В этой статье:
Вступительные экзамены – предки ЕГЭ
В 2001 году в России впервые провели так называемый Единый государственный экзамен. Ранг «обязательного» он получил только спустя 8 лет. До его введения вступительные экзамены в вузы были привычным делом и никого не удивляли.
Но экзамены «по дороге» к университету тоже существовали – например, в специализированные школы, лицеи, гимназии. Эти испытания можно считать своего рода «предками» ЕГЭ: они тоже были нужны, чтобы оценить знания школьника, только чаще – с оглядкой на специфику школы.
Похожий экзамен, родом из СССР, в марте попробовали написать студенты МФТИ, которые поступали по ЕГЭ. С испытанием справились 80% первокурсников.
В современных реалиях, где ЕГЭ стал обязательным, традиция школьных вступительных экзаменов все же сохранилась, но в измененной форме. И она часто вызывает полемику среди родителей и представителей образовательной сферы.
Вступительные в школе: плюсы и минусы
Плюсы
Объективный отбор в сильные классы. Многие родители считают, что вступительные позволяют честно отобрать самых мотивированных учеников и свидетельствуют о сильном педагогическом составе. Благодаря экзамену в классе учатся те, кто точно «тянет» программу.
Ранняя профориентация. В раннем возрасте вступительные испытания помогают выявить склонности ребенка и направить его в соответствующие профильные классы.
Мотивация для ребенка. Некоторых детей вступительные испытания не пугают, а, наоборот, стимулируют. У них появляется цель, азарт, ощущение значимости происходящего. Ребята получают первый опыт преодоления и достижений, пусть и в рамках школьного отбора.
Минусы
Повышенный стресс и тревожность. Родители часто отмечают, что школьные вступительные превращаются для ребенка в маленький ЕГЭ: репетиторы, слезы, бессонные ночи. Дети устают или боятся подвести семью. Это особенно тяжело в младшем возрасте, например, при поступлении в 5 класс.
С раннего возраста формируется «культура отбора». Система, в которой детей начинают оценивать и «отбирать» с 6-7 лет, рождает мышление: «если я не прошел – я хуже». Родители переживают, что это подрывает уверенность в себе и формирует будущие комплексы.
Не всегда честная конкуренция. Сдача вступительных может превратиться в гонку: кто-то ходит к репетиторам уже с первого класса, кто-то посещает подготовительные курсы при элитной школе. У некоторых родителей может возникнуть чувство несправедливости – якобы побеждают не самые талантливые, а те, у кого больше ресурсов.
Родители выбирают за ребенка. Иногда мама и папа видят в элитной специализированной школе не комфорт и развитие для детей, а своего рода статус. Поэтому они могут зачислить туда ребенка, не учитывая его желания и предрасположенности.
Вступительные экзамены перед школой
Некоторые школы сейчас проводят вступительные экзамены еще перед поступлением в первый класс. Но согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, государственные и муниципальные школы не имеют права проводить подобные испытания. Всех первоклассников должны принимать в школу на равных условиях.
По сути, учебное заведение может отказать кому-то не по результатам отбора, а только в случае, если там закончились свободные места.
Однако это правило не действует для «Эффективной начальной школы». Так как ее ученики проходят программу первого и второго класса за один год, обучение в ЭНШ становится сложнее и интенсивнее, чем в обычной начальной школе. Поэтому детей принимают туда по результатам собеседования, чтобы удостовериться, что все кандидаты точно справятся с нагрузкой и не будут испытывать лишний стресс.
В государственных школах же допускаются различные тестирования, которые позволяют определить, насколько ребенок готов к поступлению в школу и к нагрузке, которая ожидает его в конкретном месте. В рамках него психологи, педагоги и логопеды могут проверять речь, память, моторику и мышление маленьких «абитуриентов». Результаты собеседования не могут стать причиной, по которой ребенку откажут в обучении, они носят рекомендательный характер. Однако родители отмечают, что даже в государственной школе подобная беседа может перейти в ранг вступительных испытаний.
По такому же принципу общеобразовательные государственные школы не имеют права проводить вступительные экзамены в 5 класс. Это законно только в случае с частными и специализированными организациями или с профильными классами.
Вступительные в профильные классы или спецшколы
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, каждый регион самостоятельно определяет процедуру приема в школу, если в ней углубленно изучаются отдельные предметы. Под это описание как раз подходят профильные классы и спецшколы, где образование сфокусировано на конкретном направлении – например, на инженерном или естественно-научном.
Всего есть четыре главных направления для профильного образования:
- Гуманитарное. Там углубленно изучают литературу, историю и иностранные языки.
- Естественно-научное. Здесь упор делают на химию, биологию и экологию, а также – математику и иногда физику.
- Инженерное/технологическое. Оно подразумевает углубленное изучение физики, профильной математики и информатики.
- Социально-экономическое. В этом профиле особое внимание уделяют обществознанию, математике, географии и иностранным языкам.
В рамках общеобразовательной школы главным критерием являются результаты ОГЭ. В случае с частными или спецшколами конкурсный отбор обычно состоит из профильных тестов по отдельным предметам, иногда – собеседования и просмотра портфолио. Для музыкальных и художественных школ – из прослушивания и творческого задания.
Существуют, например, специализированные математические школы. Как правило, отбор в них проводится для выпускников шестых классов. Чтобы его пройти, нужно выполнить ряд математических заданий, которые определят, готов ли ребенок к углубленному изучению этой точной науки.
Вступительные в старшую школу
Вопрос профориентации приобретает особую важность у девятиклассников. Последние два года школы ученики обычно посвящают подготовке к ЕГЭ. Поэтому многие выбирают для продолжения учебы профильные классы или школы при университетах (например, Лицей НИУ ВШЭ или СУНЦ МГУ).
Конкурсный отбор в виде профильных тестов и собеседований в такие учебные заведения не нарушает Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», так как в них ребята углубленно изучают ряд предметов. В случае с общеобразовательными школами же требуется набрать пороговые баллы на ОГЭ, чтобы продолжить обучение в старшей школе.
Входная и итоговая контрольная – это не вступительное испытание
Школы зачастую проводят входные и итоговые контрольные. Однако они не относятся ко вступительным испытаниям. Это диагностика знаний, а не отбор детей в то или иное учебное заведение.
Такие работы нужны, чтобы учитель мог понять, какие темы класс усвоил, а какие стоит доработать. Ученикам это помогает осознать «пробелы» в полученном материале, а родителям – получить обратную связь об обучении ребенка.
Диагностики и пробники не могут быть вступительными
Регулярные диагностики проводит, например, Московский центр качества образования. Их результаты ни на что не влияют для учеников, однако помогают понять, какие темы нужно подтянуть.
К подобному промежуточному контролю можно отнести и пробные экзамены в средней и старшей школах. С помощью них ученики отслеживают свою готовность к ОГЭ или ЕГЭ, а учителя корректируют учебный план, чтобы уделить больше внимания не усвоенному материалу.
Подводим итоги
Таким образом, вступительные экзамены в первый и пятый класс законны, только если это частная школа. Зачисление в государственные школы проводится не на равных условиях в том случае, когда Федеральным законом ребенку предоставлены особые права при приеме на обучение.
В средней и старшей школах допускаются вступительные испытания в специализированных учебных заведениях или в профильных классах. Промежуточные диагностики и пробники в школьное время не влияют на зачисление в следующий класс, а лишь демонстрируют уровень знаний.
Но если ребенку все же предстоит сдавать вступительные в школе, не стоит их бояться. Они существуют не первое десятилетие, а созданы, в первую очередь, чтобы убедиться, что ученик не будет отставать от других ребят и лишний раз переживать.