Ведомый ребенок: как ему помочь стать сильным

ведомый ребенок
самооценка
23.11.2023
Ирина Кочковая
Педагог, преподаватель русского языка MAXIMUM EDUCATION

В этой статье:

Ребенок отлично учится в школе, посещает все кружки, на которые его записали, не связывается с плохими компаниями, во всем слушается маму и папу… Возможно, эта картина выглядит как мечта многих родителей, однако зачастую такое поведение ребенка говорит о том, что в коллективе он является ведомым. Разбираемся, что это значит, в чем опасность подобного качества и как его преодолеть.



Что такое ведомый ребенок?


Ведомый человек - это тот, кто не имеет собственного мнения или считает его недостаточно ценным, чтобы озвучивать. Вместо этого он предпочитает последовать за кем-то, довериться чужому мнению и поступить так, как ему сказали со стороны. За этим может стоять страх быть отвергнутым, попасть в глупое положение или боязнь совершить ошибку и потом взять за нее ответственность. Чаще всего такое поведение формируется в детстве, когда родители отказывают ребенку в собственном мнении и требуют абсолютного послушания. Впоследствии из ведомого подростка вырастает ведомый взрослый, который потерялся в жизни, готов услужить всем, но при этом не знает, кто он и чего хочет на самом деле.


Как же распознать ведомого ребенка?


  1. В споре он всегда присоединяется к позиции сильного. Причем не имеет значения, считает ли он его в действительности правым или нет.
  2. В групповой работе или в игре он делает то, от чего отказались другие. Ему достаются самые скучные роли, самые трудоемкие задания и т.д.
  3. Ребенок не имеет собственных увлечений. Обычно ему нравится то, что модно, что нравится лучшему другу, всей компании и т.д.
  4. Ребенок легко меняет свое мнение в зависимости от того, кто сейчас рядом с ним.


Почему ребенок становится ведомым: 3 причины


Часто родители из лучших побуждений, желая оградить ребенка от ошибок, сами способствуют формированию ведомого поведения у него. Разберемся, что может стать причиной проблемы.


  1. Гиперопека со стороны взрослых. Если ребенок привыкает, что без мамы/папы он ничего не может, он несамостоятельный, неспособный, на каждое действие ему требуется 
  2. Негативная реакция родителей на ошибки и неудачи. Например, ребенок принимал участие в олимпиаде или в конкурсе, но не занял призового места или вообще оказался в конце конкурсного списка, а родители ждали от него успеха. Если взрослые покажут разочарование или отругают ребенка за невысокий результат, он будет бояться пробовать новое, потому что за ошибку его могут отвергнуть.
  3. Обесценивание достижений и мнения ребенка. “Мама знает лучше”, “Что ты в этом понимаешь”, “Опять все надо за тобой переделывать” - это очень опасные фразы. Когда ребенок их слышит, он искренне верит в то, что его мнение никогда не бывает правильным, ценным и что он ничего не может сделать самостоятельно без чьей-то поддержки.


Как помочь ребенку измениться


Если вы обнаружили у ребенка признаки ведомости, не стоит сразу паниковать и отчаиваться. С помощью родителей мягкий подросток вполне может стать самостоятельным сильным взрослым.

Покажите безусловную любовь. Ребенок может быть удобным и послушным, а может капризным или расстроенным, он может быть отличником во всем или совершать ошибки, но ему важно знать, что родители примут его любым и он всегда может рассчитывать на их любовь и поддержку.

В вашем ребенке может вспыхнуть гнев из-за невозможности решить сложную математическую задачу, или он может прийти с дипломом за участие в конкурсе рисунков, не заняв при этом первое место. В эти моменты важно обнять его, сказать, что вы гордитесь его стараниями и что любите его не за достижения, а просто за то, что он есть.


Отмечайте успехи и достижения. Даже если они не грандиозные, даже если и вы, и ребенок рассчитывали на более высокий результат, постарайтесь сфокусироваться на том, чего уже удалось достичь, подбодрите подростка и нацельте его на дальнейший успех.

Когда ваш ребенок приносит домой рисунок, который ему удалось закончить, несмотря на то, что он мог быть недоволен первым наброском, похвалите его за усердие и терпение, даже если результат кажется вам незначительным.


Приучите говорить о себе, как о сильном. Ребенок не должен бояться говорить: “Я могу это сделать”, “Я знаю, что мне интересно”, “Я не боюсь озвучить свое мнение, даже если кто-то с ним не согласен”. Это не только убережет его от негативного влияния, но и поможет не запутаться в жизни, распознавать свои желания и отличать их от навязанных.

Когда ребенок сомневается, сможет ли он выступить с рефератом перед классом, напомните ему о тех моментах, когда он успешно справлялся с подобными задачами, и подчеркните, что его мнение ценно и интересно окружающим.


Научите не бояться ошибок. Почти никто в самом начале пути ничего не делает идеально. Важно хвалить ребенка за смелость, за старание - ведь взяться за новое дело непросто, а не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Если ребенок не смог выиграть школьный турнир по шахматам, объясните ему, что каждое поражение – это шаг к опыту и мастерству, и что важно продолжать учиться и совершенствоваться.


Покажите, как мыслить в позитивном ключе. Ребенка неудачи разочаровывают гораздо сильнее, чем взрослого, поэтому крайне важно найти правильные слова, чтобы он не побоялся пробовать снова.

Если после неприятного инцидента в школе ваш ребенок расстроен и думает, что все против него, помогите ему увидеть ситуацию под другим углом, напомнив о моментах, когда он успешно преодолевал трудности и находил друзей.


Помогите сделать первый шаг, но сделайте это мягко. Если ребенок не умеет плавать, не стоит толкать его в реку. Лучше постойте с ним на берегу, а потом вместе сделайте небольшой шаг к воде. Так, постепенно подросток привыкнет и поймет, что бояться нечего. А в случае ошибки мама или папа всегда подстрахуют и подхватят.

Если ребенок боится прыгать в воду на занятиях по плаванию, не настаивайте на том, чтобы он сразу прыгал в глубокий конец. Начните с того, что поиграете с ним у мелководья, постепенно приучая к воде и поддерживая его уверенность.


Полезные установки для изменения поведения ребенка


Слова взрослых значат для ребенка очень много, поэтому все установки на самостоятельность и смелость сначала произносят мама и папа, и уже потом они формируются в сознании самого подростка.

“Я самостоятельный”. Это убеждение формируется, когда родители говорят: “Ты с этим справишься”, “У тебя получится”, “Ты это умеешь” и т.д.

Когда ребенок пытается самостоятельно собрать сложную конструкторскую модель и сталкивается с трудностями, родители могут поддержать его, говоря: "Ты справишься, у тебя хорошо получается собирать модели. Продолжай попытки, и ты добьешься успеха".


“Я имею право мечтать”. Если подросток говорит, что хочет стать артистом, космонавтом, президентом - не стоит сразу рубить эти мечты на корню и требовать, чтобы он выбрал более реалистичный путь. За высокими целями всегда интересно идти и иногда это приводит к ожидаемым результатам.

Если подросток выражает желание стать известным режиссером, родители могут поддержать его, обсуждая, какие фильмы ему нравятся, и предлагая посетить киностудию или кинокружок, чтобы он мог узнать больше о профессии.


“Я могу справляться с проблемами”. Конечно, не стоит оставлять ребенка один на один с бедой, но важно показать, что неудача в каком-либо деле - это не трагедия и не конец, у него есть силы, чтобы преодолеть трудности, опираясь на надежные плечи родителей.

Когда ребенок расстраивается из-за неудачи в спортивной игре, родители могут напомнить ему о том, как он успешно преодолевал трудности в прошлом, и подчеркнуть, что важно продолжать стараться и не сдаваться.


“Я учусь на ошибках, а не наказываю себя”. Чтобы ребенок принял установку, прежде всего родителям стоит быть сдержанными и не ругать его за промахи. Лучше покажите, какой урок, какую пользу можно извлечь из сложившейся ситуации.

Если ребенок совершает ошибку в школьном проекте, родители могут обсудить с ним, что пошло не так и как можно улучшить ситуацию в следующий раз, вместо того чтобы ругать его за недостатки.


“Я могу быть лидером, когда необходимо”. Не нужно требовать от ребенка, чтобы он непременно занимал позицию лидера в группе и всегда вел за собой коллектив - не все могут и хотят брать на себя эту роль. Тем не менее, способность не растеряться в трудной ситуации и суметь помочь справиться с ней не только себе, но и другим очень важна и полезна.

Если ребенок стесняется взять на себя роль капитана в командной игре, родители могут показать ему примеры того, как он успешно руководил или помогал другим в прошлом, подчеркнув, что быть лидером - это не только давать указания, но и быть поддержкой и примером для других.


“Я умею дружить, и мне есть кому довериться”. Ребенку важно понимать: если он в чем-то не согласен с товарищами, это не делает его плохим другом. Он не должен бояться высказать другую точку зрения, потому что она тоже ценна и значима, и его за это никто не отвергнет.

Если ребенок в конфликте с друзьями из-за различий во мнениях, родители могут обсудить с ним ценность разнообразия во взглядах и тот факт, что настоящие друзья уважают и ценят друг друга, несмотря на различия.


Как понять, что на ребенка влияют со стороны: 5 признаков


  1. У ребенка появился новый друг, о котором он постоянно рассказывает. В самом этом факте ничего плохого нет - дети и подростки легко знакомятся и заводят новых приятелей. Вполне естественно, что кто-то может производить на ребенка сильное впечатление, и он делится им с родителями.
  2. Он начал интересоваться вещами, которые до этого не привлекали его внимание. Например, ребенок никогда не интересовался спортом и не любил уроки физкультуры, но вдруг попросил записать его в футбольную секцию. Родитель вполне может предположить, что он захотел пойти туда вместе с другом.
  3. Ребенок резко сменил стиль одежды. Если рядом появляется приятель, который ему нравится и который производит сильное впечатление, подросток может невольно начать ему подражать в том числе и в одежде.
  4. В речи ребенка появились новые слова и выражения. Это не обязательно ругательства или грубые слова. Возможно, это безобидный подростковый сленг, который употребляет друг или подруга.
  5. У подростка появились вредные привычки. Ведомые подростки склонны делать что-либо “за компанию”, поэтому если в компании появляется новый курящий приятель, есть вероятность, что кто-то за ним повторит.


Как оградить ребенка от негативного влияния


Важно понимать, что не любое влияние является плохим. Например, если в компании появляется приятель-математик, после общения с которым ребенок захотел поучаствовать в олимпиаде - в этом нет ничего предосудительного, наоборот, это даже полезно. Общение со сверстниками крайне важно для подростка, и, конечно, в процессе взаимодействия все дети так или иначе влияют друг на друга. Однако родителей вполне обоснованно беспокоит, когда воздействие со стороны приятелей становится негативным. Как это предотвратить?


  1. Не пытайтесь запретить общаться с кем-то из друзей. Это бесполезно. Скорее, конфликт возникнет между вами и ребенком, а интерес к приятелю только разгорится.
  2. Помогите ребенку проанализировать: всегда ли правильно поступает его друг? При этом не давайте негативную оценку личности приятеля. Донесите мысль, что даже хорошие люди, которые являются нашими близкими друзьями, не всегда правы.
  3. Объясните, что быть несогласным с другом - нормально. Нет ничего плохого в том, что ребенок будет поступать так, как считает нужным он сам, а не его товарищи.
  4. Поощряйте формирование собственного мнения. Если ребенок сам четко понимает, что он хочет и что ему полезно, он не поддастся неблаготворному влиянию со стороны.



Воспитание ведомого ребенка - это процесс, требующий терпения, понимания и постоянной поддержки со стороны родителей. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к воспитанию должен отражать его индивидуальные особенности и потребности. Воспитывая ребенка, мы учим его самостоятельности, умению мечтать, справляться с трудностями, учиться на своих ошибках, проявлять лидерские качества и строить доверительные отношения с окружающими. Эти навыки не только помогут ребенку в детстве, но и станут фундаментом для его успешного будущего. Ключевым моментом здесь является построение отношений на основе любви, уважения и взаимопонимания, что позволит ребенку чувствовать себя уверенно и гармонично развиваться в социуме.


1334