Как выдержать экзамены? И не сдуться

01.06.2021
Наталья Смелова
Тьютор, наставник программы "Система выбор" MAXIMUM EDUCATION
1x
00:00
00:00

Психолог Наталья Смелова рассказывает Анне Царевой о том, как не сломаться в экзаменационный период.


Подростку пока сложно ответить на вопрос, как грамотно распределить ресурсы, чтобы после экзамена остались силы жить дальше. Между тем, это достаточно важно, потому что по жизни на такой вопрос подростку придется искать ответ часто. Поэтому, готовясь к ЕГЭ, он уже сейчас учится понимать себя, распоряжаться своими силами так, чтобы в итоге не сдуться. 


Спринтеры и стайеры: индивидуальный психологический профиль


В спорте есть люди, которым лучше даются забеги на короткие дистанции - спринтеры, а есть те, кто предпочитает длинные марафоны на выносливость - стайеры. Так происходит и в обучении: кто-то предпочитает бежать короткую дистанцию - приложить максимальные усилия на короткий промежуток времени, а потом восстанавливаться, подросток так привык, ему это удобно; кому-то предпочтительнее, наоборот, преодолевать дистанцию длинную, но делать это постепенно, таким подросток необходимо начать подготовку к экзамену заранее, подчиняя свой день определенному распорядку. Чтобы подготовка была максимально эффективной и не очень энергозатратной, необходимо понять, какой стиль обучения ближе. 



Помогите ребенку определить свой профиль


Выпускник уже может это проанализировать, основываясь на опыте подготовки к различным проверочным и контрольным работам или ОГЭ. Чтобы верно определить это, необходимо наблюдать за собой: насколько легко дается интенсивная подготовка, удовлетворяет ли результат после. На самом деле, учеников-спринтеров довольно мало, а интенсивно “бегут” на короткие дистанции они из-за того, что на данный момент у них слабо развиты навыки, которые носят название soft-skills. К ним относится тайм-менеджмент, правильная постановка целей, расстановка приоритетов. В настоящее время владение этими навыками очень облегчает жизнь, при этом им не надо специально обучаться у психолога или коуча. Для этого разработаны специальные приложения, которые легко устанавливаются на любой телефон. Существуют приложения, помогающие расставить приоритеты, понять свой тип памяти, осознать, что мотивирует к деятельности - иными словами, с помощью этих приложений подросток может лучше узнать себя и использовать все имеющиеся ресурсы.


Как помочь ребенку сохранить работоспособность на экзаменах


Родителям не стоит забывать, что подготовка к экзаменам не стоит того, чтобы терять контакт с подростком, рисковать по неосторожности испортить отношения. ЕГЭ закончится, а восстановить прежние теплые доверительные отношения будет трудно. Родитель старается поддержать ребенка, повышать его самооценку. Можно предложить завести дневник благодарности, в который подросток каждый день будет записывать, за что он говорит себе “спасибо”. Родитель может принимать в этом участие, задавать наводящие вопросы, особенно если у ребенка был тяжелый день и он не знает, за что себя благодарить. Кроме того, это отличный способ просто пообщаться с ребенком, побыть рядом с ним, подарить ему положительные эмоции. 





Стоит ли отказываться от отдыха в период экзаменов?


Экзамен - не повод отказываться от жизни, откладывать ее на потом. Конечно, расставляя приоритеты в период подготовки, подростку приходится сокращать время, отведенное для развлечений, и в этом вопросе необходима честность прежде всего перед собой. Нужно иметь смелость признать: если сейчас вместо решения заданий по математике я уйду гулять, то вместо заложенных на обучение трех часов я потрачу на предмет всего час, а это существенно снизит вероятность успешной сдачи экзамена. Так ребенок учится быть ответственным перед самим собой за собственный успех. 



Что делать, если ребенок нервничает из-за экзаменов?


Родителям надо учитывать, что самооценка ребенка в трудный период бывает нестабильной, поэтому, если у подростка отмечаются срывы, с ним нужно говорить не на языке советов или критики, а на языке потребностей и чувств. Например, если подросток психует и говорит, что совершенно точно никогда не сдаст экзамен, не поддаваться соблазну дать ему еще больше советов по подготовке, а сказать: “Ты устал, я это чувствую. Ты готовился несколько дней подряд, много запоминал. Я вижу, как непросто тебе это дается, накопилась усталость”. То есть вместо советов родитель просто делится наблюдениями и тем самым дает понять подростку: “Я здесь, я тебя вижу”. Иногда имеет смысл поделиться с подростком собственным опытом преодоления дистанций, это способствует установлению доброжелательного диалога. Самое главное, самим родителям сохранять спокойствие, не поддаваться панике, запасаться эмоциональным ресурсом.


Как родителю справиться с тревогой и стрессом во время экзаменов?


Конечно, родители вне дома тоже постоянно сталкиваются со стрессовыми ситуациями. В первую очередь это происходит на работе. Чтобы сохранить эмоциональный ресурс, нужно ответить на вопрос: что у меня в приоритете? Работа или доверительные отношения с подростком? И если важнее второе, то надо распределять ресурсы именно так, чтобы общение с подростком выходило на первый план. Конечно, это не всегда, приоритеты должны быть гибкими, но именно на период экзамена в фокусе оказывается именно состояние подростка. 


Если родитель умеет грамотно расставлять приоритеты, то на его примере этому обучится и подросток. Быть рядом - самая главная вещь, которую мы можем сделать для ребенка.