Может ли родитель быть тьютором или психологом своему ребенку?

тьютор
психолог
11.11.2024
Елизавета Дмитриева
Учительница, классная руководительница

В этой статье:

В школе появляется все больше специалистов, которые обеспечивают не только освоение учебного материала, но и работают над психологическим благополучием ребенка. Обычно эти функции выполняют тьютор и психолог, но разве это не одна и та же помогающая профессия?


Тьютор — это педагог, наставник и сопровождающий


Тьютор помогает подростку выбирать и самостоятельно проходить индивидуальный образовательный маршрут. Это педагогическая профессия, не имеющая, как психолог, опор на медицину или биологию.


Профессия относительно новая, программы обучения появляются в настоящем времени. Сейчас это может называться «психолого-педагогическая работа с семьей и ребенком». Обучение в большей степени осуществляется в магистратуре или на курсах повышения квалификации. Поэтому часто тьюторы – это студенты педагогических вузов или бывшие учителя/психологи.


Подробнее о том, как оценить компетентность тьютора или даже освоить эту профессию, рассказали в другой нашей статье.


Обычно тьютор в общеобразовательной организации:


  • систематически встречается с ребенком, чтобы отслеживать прогресс ученика и обсуждать учебные запросы подростка;
  • помогает ставить реальные цели и разрабатывать план для их достижения, например, по образовательному маршруту;
  • организует вместе с учеником пробу чего-то нового, что подростку интересно узнать на практике.


Тьютор в инклюзивном сопровождении помогает ученику изучать образовательную программу, которую он не может самостоятельно осваивать наравне со сверстниками в связи с особенностями здоровья. Он знает все про самочувствие и диагноз ребенка с ОВЗ: какой режим лечения нужно соблюдать, как реагирует ребенок в той или иной ситуации, с каким видом учебной деятельности есть сложности, в чем нужна поддержка. Если ребенок учится в стандартных условиях обычной школы, тьютор ему просто необходим. 



Психолог — это специалист и диагност


Психолог в школе наблюдает за учениками, диагностирует личностные особенности детей, помогает адаптироваться новым ученикам в классе, реагирует на обращения педагогов и классных руководителей. Он часто работает с классом и выполняет роль посредника, регулятора, наблюдателя.


Что входит в должностные обязанности психолога в школе?


  • консультирование учеников на основе плана работы психолога;
  • проведение тестирований и диагностик с отдельными детьми или с классом;
  • ведение просветительских мероприятий, а именно тренингов, семинаров для учеников и педагогов;
  • участие в психолого-педагогических консилиумах (ППК) в школе;
  • составление рекомендаций и заключения для психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).


Обо всех видах диагностик в школе, которые проводит психолог, рассказали здесь.


Чем психолог отличается от тьютора


  • Поле работы


Психолог, в отличие от тьютора, часто работает с опорой на свои наблюдения за ребенком или по запросу педагога/родителя, к психологу часто отправляют так называемого проблемного ребенка.


Тьютор отталкивается в своей работе от запроса ребенка, обсуждает с ним тревоги и требования учителей или семьи. Тьютору не так важно, как оценивают поведение ребенка другие взрослые, он пытается понять ребенка и его потребности, не копая глубоко в психику.


  • Инструменты


Тьютор использует в своей практике инструменты, которые помогают ученику в планировании, анализе своей деятельности, но он не использует диагностики и тестирования для работы с ребенком.


  • Акцент


Тьютору больше интересен ребенок здесь и сейчас и реальные действия, которые он может предпринять для изменения существующей ситуации. Психологу интересно прошлое ребенка, какие были сложности, как он переживал разные ситуации, какие у него отношения с окружающими людьми.



Может ли родитель быть тьютором или психологом


Мама, папа или значимый взрослый может помогать ребенку, используя какие-то тьюторские или психологические приемы, но полноценной помощи в этих аспектах ему будет дать сложно, так как у него уже есть сложившиеся отношения с ребенком. А некоторых компетенции просто не будет хватать. И при возникновении конфликта очень трудно совмещать в себе много ролей, какая-то, скорее всего, основная — родитель, будет постоянно выходить на первый план при взаимодействии.


Кроме того, родитель обычно находится вне контекста школы и может не знать тонкостей коллектива или атмосферы, а потому его, даже очень мудрые, советы могут быть неприменимы. Но в вопросах профориентации у мамы или папы значительно больше ресурсов.


В каких случаях обращаться к тьютору


Тьютор поможет, если:


  • у ребенка сложности с учебой, но так было не всегда, упала мотивация;
  • подростку сложно влиться в новый коллектив или успеть за темпом класса;
  • ребенок хочет попробовать что-то новое, например, поучаствовать в школьном концерте, но не знает, с каким номером выступить;
  • подростку нужно выбрать, какие предметы сдавать на экзамене, как выстроить подготовку и куда дальше поступать.


В каких случаях обращаться к психологу


Психолог потребуется, если:


  • у ребенка сложности с одноклассниками в классе всегда, не только поначалу, он не понимает, как общаться с другими детьми;
  • вы замечаете необычные состояния у подростка – продолжительная грусть или замкнутость, апатия;
  • подросток хочет пройти профориентационный или психологический тест;
  • ребенку трудно овладеть предметом, он постоянно отвлекается, не может сконцентрироваться.
336