Школьный психолог и конфиденциальность: останется ли в тайне то, чем вы или ребенок поделились?

психолог
психология
21.11.2023
Елена Щербинина
Журналист, учитель английского языка

В этой статье:

Руководитель психологической службы в школе "Wunder Academy", школьный психолог Юрий Плотников и психолог и педагог Екатерина Калмыкова на Всероссийском фестивале по профориентации “День выбора” обсуждали вопросы слушателей: “Может ли школьный психолог сохранить конфиденциальность? Какие законы и правила регулируют этот вопрос и как родителям определить, останется ли в тайне то, чем они поделились?”


Публикуем краткую выжимку онлайн-дискуссии в нашей статье для родителей.



Какие документы и правила регулируют психолого-педагогическое сопровождение в школах?


Психолого-педагогическое сопровождение в школе - это тема, интересующая многих родителей. Каждая школа должна разработать собственные правила работы школьного психолога, основанные на обширном корпусе документов. 


Основой для этих правил является профессиональный стандарт. В России существует профессиональный стандарт педагога-психолога. Согласно документу, обязанности такого специалиста широки и включают в себя:


  • сопровождение образовательных программ;
  • экспертиза комфорта и безопасности окружающей среды;
  • психологическое консультирование;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • психологическая диагностика;
  • психологическое просвещение;
  • психологическая профилактика.


Ожидается, что эту работу специалист может провести со всеми участниками образовательного процесса, включая лиц с особенностями здоровья, нарушениями в поведении и т.п.


Должностные инструкции, планы работы психологической службы разрабатываются школой и публикуются на официальных сайтах.


Как в реальности психолог работает в школе?


По сути, документация обеспечивает психологу широкое поле для деятельности. Однако важно отметить, что она не всегда отражает реальную ситуацию в школе, но это не обязательно плохо. Иногда в документах прописано множество положительных моментов, однако на практике школьному психологу может не хватать времени или ресурсов для выполнения всех своих функций. Или наоборот, школа может предлагать дополнительные услуги. Здесь ключевую роль играет взаимодействие администрации школы с психологами, а также их связь с родителями и учениками.


Школьные психологи часто не занимаются регулярным консультированием из-за ограниченного времени и большого количества учеников. Однако, если психолог активно участвует в жизни школы и пользуется доверием учеников, он может получать большое количество запросов на помощь. В таких случаях психолог становится первым контактным лицом, своего рода “службой одного окна”, которая может дать первичные рекомендации и направить к другим специалистам.


Также важно понимать, что школьные психологи иногда выполняют функции, не связанные непосредственно с работой с детьми и их семьями. Например, проведение психологических диагностик по заданию администрации или проведение просветительских мероприятий.


Самый лучший совет для родителя, который хочет понять, что он может получить от школьной психологической службы - это и посмотреть документы на сайте, и пообщаться с руководителем этой службы самостоятельно.



Обязаны ли дети участвовать в мероприятиях школьного психолога?


Психолого-педагогическое сопровождение в школе – это важный сервис, который должен быть прозрачным для всех участников образовательного процесса. Родители и ученики имеют право знать, что результаты школьных диагностических процедур могут быть представлены администрации школы. Важно отметить, что участие в таких программах не является обязательным.


Родители имеют полное право не давать согласия на участие их ребёнка в психологическом сопровождении или даже отозвать его в любой момент.


Дети и их семьи не обязаны пользоваться психологическими услугами, предлагаемыми школой, и это не влияет на их обязанность по освоению образовательной программы. Если ребёнок не желает участвовать в определённых занятиях или диагностиках, он имеет право отказаться, даже если родители уже подписали согласие. Принцип добровольности играет ключевую роль.


Ученики могут самостоятельно принимать решения относительно участия в психологическом сопровождении с 14 лет, хотя и младшие школьники также могут выразить своё нежелание участвовать. Например, психолог может запланировать тренинг для класса, но если хотя бы один ученик выразит своё несогласие, его желание должно быть учтено. 


Таким образом, система должна уважать право каждого родителя и ученика на согласие или отказ от предлагаемых школой психологических услуг.



Как понять, можно ли доверить тайну школьному психологу?


Можно ли доверять школьному психологу и не приведёт ли обращение к нему к проблемам для семьи или к тому, что информация станет известна администрации школы? Как это выяснить?


Школьные психологи выполняют множество функций, которые могут обходиться без конфиденциальности, такие как образовательные программы и тренинги по психологической грамотности. Тем не менее, когда дело касается личных консультаций, важно иметь чётко оформленное информированное согласие, чтобы родители и ученики полностью понимали условия сотрудничества с психологом.



Первый шаг – это личное знакомство с психологом. Как и при выборе частного специалиста, важно ваше личное ощущение доверия и комфорта при общении. Даже если психолог высококвалифицирован, личные впечатления играют значительную роль. Знакомство с психологом помогает понять, как с ним работать и чего лучше избегать. Помните, что роль психолога в школьном коллективе достаточно сложна, поэтому новому человеку потребуется время на адаптацию.


Если вы мало общались с школьным психологом, не стесняйтесь инициировать встречу, чтобы обсудить ваши вопросы:


  • какие формы поддержки психолог может осуществлять;
  • проводит ли он индивидуальное консультирование семьи и по каким вопросам;
  • какую роль играет в разрешении конфликтов. 


Что касается конфиденциальности, то школьный психолог, как и любой другой специалист, должен соблюдать её и заранее обговорить с клиентами условия и границы этой конфиденциальности. Обычно это прописывается в информированном согласии, которое подписывается в начале сотрудничества, например, одной или нескольких консультаций.


Стоит помнить, что конфиденциальность может быть ограничена в определённых случаях. Это, прежде всего, соображения безопасности, когда психолог узнал о ситуации, которая угрожает жизни и здоровью какого-либо человека. В этом случае, психолог обязан постараться ее предотвратить, даже если для этого придется нарушить конфиденциальность клиента, который обратился за консультацией. Попросите психолога проговорить эти условия, если он не сделал этого самостоятельно.


Психологи должны честно информировать клиентов о возможных ситуациях, когда конфиденциальность может быть нарушена, как в ситуации, если на них оказывается давление со стороны учителей или администрации, так и по причинам, которые связаны с соблюдением Закона и должностной инструкции.



Школьный психолог, как и другой специалист помогающих профессий, действует в соответствии с профессиональным стандартом, должностной инструкцией и регулирующими документами. Этого достаточно для того, чтобы обеспеспечить формальную защиту прав семьи. В остальных ситуациях он, как и учитель, действует исходя из собственного профессионализма и этики. Родителям стоит четко проговаривать правила взаимодействия, когда они обращаются к школьному психологу.

1572