Ребенок срывает урок: как уладить конфликт

уроки
конфликт
21.04.2024
Дарья Архипкина
Педагог, преподаватель русского языка

В этой статье:

Бывает такое, что в самом обычном школьном классе появляется громкий, зачастую грубый, чрезмерно активный хулиган и задира. Он мешает преподавателю вести урок, отвлекает других учеников, нарушает дисциплину и подает плохой пример окружающим детям. Родители одноклассников непоседы и драчуна испытывают обоснованное негодование: почему из-за плохого поведения одного ребенка страдает весь класс? Почему хулиганит один, а оценки снижаются у всех? Все эти вопросы справедливы. Но не менее важен и вопрос - что в этот момент чувствуют родители самого болтуна и задиры? И самое главное - что им делать?


Первое, о чем важно помнить мамам и папам детей, на которых приходят жалобы от учителей и одноклассников, - их ребенок НЕ плохой, и сами они НЕ плохие родители. Дурное поведение школьника - это, безусловно, симптом возникшей у него проблемы, но проблемы решаемы, нужно только разобраться в причине и исправить сложившиеся неблагоприятные условия.

Для этого в первую очередь следует расспросить самого школьника о том, что руководит им в моменты, когда его поведение начинает выходить за рамки школьных норм. Стоит выяснить, как видит ситуацию сам ребенок, что его беспокоит, что заставляет вести себя плохо и срывать занятия в учебном заведении.



Именно сообща, советуясь с ребенком и принимая во внимание его интересы, чувства, точку зрения, следует составлять дальнейший план решения проблемы, учитывающий ваши совместные действия, направленные на сведение к минимуму ситуаций, в которых поведение ребенка может оказаться проблематичным как для окружающих, так и для него самого.


Почему ребенок срывает уроки


Причины нестандартного поведения школьника могут быть самыми разными.


  1. Например, ребенку может быть просто скучно спокойно сидеть на своем месте, слушать учителя и выполнять его задания. В таком случае, необходимо разобраться, имеет ли место некоторое непонимание школьником важности учебного процесса, небрежное к нему отношение, неуважение школьных норм или причина в чрезмерной сложности программы, страхе ребенка перед занятиями, неуверенности в своих силах. В этом случае уместным будет обсуждение со школьником тех причин, по которым составляются правила поведения в школе, а также работа над повышением мотивации ребенка к учебе. Занятия дома и в секциях, посещение культурных мероприятий не только расширят кругозор школьника, но и разовьют в нем любознательность, тягу к знаниям и умение соблюдать дисциплину, проводить границу между игрой и временем, когда необходимо проявить серьезность, собранность и сдержанность.
  2. Если же проблема заключается в непосильной сложности школьной программы, в том, что ребенок использует свое вызывающее поведение как защитный механизм, сводит в зачастую неуместную шутку то, что на самом деле его пугает - имеет смысл обратиться за советом к школьным педагогам. Возможно, для преодоления трудностей в учебе ребенку необходима помощь родителей или репетиторов, а возможно, ему и вовсе необходима другая программа обучения, более подходящая школьнику с учётом его интересов, темперамента, характера и талантов.
  3. Родителям, заметившим у своего ребёнка признаки, характерные, например, для синдрома дефицита внимания и гиперактивности, не стоит бояться обращаться к специалистам, опасаясь подтверждения своих подозрений. Ведь от игнорирования - проблема никуда не денется, а знание причин возникновения у ребёнка трудностей в учёбе - позволит быстрее, проще и эффективнее от них избавиться.
  4. Наконец, причиной, по которой школьник препятствует проведению занятий учителем и отвлекает одноклассников, может быть его неумение контролировать и здраво выражать свои чувства и эмоции. Ребёнок может чувствовать себя подавленным, злым, растерянным и не знать, как справиться с этими негативными эмоциями. В данном случае необходимо объяснить ребёнку, что испытывать весь спектр чувств - это нормально! Иногда нам весело и легко, иногда - тягостно и печально, и одно невозможно без другого! Главное - найти правильный выход своим эмоциям. Вместе с ребёнком родителям стоит постараться научиться проживать различные эмоции, выпускать накопившуюся энергию без вреда для окружающих и самого школьника.



Что делать


В первую очередь, необходимо дать ребёнку понять, что родители не оставят его с проблемой один на один. Школьник должен чувствовать, что несмотря на сложившуюся ситуацию, родители всегда будут на его стороне, помогут разобраться с трудностями, направить энергию в правильное русло.


Важно соблюдать баланс между развитием самостоятельности ребёнка, позволяющей ему находить выходы из сложных ситуаций, принимать решения и нести ответственность за их последствия и обеспечением поддержки ребёнка, готовностью подсказать верный шаг в нужный момент, придать уверенности и убедить его в наличии крепкого родительского плеча рядом.



Как общаться с представителями школы


Для выхода из сложившейся ситуации необходимо работать сообща с учителями школьника, общаться, обсуждать возможные пути решения, слушать советы педагога и представлять свое видение картины.


При необходимости можно также обратиться за помощью к школьному психологу, как к человеку, способному помочь найти подход к ребёнку, составить для него индивидуальную программу занятий и упражнений, нацеленных на воспитание дисциплины, повышение мотивации, развитие самоконтроля.



Как помочь 


  1. Во-первых, ключ к решению проблемы - это сотрудничество с ребенком. Не нотации и лекции, которые школьник с высокой долей вероятности оставит без внимания, а обсуждение тех причин, которые мешают ему вести себя в соответствии со школьными правилами, а после - выработка общего плана по выходу из ситуации. Таким планом может стать, например, установление определённых целей на неделю, месяц или четверть, которые школьнику необходимо достичь, а также обсуждение тех рамок, правил и условий, которых необходимо придерживаться, чтобы это сделать.Установив цели, ни в коем случае нельзя оставлять без внимания те шаги, которые предпринимает ребёнок для их достижения! Важно отмечать каждую его победу (пусть даже маленькую), хвалить за старания и не бояться говорить о той гордости, которую испытывает родитель в связи с каждым достижением своего ребенка.
  2. Немаловажной частью воспитания в школьнике уважения к учебному процессу и его участникам станет личный пример родителей. Совместные походы в музеи или театры, чтение по вечерам, просмотр хорошего кино всей семьёй покажут ребенку, как нужно сдержанно, вежливо и с благодарностью воспринимать новые знания, не перебивать рассказчика, задавать вопросы вовремя и к месту, слушать и слышать говорящего, бережно относиться к новой информации.
  3. Если причина нестандартного поведения ребёнка лежит глубже - не стоит бояться это признать. Индивидуальный подход, принятие школьника таким, какой он есть, и создание для него подходящих условий - вот лучшее, что можно сделать для ребёнка, которому не подходит обучение в обычному школьном классе. В настоящее время помимо общеобразовательной программы существуют также индивидуальные образовательные маршруты, выстаивающиеся персонально для каждого ребёнка и включающие в себя работу психологов, педагогов и специалистов различных профилей. Персонализированный подход к обучению может существенно облегчить жизнь как самому ребёнку, так и его родителям и педагогам.



Наконец, самое главное — это помнить, что любые трудности в поведении ребёнка - это вовсе не конец света и не признак того, что ребёнок непременно будет неуспешен и несчастлив в дальнейшей жизни. Терпеливый и бережный подход позволит любому хулигану почувствовать себя понятым и принятым, раскрыться и научиться отвечать окружающим людям добром и уважением.

260