Диагностики психолога в школе: какие бывают и зачем проводятся

29.03.2024
Елизавета Дмитриева
Учительница, классная руководительница

Сейчас все больше в школе уделяют вниманию не только учебе, но и психологическому состоянию детей. Все знают, что в каждой школе есть психолог. Чем же он занимается?

Психолог в школе работает индивидуально с учениками с согласия родителей, проводит консультации для родителей и учителей, организовывает просветительские мероприятия в школе, проводит занятия для отдельных классов, занимается психологической диагностикой. 

Что такое диагностики и какие они бывают?


Диагностика - это традиционный инструмент школьного психолога, который и сегодня тоже активно используется в психологической практике в школе. Он представляет собой дополняющую часть коррекционной и развивающей работы психолога. Кроме того помогает психологу иметь объективную информацию о психологических особенностях учащихся. Эта форма понятна для педагогов и родителей.



Диагностики которые проводит психолог в школе можно разделить на категории: 

Адаптационные диагностики 


Они проводятся в начале года обычно для учеников, которые перешли из начальной школы в среднюю и из средней в старшую. Также, есть диагностики, которые показывают уровень адаптации учеников к школе, участие в них может проходить и учитель, оценивая навыки и эмоциональное состояние учащегося. Чаще всего адаптационные диагностики представлены в виде тестов или заданий для учеников. В них входят вопросы про учебу, про домашнее задание, про одноклассников, про учителей, про то, как ребенок разговаривает с родителями о школе.


Психолог дает рекомендации учителю, на кого обратить внимание и как можно помочь ребенку быстрее адаптироваться, и родителям, как им с их стороны поддержать ребенка в этот период. Психолог может предложить проведение каких-то общих классных мероприятий для этого класса.


Профориентационные диагностики


В данном случае речь идет о школьниках с 8 класса. Это могут быть разные опросы и тестирования, в которых ребенок может узнать на основе своих ответов сферу деятельности и список профессий или какой тип взаимодействия для него подходит при работе. Например, один из самых классических и простых методик- это дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климовой. С помощью этой диагностики можно выявить предпочтения и предрасположенность ребенка в пяти профессиональных сферах — «Человек-человек» (профессии, связанные с людьми: учитель, продавец), «Человек-природа»(профессии связанные с растениями, животными и взаимодействием с окружающим миром: садовник, ветеринар )  , «Человек-техника»(профессии, связанные с машинами и электроникой: программист, инженер), «Человек — знаковая система»(профессии связанные с цифрами, текстами: бухгалтер, переводчик) , «Человек-художественный образ» (профессии связанные с творчеством: дизайнер, певец). Диагностики, которыми пользуется психолог были разработаны в 20 веке. Благодаря им он может дать рекомендации ребенку, но более ясную картину, которая соотносится с реальными возможностями ребенка и семьи, можно увидеть, если психолог дополнительно проведет беседу с учеником. Обычно после тестирований психолог приглашает ребенка на встречу с ним для обсуждения результатов.


Диагностики познавательной сферы


В данном случае ребята выполняют разные задания, направленные на исследование памяти, внимания, операций мышления. Например, это могут быть методики на исключение предметов или понятий (например: убери, что не соответствует в ряду), на особенности зрительного восприятия: дорисовывание до целого, узнавание предметов, обозначение их словом и описание, методики для исследования формы цвета, величины: умение сравнивать, соотносить и дифференцировать. Обычно их проводят, если учителя, родители или сам ребенок жалуется на сложности в учебе. После одного или нескольких занятий с психологом, ребенку, родителям и классному руководителю даются рекомендации, как можно помочь.


Диагностики на исследование личностных черт


Данные диагностики проводятся для детей склонных к сильным эмоциональным реакциям, нежеланию ходить в школу, к апатичным настроениям. Ребенок уверен, что все зря, у него ничего не получается и он сам не верит в свои силы.  Методики работают на выявление особенностей темперамента, уровня самооценки, уровня тревожности, уровня мотивации, склонности к агрессивности или депрессивным состояниям. Чаще всего проводятся личностные опросники (нужно выбрать, как бы ты поступил в ситуации, как ты реагируешь на что-то), которые выявляют степень выраженности у ребенка тех или иных качеств, перечисленных выше.


Диагностика межличностных отношений 


Когда возникают сложности с коммуникацией или с частью детей в классе не общаются или игнорируют по каким-то причинам, то психолог может провести социометрию. Она является стандартной методикой, которая проводится во всех образовательных учреждениях. Она имеет своей целью изменение сплоченности или разобщенности в классе, выявление лидеров и отвергнутых детей в классе, выявление групп детей в классе, которые общаются друг с другом. Обычно психолог зачитывает вопросы, и ребенку нужно написать два имени имени. Примеры вопросов: Ты переходишь в новый класс. Кого возьмешь с собой? Кого оставишь? Кому из одноклассников ты написал бы поздравительную открытку? Кому не написал бы?



Можно ли отказаться от диагностики


Родители могут запрашивать информацию о том, какие диагностики планируются проводиться в школе через классного руководителя или связавшись с психологом напрямую. Также, родитель может отказаться, до проведения диагностик обычно в начальной школе психолог через классного руководителя передает родителям согласия, которые родитель может подписать, а может написать отказ, так как согласно статье 44 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)

Куда передаются результаты диагностики


Результаты диагностики хранятся у психолога школы. Результаты, рекомендации или какие-то выводы психолог может передавать в обезличенном виде учителям и администрации школы. Личные результаты ребенка  родитель может получить при личном обращении к психологу.


Какие существуют диагностики для родителей



Для родителей тоже есть диагностики, где родители оценивают, например адаптивные, где родители отвечают на вопросы о том, на сколько их ребенок готов к школе, как он учится, как себя ведет дома и в школе, на сколько у него сформированы навыки общения.

Родитель самостоятельно или через классного руководителя может связаться со школьным психологом и попросить помочь: поговорить, провести диагностику, дать рекомендации, как поступить в сложившийся ситуации.