Типичные учительские манипуляции: как распознать и не поддаться

10.08.2023
Елена Щербинина
Журналист, учитель английского языка

Соглашаясь с учителем, выполняя его рекомендации и приказы, ребенок и родитель иногда чувствуют внутренний протест или раздражение. Причиной негативного чувства может быть учительская манипуляция. Почему учителя иногда манипулируют, как распознать манипуляцию и соблюсти свои интересы - рассказываем в этой статье.


Что такое манипуляция?


Простыми словами манипулировать - это вынуждать человека действовать против собственных интересов, но, вроде как, по доброй воле. Цель манипулятора - получить выгоду для себя.


Манипуляция отличается от прямого давления,угрозы или шантажа тем, что человек не просто признает “ну, против лома нет приема”, а считает, что стороны “договорились” и “пришли к консенсусу”.


Манипулятор обставляет ситуацию так, что объекту манипуляции приходится убедить, что он принял самостоятельное решение, которое ему выгодно. Хотя на самом деле это не так. Просто он избегает внутренней угрозы или проблемы, мысль о которой ему в голову заронил манипулятор.


Почему учителя манипулируют?


Учителя применяют манипуляции по разным причинам:

  • хотят выглядеть хорошими в собственных глазах;
  • не имеют возможности применить открытое давление;
  • хотят избежать осуждения общества.


Главная причина учительских манипуляций в том, что часто в их интересах получить тот результат от ребенка, который самому ребенку не нужен. Причина может крыться и в недостатке опыта у ребенка - он сам не понимает, что важно для его будущего. Но бывает и так, что пользы для ребенка нет, а учителю нужно изменить его поведение, чтобы решить какие-либо свои проблемы: успеваемость или дисциплина в классе, участие ребенка в мероприятиях и т.п.


Учитель является авторитетом, у него есть возможность надавить и потребовать что-то от семьи и ребенка. Но открытое давление часто приводит к конфликтам и жалобам. И тогда в ход идут манипуляции.

 

Цели учителя-манипулятора в основном сводятся к тому, чтобы сохранить контроль и облегчить себе работу. Не обязательно речь о скрытом злодее или лентяе. Возможно, интенсивный учебный план, постоянная проверка домашних заданий и необходимость успокаивать класс становится слишком большой нагрузкой для педагога. А манипулировать всегда проще, чем обсуждать, объяснять, находить подход и договариваться. 



Как учителя манипулируют детьми?


Манипуляции при помощи оценок


Оценки за МЦКО выставляются по заранее известной шкале. Но учительская оценка за многие другие формы работы может во многом зависеть от его воли. Разрешить пересдать, поощрить за старание - многие учителя не имеют ясной и прозрачной системы оценивания.


Большинство детей стремятся получать хорошие оценки, чтобы избежать конфликтов дома или если осознанно хотят получить хороший аттестат. Поэтому учитель может использовать оценки для манипуляции.


Если система оценок ясна и однозначна, то плохая оценка за знания - это не способ манипуляции, а открытое послание. А вот когда дети наблюдают, что оценку завышают за хорошее поведение, помощь в классе или своеобразное общение, они как бы сами принимают решение подстроиться под невысказанные пожелания учителя.


Каким интересам ребенка это противоречит? Нечестное оценивание знаний ребенка искажает его систему ценностей и самооценку. А жизненный урок “добиться чего-то ценного можно будучи удобным” может сыграть злую шутку в будущем.


Манипуляции при помощи эмоций и отношений


Многим детям льстит особое внимание учителя и особый статус в классе. Очень часто учителя добиваются нужного поведения от детей, выделяя их. Например, ответственной девочке могут сказать, что она взрослая и сознательная, поэтому наравне с учителем будет поддерживать дисциплину в классе.


Изображая человеческие отношения с учеником, учитель может добиваться доносов на одноклассников, чтобы быть в курсе.


Каким интересам ребенка это противоречит? Часто приближенные к учителю дети становятся изгоями среди сверстников. Это нарушает их интересы иметь друзей в классе.

Манипулятивные приемы в социальной группе


Учителя свой опыт работы с группами детей и подростков могут использовать, чтобы манипулировать не одним ребенком, а всем классом.


Высмеивание одного ребенка заставляет других детей бояться, что они попадут на это место и будут осмеяны. Большинство детей предпочтут смеяться над другим и поддерживать травлю.


Наказать весь класс за проступок одного ребенка - это также манипуляция, при помощи которой учитель подталкивает детей к тому, чтобы они самостоятельно в коллективе следили за дисциплиной и наказывали друг друга. Хотя на самом деле, это работа ответственного взрослого.

Как учителя манипулируют родителями?


Подавляющее большинство родителей хотят, чтобы ребенка не обижали в школе, ставили хорошие оценки и поддерживали его мотивацию. Также родители всегда желают ребенку успеха в будущем и боятся его провалов и несчастий. Многие родители испытывают неуверенность в своем авторитете, особенно когда ребенок входит в трудный подростковый возраст.


Затрагивая эти больные темы, учитель может манипулировать родителями.


Например, пресекать их руками нежелательное поведение ребенка в школе. Многим родителям намекают на то, что они не справляются с родительскими обязанностями, чтобы они повлияли на ребенка.


В чем тут манипуляция? Расстроенный и уязвленный родитель может после такого разговора нарушить доверительные отношения в семье. Возможно, ребенок и будет лучше вести себя в школе, но это не главный его интерес.


Учитель может приводить примеры выпускников, которые делали то, что от них требовалось, и добились успеха. А те, кто сопротивлялись, пошли по кривой дорожке.


В чем тут манипуляция? Ваш ребенок точно не такой же человек, как упоминаемый выпускник. В рассказе учителя опущены многие дополнительные факторы, из-за которых “рецепт успеха” может не подойти вашей семье.


Для того, чтобы четко определить учительскую манипуляцию, задайте себе несколько вопросов:

  • После разговора с учителем мне захотелось так подействовать на ребенка, как я и не собирался?
  • Кто получит выгоду от изменений в поведении ребенка: учитель, родитель, ребенок?
  • Чувствую ли я себя плохим родителем после разговора с учителем?
  • Чувствую ли я вину и стыд после разговора с учителем?

Все это типичные признаки воздействия манипулятора.


Что делать, если учитель манипулирует ребенком?


Если у вас возникло ощущение, что ваш ребенок стал жертвой учительских манипуляций, нужно сделать несколько шагов.



Поговорите с ребенком


Важно понять, как он видит свои отношения с учителем и одноклассниками, какие чувства испытывает.


Если вам сложен такой разговор, обратитесь к психологу. Очень важно понять, действительно ли учитель воздействует на незрелые чувства и картину мира ребенка, нарушая его интересы и преследуя собственную выгоду.


Вполне возможно, ребенок стал объектом для манипуляций, потому что ему требуется помощь в развитии самооценки, умении устанавливать границы и добиваться авторитета у сверстников. В таком случае, необходимо работать над этим вместе со специалистом, чтобы избежать повторения подобного со стороны других людей.


Уверенность в себе и гарантия родительской поддержки - лучшая защита от манипуляций.


Поговорите с учителем


Выясните, как он видит свое взаимодействие с ребенком. И способен ли он к ясному и прямому общению.


Если вы почувствовали, что и вами пытаются манипулировать, велика вероятность того, что это типичное поведение данного учителя.


Попробуйте помочь учителя решить проблемы иным способом. Однако если он не признает наличие проблем, то эти усилия бессмысленны.


Если ваш ребенок достаточно силен, чтобы противодействовать манипуляциям, поддержите его. Если же ему сложно отказать взрослому, проговаривайте с ним такие ситуации, проясняйте его страхи, подсказывайте разные способы реакции на ситуацию. И при возникновении конфликта будьте на стороне ребенка.


Почему с манипуляциями бороться сложно?


Прямую угрозу и агрессию можно зафиксировать на видео и предъявить. А к учительским манипуляциям многие относятся терпимо и даже с пониманием. Да и что греха таить, сами не прочь применить этот способ в общении с близкими. И не только в качестве воображаемой серии турецкого сериала.


Обращение к администрации может быть отвергнуто, потому что нет действительно тревожных фактов о поведении учителя.


Обращение к родителям может не встретить той поддержки, на которую вы рассчитывали.

Как защититься от манипуляций?


Лучшая защита от школьных манипуляций - это:

  • уверенность ребенка в родительской поддержке;
  • доверительные отношения в семье;
  • уверенность родителя в собственных родительских компетенциях;
  • уверенность родителя в том, что он справится при необходимости с конфликтной ситуацией, сменой школы во благо ребенка и т.п.
  • критическое мышление и способность к рефлексии у родителя и ребенка.


О критическом мышлении мы не говорили раньше,. но именно эта функция помогает выявить манупуляцию и правильно отреагировать.


Например, если учитель говорит: “Ну, я смотрю ты белоручка, ты не справишься”, - критически мыслящий ребенок может ответить: “Я понимаю, что вы хотите, чтобы я убрался. Но я не хочу. Мне не обидно, что вы меня назвали белоручкой, потому что я знаю, что это неправда. Если вы хотите, чтобы я убрался, попросите напрямую, ведь я не обязан это делать. Я имею права отказаться, как бы вам это ни было неприятно”.


Умение простроить всю логическую цепочку целиком, отметить, где человек пытался воздействовать на эмоции - это одно из свойств критического мышления.



Учительские манипуляции - довольно распространенное явление. Управлять подростками в ситуации постоянного давления “сверху” - действительно сложно. Однако вы имеете полное право на прямые и честные отношения к ребенку и родителям в школе.


Повышайте самооценку и улучшайте критическое мышление, чтобы уверенно противостоять манипуляциям.

Листайте также
№1
06.09.2021
Что делать, если учитель невзлюбил ребенка?
№1
26.08.2021
Как уладить конфликт с классным руководителем