Ребенок долго делает уроки. Как помочь?

домашнее задание
стресс
12.03.2024
Дарья Архипкина
Педагог, преподаватель русского языка

В этой статье:

Как хорошо, придя домой после долгого рабочего дня, налить себе чашечку чая и сесть в уютное кресло, прихватив интересную книгу! Или всей семьей отправиться на прогулку в парк… Или даже пойти в кино на премьеру фильма с любимым актером! Вечер - прекрасное время для отдыха и расслабления. Но что делать, если ребенок, вернувшись из школы, не может позволить себе ни знакомство с новыми литературными героями, ни отдых на свежем воздухе, ни просмотр фильма, потому что все его время занято выполнением домашнего задания? Это стресс как для самого школьника, так и для родителей, необходимость бесконечно откладывать семейные походы куда бы то ни было, а главное - накапливающаяся усталость, не сулящая ничего хорошего.


Почему ребенок долго сидит за уроками


Проблемы с вниманием


Одной из самых распространенных причин возникновения у ребенка трудностей с выполнением домашнего задания является недостаточная развитость памяти и внимания. Казалось бы, разве эти механизмы не развиваются сами собой в процессе игры, знакомства с окружающим миром, общения со сверстниками и взрослыми? Безусловно, это так. Однако, к сожалению, при столкновении ребенка с более трудными, требующими усидчивости, прилежания и умения концентрироваться школьными заданиями, этого может оказаться недостаточно.



Трудности с самодисциплиной


Другой причиной, по которой школьник долго и с неохотой выполняет домашнее задание, может стать отсутствие у него навыков самодисциплины. Представим ситуацию, в которой ребенок с раннего детства знает, что игрушки за собой убирать не надо - это сделает заботливая бабушка, пока он займется чем-нибудь поинтересней, мыть посуду после еды тоже не надо - это сделает любящая мама, как только вернется с работы, относить грязные вещи в корзину для белья - уж тем более лишнее, это запросто сделает папа во время воскресной уборки! Такой ребенок, получив в школе задание на дом, вполне закономерно решит, что и эту тяжелую и не всегда интересную работу за него сделает кто-нибудь другой, а он тем временем найдет себе дело попроще и поприятнее.


Другая ситуация - ребенок тянется к скалке, желая помочь старшим с готовкой, а в ответ слышит: “Не трогай! Ты все испортишь, давай лучше мы сами!”, ребенок примеряет новый, пускай слегка забавный, зато собранный самостоятельно наряд, а ему говорят: “Ну на кого ты похож! Куда ты в этом собрался?”, ребенок проявляет интерес, например, к роликовым конькам, а родители реагируют на это словами: “Ты что?! Упадешь и разобьешь колени, никаких коньков!” Что из всего этого выносит ребенок? Мысль о том, что у него ничего не получится. Еще ни разу не попробовав, ребенок уверяется в том, что он недостаточно хорош. Безусловно, неумение сталкиваться с трудностями, неуверенность в собственных силах повлияют и на успеваемость в школе.


Слишком трудная программа


Важно помнить, что все люди разные. Кому-то лучше даются точные науки, кому-то - гуманитарные. Кто-то с радостью проводит часы за чтением книг, а кто-то предпочтет этому спорт и физическую активность. Кто-то добивается успехов в художественном творчестве, а кому-то ближе и роднее прикладное мастерство. Подбирая школу для своего ребенка, обязательно обратите внимание на его интересы и склонности. Не стоит пытаться “сделать” из своего ребенка математического гения и отдавать его в гимназию с соответствующим уклоном, если ему ближе, например, рисование или художественная гимнастика. Высока вероятность того, что выбранная без учета склонностей ребенка программа не только не вызовет у него интереса, но и окажется для него слишком сложна, а следовательно, вызовет большие трудности.


Особенности темперамента


Немаловажную роль в процессе привыкания к учебе в школе играет темперамент ребенка. Принято считать, что легче всего эта перемена в жизни будет принята сангвиниками - людьми общительными, оптимистичными и деятельными. Тем не менее, необходимо помнить, что все хорошо в меру, и излишняя активность может встать на пути у успешной учебы, требующей умения спокойно и вдумчиво подходить к занятиям, концентрировать свое внимание на определенной задаче и не отвлекаться по пустякам. Холерики, согласно исследованиям, обладают высокой работоспособностью, однако подвержены частым и внезапным переменам настроения и эмоциональной несдержанности, что может помешать их работе как в школьном коллективе, так и дома. Флегматики и меланхолики - те, кому смена обстановки дается труднее всего. Первым комфортнее всего работать в неспешном, размеренном ритме, они хорошо фокусируются на задаче, но с большим трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Обилие новых впечатлений и необходимость успевать за школьным ритмом могут сбить их с толку. Вторым присуща излишняя чувствительность и впечатлительность. Ранимый ребенок может болезненно переживать даже мелкие неудачи, неадекватно реагировать на замечания преподавателя, расстраиваться и даже бояться приступать к выполнению заданий, опасаясь сделать ошибку.


Школьная дезадаптация


Иными словами, процесс адаптации к новой жизненной ситуации ни для кого не проходит бесследно. Одного ребенка может захватить поток новой информации, новых знакомств, новых впечатлений, заставив отнестись к школе несерьезно, как к увлекательной игре, в которой слишком много всего интересного, чтобы тратить время на долгие уроки, сложные упражнения и скрупулезную работу. На другого школа может оказать впечатление тягостное и гнетущее - незнакомый коллектив, непривычное расписание, необходимость четко следовать правилам могут напугать ученика и заставить его всеми доступными способами избегать всего, что напоминает об уроках.



Прокрастинация


Серьезным последствием отрицательной реакции на новое окружение и правила может стать прокрастинация, которая, согласно мнению экспертов, имеет под собой несколько причин. Первая - это неумение рассчитывать свое время и здраво оценивать объем работ. Человек, отложивший дела, которые, как ему казалось, не займут много времени, на последний момент, испытывает стресс, наконец столкнувшись с последствием своего опрометчивого решения, что может привести к появлению второй причины возникновения прокрастинации, а именно - негативному отношение к заданию, которое необходимо выполнить. Та работа, которая не доставила бы проблем, будь она начата в срок, теперь выглядит для человека чрезмерно объемной, практически неподъемной, отчего желание избежать ее только усиливается, загоняя человека в капкан.


Плохое самочувствие


Наконец, причиной, затягивающей выполнение домашнего задания, может стать плохое самочувствие школьника. Если ребенок выглядит непривычно бледным или наоборот краснеет, излишне суетится или засыпает на ходу, стоит узнать у него, не беспокоит ли его головокружение или головная боль, измерить давление, температуру, при необходимости - дать лекарство, и, конечно же, позволить ребенку отдохнуть. К урокам стоит возвращаться только тогда, когда ребенок почувствует себя лучше. Даже в случае, если из-за проблем со здоровьем времени на домашнее задание в этот вечер не останется вовсе - всегда можно связаться с педагогом и предупредить его о том, что ученик восполнит пробел позже.


Если подобная ситуация складывается единожды - повода для паники еще нет, однако в случае, если проблемы со здоровьем ребенка носят систематический характер, - необходимо обратиться к врачу.


Возможные последствия


Отсутствие свободного времени


Если весь вечер ребенка занят выполнением домашнего задания - у него может совершенно не оставаться времени и сил на другие (не менее важные!) занятия. 


Например, игры. Те, кто относится к ним как к пустой трате времени серьезно заблуждаются. Необходимо помнить, что игра - это неотъемлемая составляющая процесса развития. Игра в простой и веселой форме развивает у ребенка творческую активность и инициативность, воображение и память, формирует с одной стороны такие важные навыки общения, как доброжелательность, чуткость и терпение, с другой - навык здорового соперничества, умение постоять за себя, отстоять свое мнение, умение проигрывать и не менее важное умение выигрывать.


Засиживаясь за уроками до позднего вечера, ребенок, безусловно, лишается возможности проводить свободное время на улице. Помня про опасность долгого пребывания на открытом солнце, мы, тем не менее, не можем отрицать ту пользу, которую приносит любому организму, а уж тем более детскому, прогулка на свежем воздухе. К тому же, любой выход из дома - это возможность для ребенка познакомиться с новыми людьми, найти друзей, побывать там, где раньше не доводилось, и сделать, пусть маленькое, детское, но такое важное открытие!


Помимо этого, ребенок, который посвящает долгие часы выполнению домашнего задания, вряд ли имеет много времени на хобби. Но как ребенку в таком случае найти себя, понять, что ему близко и интересно? Детство - самое подходящее время для того, чтобы пробовать новое - может, он увлечется лепкой из глины и в будущем станет великим скульптором, может, заинтересуется садоводством и через несколько лет выведет новый, невиданный доселе сорт цветов, а может, обнаружит в себе страсть к пению и когда-нибудь взойдет на подмостки театра Ла Скала? Но чтобы пробовать, ошибаться и пробовать снова, ему нужно время, а значит, с домашним заданием необходимо разобраться побыстрей.


К тому же, важно помнить, что знания могут быть получены далеко не только из школьных учебников. Разве расскажут в школе, чем брахиозавр отличался от бронтозавра? Что ела на обед Клеопатра? И кто такие ксолоитцкуинтли? Книги, фильмы, а в наше время и подкасты или блоги в интернете могут стать источниками ценной информации для ребенка, выходящей за пределы школьной программы, расширяющей его кругозор, открывающей для него новые горизонты. Библиотеки, телевидение и глобальная сеть позволяет юным исследователям получать ответы на самые неожиданные “почему”, “где” и “как”, вот только на знакомство с этими ответами ребенку, опять же, нужно свободное время.


Наконец, особенно опасной ситуация становится, если долгое выполнение домашнего задания влияет на сон ребенка. Ранние подъемы вкупе с поздним отходом ко сну ведут к недосыпанию, а оно в свою очередь наносит непоправимый вред здоровью - как физическому, так и ментальному. Постоянный недостаток сна, отдыха, развлечений и физической активности могут повлечь за собой такие серьезные последствия, как появление у ребенка синдрома хронической усталости, который включает в себя непреходящее ощущение упадка сил и быстрое переутомление. Это состояние невозможно исправить даже крепким сном или продолжительным отдыхом, и экспертами оно классифицируется как болезнь. Такие пагубные последствия следует предотвращать всеми доступными способами, в ином случае разобраться с ними без помощи специалистов будет крайне сложно.



Снижение успеваемости


Усталость, безусловно, негативно влияет на успеваемость (вспомните себя в конце рабочего дня!). Ребенок хуже запоминает материал, становится рассеянным и невнимательным, задания выполняются “механически”, а какие-то и вовсе могут оказаться пропущены. Ребенок может забыть о задании, “утонув” в, как ему кажется, нескончаемом море уроков, может просто не успеть сделать что-то, а может и начать намеренно скрывать часть заданий от родителей в надежде таким нехитрым и нечестным способом уменьшить собственную нагрузку. Все это, конечно же, отразится на его успехах в школе, и плохие оценки станут далеко не самым печальным последствием - гораздо хуже то, что не усвоив базу, ребенок не сможет разобраться и в дальнейшем материале, как говорится, “поплывет”.


Потеря интереса к обучению


Закономерным итогом снижения успеваемости станет снижение и интереса к учебе. Отстав от сверстников, ребенок может начать стесняться своих ошибок, может даже решить, что он чем-то “хуже” других (тут кажется уместным напомнить, что во избежание появления подобных мыслей не стоит сравнивать ребенка с другими даже в том случае, если он делает успехи. Гораздо лучше сравнить его нынешние результаты с предыдущими, обратить внимание на тот прогресс, который он сделал, на все, чего он достиг). Школьная программа может начать казаться ребенку неоправданно сложной, а постоянные неудачи, вместо того чтобы мотивировать, приведут к желанию вовсе перестать пытаться и сдаться.


Как помочь тратить меньше времени на домашнее задание


Режим


Как уже было сказано ранее, привыкание школьника к новому распорядку - процесс небыстрый и достаточно трудоемкий. Помочь ему освоиться может четкий и стабильный режим дня. Родителям вместе с ребенком стоит составить план на день, учитывающий как время на выполнение домашнего задания (лучше, если оно будет фиксированным, при этом достаточным для вдумчивого и неспешного усвоения материала), так и время на отдых, прогулки и игры. Это поможет школьнику научиться более грамотно распределять свое время, превратит занятия из тяжелой обязанности в полезную привычку, привьет ребенку осознание необходимости выполнения поставленных задач, а также напомнит ему, о том, сколько полезного и интересного он сможет сделать за день, если будет четко следовать установленному графику.


Достаточно времени на отдых


Нельзя забывать о том, что баланс работы и отдыха очень важен! Неспроста в школе у детей есть перемены. Небольшие десятиминутные перерывы ребенку желательно делать каждые полчаса и во время выполнения домашнего задания. Разминка рук или зарядка для глаз помогут школьнику ненадолго переключить внимание, расслабиться и набраться сил для продолжения работы, позволяя ему при этом улучшить свое физическое состояние.


Тренировка концентрации


Тренировать память, внимание и умение концентрироваться никогда не поздно! Перед началом работы можно выполнить с ребенком несколько небольших упражнений для развития усидчивости, например, предложить ему запомнить ряд предметов, а после убрать один и попросить ребенка назвать исчезнувшую вещь. Или выучить с ребенком стихотворение, а после намеренно рассказать его с ошибками, давая школьнику возможность заметить их и исправить. Такие разминки, представленные в формате игры, не только поднимут настроение и родителям, и ребенку, но и помогут ему настроиться на учебу. 


Воспитание самодисциплины


Важно позволять ребенку самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Пусть школьник сам “нащупает” свой ритм при составлении распорядка дня (его всегда можно скорректировать в случае неудачи!), пусть сам соберется в школу, пусть сам попробует разобраться в сложной теме. Личный пример родителей станет для него лучшим пособием.


Необходимо привить ребенку мысль, что ошибка сама по себе не страшна - нужно только уметь ее признавать и исправлять. Конечно, необходимо всегда быть готовым подстраховать его и помочь справиться с трудностями, но если ребенок никогда не научится ошибаться - он никогда не научится и поступать правильно. Не страшно, если у него не получится с первого раза - школьная пора - пора учебы, а научиться чему-то, ни разу не оступившись, невозможно.  



Помощь с адаптацией


При трудностях с адаптацией в новой среде можно обратиться за советом к педагогу ребенка. Именно он видит, как школьник общается со сверстниками, как преодолевает трудности, когда родителей нет рядом, как ведет себя на переменах и как занимается на уроках. Именно учитель может посоветовать, как помочь ребенку влиться в коллектив и освоиться.


Если этого окажется недостаточно - стоит поговорить со школьным психологом. Этот специалист подскажет, какие личностные, семейные или школьные факторы могут негативно влиять на учебу, объяснит, как можно исправить сложившуюся ситуацию, а при необходимости даже позанимается с ребенком индивидуально, чтобы помочь устранить проблемы с обучением.


Помощь с программой


При возникновении у ребенка трудностей с освоением программы - можно обратиться за помощью к репетиторам - как очно, так и онлайн. Психологи делят людей на, так называемых, визуалов, аудиалов и кинестетиков. Основано это деление на том, в каком формате людям легче всего усваивать новые сведения. Школьные учителя стараются найти индивидуальный подход к каждому ученику, но при работе в большой аудитории, в ограниченное время урока это бывает трудно.  


Если ребенок визуал, ему может понадобиться больше иллюстративного материала, чем учитель имеет возможность продемонстрировать на уроке, поскольку именно зрительная память является сильной стороной визуалов. 


Если школьник принадлежит к аудиалам - ему важно как можно больше информации воспринимать на слух, и тот же материал, который показался ребенку запутанным и сложным после прочтения параграфа в учебнике, запомнится и найдет применение гораздо быстрее, если педагог объяснит его вслух


Наконец, для кинестетиков основным способом знакомства с окружающим миром является тактильный, но далеко не все в школьной программе можно “потрогать”, а значит, такому ребенку может потребоваться дополнительное время для усвоения информации


Важно, чтобы репетитор не просто выполнял домашнее задание вместо школьника, а помогал осваивать новую информацию, позволяя ребенку самостоятельно применять новые знания на практике.


Как помочь подростку с самоорганизацией

Ежедневник


Палочкой-выручалочкой для ребенка и родителей может стать ежедневник. Его можно вести в традиционном бумажном или электронном виде. Список дел позволит ничего не забыть и грамотно распланировать время. К тому же, отмечая уже выполненные дела, ребенок будет испытывать удовлетворение и гордость, видя, как продуктивно и интересно он провел свой день!


Расписание на день


 Расписание на день выработает у ребенка привычку вставать и ложиться в одно и то же время, привьет уважение как к труду, так и к отдыху, научит не тратить время впустую.


Позволить самому нести ответственность


Наконец, нарушение установленного порядка повлечет за собой последствия, которые ребенок со временем должен научиться предвидеть. Например, если вместо того, чтобы сесть за уроки вовремя, школьник предпочел сначала посмотреть по телевизору передачу про акул, а лишь потом приняться за задания, то из-за этого у него совершенно не осталось времени на прогулку. Стоит позволить школьнику самостоятельно решить, стоила ли того интересная программа? Если учеба от этого не пострадала, а школьник нисколько не расстроился из-за пропущенной прогулки - почему бы не позволить ему иногда слегка менять свое расписание? Если же ребенок решил сначала посмотреть телевизор, а после отправился гулять с друзьями, “вычеркнув” таким образом из своего расписания время, заложенное на выполнение домашнего задания, нетрудно предположить, что трудности, с которыми он вскоре столкнется в школе, научат его правильно расставлять приоритеты.


Боремся с прокрастинацией


А что же все-таки такое прокрастинация? В психологии она определяется как склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел на потом. Безусловно, подобное деструктивное поведение приводит к тревоге и стрессу, но к счастью, с ним можно бороться. И чтобы начать борьбу, необходимо разобраться с причиной появления этой вредной привычки.


Если причина заключается в недостаточной мотивации - необходимо обсудить с ребенком, зачем ему вообще нужно заниматься уроками дома, обратить его внимание на тот прогресс, который он делает, прилежно выучивая и отрабатывая новый материал. Но не стоит превращать этот разговор в нотацию - гораздо лучше постараться заинтересовать школьника, например, представив упражнения, заданные на дом, как ряд заданий в квесте или игре, награда за победу в которой - отличная оценка на уроке.


Когда причиной прокрастинации становится страх неудачи, важно объяснить школьнику, что учеба невозможна без трудностей, и ошибка, допущенная в школьной тетради - это признак не провала, а попытки, признак того, что человек работал, думал и старался. И пусть сегодня его результат не так хорош, как хотелось бы, зато в следующий раз он, наученный опытом, выполнит задание правильнее и увереннее.


Иногда прокрастинация проистекает из чувства перегрузки. Если времени на отдых человеку не хватает - он начинает “выкраивать” его за счет других занятий. В ситуации, когда школьник постоянно жалуется на усталость - стоит не клеймить его лентяем, а прислушаться к его словам и вместе с ребенком постараться решить эту проблему.


Наконец, неумение верно оценивать объем работы - частая причина откладывания дел на потом. Нужно научить ребенка всегда закладывать время “с запасом” и приступать к важным задачам как можно скорее. Ведь если задание и правда окажется простым - школьник раньше освободится и сможет отдохнуть с чувством выполненного долга, а если над упражнением придется хорошенько поразмыслить - ребенок сможет позволить себе вдумчиво и без спешки разобраться в вопросе.



Трудности с выполнением домашнего задания - серьезное препятствие на пути ребенка к успеху в школьной деятельности. Серьезное, но отнюдь не непреодолимое! Безусловно, не каждому удается без труда влиться в новый коллектив, привыкнуть к новым правилам, найти свое место в бурном океане школьной жизни. И в этом случае в первую очередь необходимо дать ребенку время на адаптацию, не подгонять его, позволить самостоятельно исследовать и изучить новую среду. Даже если у школьника возникнут проблемы - не стоит паниковать! Вместо этого необходимо присмотреться к ребенку, обсудить с ним то, что его беспокоит, вместе определить причины появления трудностей, а затем спокойно и планомерно приступить к их решению. Предложите ребенку самому найти выход из ситуации, попробуйте разные способы борьбы с затягиванием выполнения домашнего задания и помните, что школьная пора - время учебы не только для ребенка, но и для родителей, а значит, не страшно ошибиться, главное - суметь увидеть ошибку и исправить ее, не страшно не знать, что делать - всегда можно обратиться за помощью к специалистам, если кажется, что дело не движется с места и не страшно пробовать новое, изучать и искать - если наградой за труды станет счастливое детство школьника и спокойствие его семьи.

435