еще и с той точки зрения, что может пострадать репутация подростка в реальной жизни. 
  4. Попытка вывести человека “на эмоцию”, спровоцировать конфликт. В этом случае хейтер может намеренно оставлять провокационные комментарии, одобряющие асоциальное или противоправное поведение. Также возможны угрозы или шантаж в адрес жертвы. Например, любимый прием таких хулиганов - напугать подростка тем, что о нем все известно, включая его местоположение и домашний адрес.



Причины возникновения кибербуллинга и хейта в соцсетях


Чтобы бороться с проблемой, необходимо сначала понять причину ее появления.


Факторы, способствующие хейту


Важно понимать, что возникновение хейта обусловлено разными факторами: особенностями среды, способствующей его проявлению, психологическими особенностями хейтера и жертвы: первый, как правило, жаждет самоутвердиться, а вторая, напротив, часто не уверена в себе, застенчива.


Анонимность в интернете


Очень многие люди, позволяющие себе вести себя оскорбительно в интернете, в обычной жизни ведут себя гораздо сдержаннее. В онлайн-пространстве они чувствуют себя свободнее, безопаснее во многом из-за того, что сделать другому неприятно можно “по-тихому”, анонимно, не рискуя собственной репутацией. Это рождает ощущение безнаказанности.


Конечно, хейтерами не всегда являются незнакомцы. Иногда подросток может столкнуться с интернет-травлей по вине одноклассников или других близко знакомых сверстников, однако такая проблема уже выходит за рамки онлайн-пространства - начинать решать ее необходимо именно в реальной жизни.


Социальные и психологические аспекты


  1. Не развита культура эмпатии в онлайн-пространстве. Поскольку при таком общении люди не видят реакцию собеседника на слова, их в меньшей степени останавливает чувство ответственности за сказанное, они уже не так осторожны в выражениях. Например, в обычной жизни мало кто рискнет сказать “Лучше бы тебя не было”, а вот в интернете - легко.
  2. Низкая самооценка жертвы. Часто объектом травли как в реальности, так и в сети, становятся неуверенные в себе люди. Хейтеры могут заметить признаки ведомости, непринятия себя и воспользоваться этим. Такие люди, как правило, тонкие психологи. Они могут считывать признаки ведомости с фотографий - например, если подросток всегда стоит позади остальных; из записей на странички, если подросток говорит о себе пренебрежительно.
  3. Неосторожное поведение в социальных сетях. Поскольку интернет - это открытое пространство, люди зачастую рассказывают о себе в сети слишком много, не думая о последствиях. В результате хейтеры могут использовать информацию против человека, например, вымогать деньги и угрожать отправить личные данные подростка другим людям.
  4. Зависть со стороны хейтера. Иногда инициатором травли становится человек, заметивший чужой успех и решивший показать себя с лучшей стороны, принизив достижения другого. Например, подросток ведет свой блог, а среди его подписчиков появился хулиган, который ругает и его писательский талант, и самого подростка.
  5. Конфликты на почве политических, национальных и религиозных разногласий. К сожалению, даже сейчас не все понимают, что различия между людьми, какими бы они ни были, это нормально, и никто не может подвергаться преследованию.



Конкретные примеры ситуаций, вызывающих хейт


От хейта и кибербуллинга не застрахован никто. Жертва хейта или кибербуллинга не должна чувствовать себя виноватой. В этом случае, как и в классическом буллинге, аргессор имеет свои причины для поведения, и первопричина происходящего именно в нем.


  1. Человек, организовавший хейт, сам страдает от психологических проблем и пытается излить агрессию там, где, по его мнению, ему ничего не грозит - в интернете.
  2. Подросток добился успеха в какой-либо деятельности, поделился этим в интернете и стал мишенью анонимных завистников.
  3. Компрометирующая подростка информация (сообщения или фотографии) каким-то образом попала в сеть, и теперь подростка шантажируют.
  4. Ребенок в сети принял участие в сомнительном споре (чаще всего о политике или религии), и его преследуют те, кто с ним не согласен.


Поведение в соцсетях, политические и социальные вопросы


Ребенок должен уяснить: никто не должен подвергаться оскорблениям. Унижение человеческого достоинства, в том числе на почве политических, социальных, религиозных или национальных вопросов, противозаконно. Люди несут уголовную ответственность за подобные действия. Поэтому сам подросток не должен принимать участия в сомнительных дискуссиях, а если кто-то оскорбляет его или провоцирует конфликт, он имеет полное право тут же сообщить об этом и попросить защиту.



Воздействие хейта на подростков: анализ последствий


Может показаться, что хейт в соцсетях - не такая уж серьезная проблема: поменьше заглядывай туда, и все наладится, ведь в реальной жизни подростку чаще всего ничего не угрожает. Тем не менее, учитывая, какую роль онлайн-взаимодействие, нельзя отрицать, что проблемы в соцсетях могут негативно отразиться на обычной жизни подростка: на его эмоциональном состоянии, физическом самочувствии, поведении, отношениях с родственниками и друзьями.


Безусловно, любое проявление неприязни или ненависти больно ранит даже взрослого человека, а уж тем более еще не окрепшего подростка: он гораздо сильнее подвержен чужому влиянию, тревожности, восприимчив к критике и оскорблениям.


Влияние на самооценку и настроение


Подросток может понимать, что все негативные действия хейтеров на самом деле никак его не характеризует. Тем не менее, агрессия даже со стороны незнакомцев, особенно если она систематическая, может испортить настроение или привести к не совсем адекватному восприятию себя. Подросток начинает сомневаться: все ли с ним в порядке, почему именно он спровоцировал такое отношение к себе, может даже начать винить себя в произошедшем: “Я был неосторожен, я это допустил,я не смог правильно отреагировать, я сам виноват в произошедшем, и если родители узнают, то они будут меня ругать”.


Риск развития депрессии и тревожности


Если воздействие хейтеров происходит слишком долго, подросток сталкивается с шантажом и угрозами, то последствия могут быть более травматичными, чем временное плохое настроение: повышается тревожность, потому что жертва все время находится в состоянии стресса и страха, могут развиться панические атаки или депрессия.



Изменения в поведении и общении


Негативное влияние зачастую не только затрагивает внутреннее состояние подростка, но и находит проявление в отношениях подростка с другими людьми.


  1. Ребенку становится трудно общаться с новыми людьми. Он становится подозрительным, боится незнакомых людей, как будто всегда ждет, что его обидят.
  2. Ребенок боится взрослых. Ему кажется, что если они узнают о его проблеме в соцсетях, то посчитают его глупым, будут ругать. Поэтому он старается меньше попадаться на глаза родителям - чтобы избежать расспросов.
  3. Ребенок наотрез отказывается принимать участие в новой деятельности. Если причина хейта - зависть к успехам, то подросток может начать бояться как выражаться, проявлять собственную индивидуальность.
  4. С ребенком не хотят общаться старые приятели. Поскольку подростки - более активные пользователи соцсетей, то информация о травле до них может дойти быстрее, чем до взрослых. Если через хейтеров до них дойдет информация, компрометирующая подростка (даже если она ложная), приятели могут избегать его общества или смеяться над ним.


Как распознать, что подросток столкнулся с хейтом


Чем раньше проблема выявлена, тем легче ее решить и тем меньше вреда она принесет. Поэтому родителю очень важно вовремя обратить внимания на сигналы о том что у подростка появились проблемы в соцсети.


Поскольку хейт в онлайне отравляет и реальную жизнь подростка, родители могут заметить как физические, так и психологические проявления неприятности.


Изменение поведения в реальной жизни


  1. Подросток подавлен. Он постоянно пребывает в плохом настроении, может неожиданно разозлиться или наоборот расплакаться.
  2. Подросток потерял интерес к любимым занятиям. Например, раньше он активно играл в теннис или занимался музыкой, а сейчас предпочитает сидеть дома в одиночестве.
  3. Подросток замкнут, неохотно общается с близкими. Раньше у него было много друзей, а теперь он в основном один, потому что боится доверять людям.
  4. Возможны физические симптомы: головные боли, нарушение сна, потеря аппетита. Это может свидетельствовать о постепенно развивающейся депрессии.


Избегание общения о своих активностях в сети


  1. Подросток прячет телефон, если рядом кто-то появляется. При этом он может проявлять раздражение или агрессию, если другие обратят на это внимание или попросят его одолжить ненадолго телефон.
  2. Подросток нервничает, когда ему приходит сообщение, может подолгу не отвечать даже родителям.
  3. Подросток неохотно принимает участие в разговорах на тему социальных сетей. Особенно на этот признак стоит обратить внимание, если ребенок еще совсем недавно не вылезал из телефона и активно вел онлайн-страничку.



Разговор с подростком о хейте: пошаговый план


Говорить на подобную тему может быть непросто прежде всего из-за того, что сам подросток может замкнуться и уйти от разговора, потому что испугается, что родители будут его винить. Прежде всего важно дать понять: вы хотите не наругать, а помочь. Начать разговор можно так: “Я вижу, что у тебя что-то случилось. Ты можешь поговорить со мной об этом, я постараюсь тебе помочь”. Когда ребенок поделится с вами переживаниями, выслушайте его внимательно, но безоценочно и в зависимости от обстоятельств предложите различные тактики поведения.


Тактические приемы


  1. Игнорирование хулигана. Если ребенку пришло одно неприятное сообщение, это, безусловно неприятно, однако это не повод бить тревогу. Можно объяснить подростку, что люди бывают разные, некоторые могут пытаться самоутвердиться таким способам, но на таких не стоит обращать внимание. Вполне вероятно, что хейтер больше ни разу себя не проявит.
  2. Блокировка или добавление в черный список. Если хулиган не дает покоя ребенку, можно его просто заблокировать, и больше он не сможет писать.: все социальные сети предоставляют такую функцию пользователям.
  3. Ответ хейтеру. Одна из возможных стратегий - сообщить хейтеру, что если он не остановитесь, вы прибегнете к защите закона. Важно: отвечать нужно очень аккуратно и сдержанно. Пример сообщения: “Добрый день! Хочу вас уведомить, что ваше сообщение нарушает закон о защите чести и достоинства гражданина. Если подобное не прекратится, я обращусь в суд”.
  4. Обращение за помощью в органы правопорядка. Если вышеперечисленные тактики не сработали или если ребенок подвергся шантажу или угрозам, смело обращайтесь в полицию - закон на вашей стороне.


Пошаговый план


  1. Внимательно выслушайте подростка и оцените ситуацию: насколько серьезны оскорбления, есть ли угроза для обычной жизнедеятельности подростка.
  2. Успокойте подростка. Он должен понимать что вы его не вините, а хотите помочь справиться с трудностями.
  3. Возьмите ситуацию под контроль: предложите подростку заблокировать хулигана.
  4. Если это не помогло (например, у него несколько страниц в соцсетях и он пишет с них ребенку), вы можете ответить хейтеру от своего имени: так поймет, что в случае проблем ребенка защитят, и хулигану будет не так легко портить ему жизнь.
  5. Если ситуация критическая, обратитесь в органы правопорядка.
  6. Помогите подростку справиться с последствиями и предотвратить повторение ситуации - обсудите с ним безопасное поведение в соцсетях.



Профилактика хейта: советы для родителей


Хейт в соцсетях, как и любую другую проблему, легче предотвратить, чем потом бороться с последствиями. 


Образование и информирование о безопасности в интернете


  1. Объясните ребенку, что любая информация, которую он публикует в интернете, остается там на очень долгое время, поэтому необходимо быть осторожным с тем, что он рассказывает о себе: не стоит открыто подробно рассказывать о том, где и с кем проводишь время, сколько денег имеешь и т..д.


  1. Ребенок должен понимать, что сомнительные сообщения или фотографии категорически нельзя рассылать даже близким друзьям: даже с ними может произойти ссора, и подросток не может предугадать, как они поступят и кому передадут эту информацию.


  1. Помогите подростку разобраться с настройками конфиденциальности в соцсетях, чтобы незнакомцы не могли получить информацию о нем: можно настроить профиль так, чтобы его видели только определенные люди или подключить функцию, чтобы незнакомцы не могли писать сообщения.


Установление правил пользования соцсетями


Разработайте вместе с ребенком свод правил безопасного пребывания в интернете.


  1. Общаться в соцсетях только с людьми, которых подросток знает лично.
  2. Не публиковать в интернете информацию, которую он не хотел бы показать, например, школьной учительнице.
  3. Не принимать участие в спорах на политические или религиозные темы.
  4. В случае возникновения неприятностей в соцсети не общаться с хейтерами, а сообщить родителям.


Развитие навыков критического мышления


Необходимо говорить с подростком о том, какие тактики могут применять хейтеры, чтобы вызвать нужные эмоции. Если подросток будет их знать, он уже не поддастся манипуляциям.


  1. Предложите ему почитать книги о психологии общения. В настоящее время их можно найти как в книжных магазинах, так и бесплатно в интернете. Можно обратить внимание на таких авторов, как Дейл Карнеги, Андрей Курпатов и т.д.


  1. Поделитесь личным опытом. Он может касаться не только соцсетей. Если у родителя есть история о том, как он справлялся с манипуляцией в реальной жизни, например, если в жизни родитель смог постоять за себя перед человеком, пытающимся вызывающим поведением обидеть его или спровоцировать ссору, ее тоже можно рассказать. 


  1. Иногда примеры манипулятивных тактик можно найти и в художественной литературе. Обсудите с подростком его любимые произведения, порассуждайте над тем, как ведут себя герои и чего хотят добиться. В качестве примеров подойдут как классические произведения - книги Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, так и современные - например, детективы.



Обсуждение проблемы с окружением подростка


Родители - не единственное окружение подростка. Для более эффективного решения проблемы с соцсетями может потребоваться вмешательство других близких людей.


Друзья подростка: плюсы и минусы вовлечения


Поскольку для подростка авторитетным является мнение не только родителей, но и сверстников, иногда есть смысл обратиться за поддержкой к друзьям подростка, чтобы они тоже помогли ему справиться с влиянием хейтера. Однако прежде чем делать это, необходимо взвесить все последствия.


Риск распространения информации


Подросток может хотеть сохранить свою проблему в тайне и не желать вмешательства даже близких людей. К тому же не всегда возможно предсказать реакцию друзей на то, что подросток подвергается хейту, особенно если причина кроется в распространении нелицеприятной информации. Поэтому прежде чем привлекать сверстников подростка, обсудите с ним самим, не возражает ли он.


  1. Предложите ему самому рассказать самому близкому другу о своей проблеме. Важно: не стоит оповещать всех знакомых - только одного-двух человек, которым подросток очень доверяет.
  2. Если подросток не знает, с чего начать, предложите ему помощь: пригласите друга домой и пообщайтесь все вместе.


Поддержка со стороны сверстников


Однако нельзя отрицать, что поддержка близких по возрасту друзей может быть эффективной, поскольку подростки могут понять подобную проблему даже лучше, чем взрослые. Поэтому, если у ребенка есть хорошие друзья, которые могут найти нужные слова и к которым сам подросток не боится обратиться, можно аккуратно с ними пообщаться и попросить поддержки: 


  • успокоить подростка, показать, что друзья всегда на его стороне
  • поделиться своим опытом борьбы с хейтом, если он был
  • поделиться своими советами о безопасном поведении в интернете.


Взаимодействие со школой: когда и как это делать


Школа занимает существенное место в жизни ребенка, поэтому иногда для преодоления последствий хейта можно обратиться и туда., например, попросить классного руководителя, если у подростка с ним доверительные отношения, поддержать его, утешить или провести беседу с классом о безопасном поведении в интернете.  


Как сотрудничать с учителями и школьным психологом


  1. Школьный психолог может провести с классом беседу о том, какие манипулятивные тактики применяют хейтеры в интернете и как им противостоять.
  2. Классный руководитель или завуч может проинформировать учащихся о том, какое поведение в интернете является безопасным, а чего лучше не делать.
  3. Наконец, школьный психолог имеет возможность поддержать конкретного ребенка в случае, если он уже столкнулся с хейтом.



Определение случаев, когда необходимо обращение в школу


  1. Подросток подвергся хейту со стороны одноклассников. В этом случае проблему необходимо решать в реальной жизни. Классный руководитель совместно с психологом должен провести беседу с детьми и помочь им наладить отношения.
  2. Вы знаете, что с хейтом в соцсетях столкнулись многие подростки. В этом случае беседа была бы полезна всему классу, чтобы предотвратить последствия.
  3. Ребенку необходима консультация психолога для преодоления моральных последствий хейта.



К огромному сожалению, хейт и кибербуллинг в социальных сетях и других интернет-источниках - спутник современного цифрового мира. Однако так же, как и в обычном мире, родители должны держать руку на пульсе и своевременно вмешиваться, если замечают признаки неблагополучия у ребенка.


Вполне возможно, что описанные нами симптомы вызваны не только и не столько хейтом, сколько ситуацией в реальном мире. В таком случае нужно разобраться в ситуации и принять меры.

1600