Что делать, если ребенку слишком много задают на дом

26.10.2023
Ирина Кочковая
Педагог, преподаватель русского языка MAXIMUM EDUCATION

Многие подростки (да и взрослые) говорят, что учеба в школе была бы легче и приятнее, если бы после занятий не приходилось делать уроки дома. Все понимают, что домашние задания - это необходимая часть учебного процесса, но иногда возмущение класса по объему заданных на дом уроков справедливо. Разбираемся, как понять, разумно ли задано домашнее задание и что делать, если дети не справляются с количеством заданий и упражнений.


Зачем в школе задают на дом


Когда педагог дает домашнее задание разумно, оно не только не вызывает затруднения, но наоборот - облегчает восприятие материала и даже мотивирует учиться.


  1. Это способ закрепить и запомнить пройденное на уроке. Школьные занятия длятся всего 40-45 минут. Этого недостаточно, чтобы и разобрать новую тему, и отработать ее так, чтобы она осталась в памяти надолго. Решить эту проблему можно только через выполнение домашних заданий.
  2. Ученик может проверить себя. На уроке иногда кажется, что тема несложная, и он давно все понял. Однако при выполнении домашней работы вдруг появляются вопросы. Ученик сможет задать их на следующий день учителю и таким образом восполнить пробелы.
  3. Это повышает мотивацию к учебе. Если уроков не очень много, ученик успешно с ними справляется, это вызывает чувство азарта: ученик понимает, что он способный, старательный, предмет легко ему дается, учитель его хвалит. Ему хочется так же успешно заниматься и дальше.

Что говорит закон о домашних заданиях


Школьная жизнь подростка должна строиться так, чтобы за отведенное время он достиг необходимого уровня образования, и при этом сохранил физическое и душевное здоровье. Поэтому учебный процесс регулируется нормами СанПин. Это касается и домашних заданий. Так, СанПин (п. 10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10) устанавливает следующие временные рамки для выполнения уроков дома:


  • для 2-3 классов - не больше полутора часов;
  • для 4-5-х - не больше двух часов;
  • для 6-8-х - не больше двух с половиной;
  • для старшеклассников - не больше трех с половиной часов;
  • первоклассники освобождаются от домашних заданий.


Конечно, многое остается на усмотрение школы и учителя - ведь учебное заведение может самостоятельно выбирать программу, по которой учиться, а учитель сам строит урок и в зависимости от его хода определяет домашнее задание. Тем не менее, соблюдение установленных норм важно, так как от них зависит здоровье и самочувствие детей.


Как понять, что учитель задал слишком много


Конечно, заданные на выполнение домашних заданий временные рамки условны. Не всегда, ориентируясь только на них, возможно определить, насколько оправдан объем уроков.


  1. Кто-то работает быстрее, кто-то медленнее. Один ученик легко решит все задачи по математике за пятнадцать минут, а другой провозится с ними полчаса. 
  2. Ученик может иметь систематические трудности с предметом. Из-за этого на выполнение заданий у него будет уходить больше времени, чем у остальных, и он может не уложиться в отведенные рамки.
  3. Ученик может не до конца понять тему на занятии и из-за этого долго возиться с уроками дома.


Из-за этих факторов подросток может делать домашнее задание дольше, чем положено по СанПин, но это не значит, что причина в чрезмерном объеме. Как же понять, что учитель “переборщил”?


  1. Уроки по предмету долго делает весь класс. 
  2. Объем домашней работы превышает объем классной.
  3. Ребенок не может объяснить, что класс делал на уроке, но при этом ему приходится делать много домашних заданий.


Чтобы иметь полную картину происходящего, можно пообщаться с другими родителями. Возможно, с похожими трудностями столкнулись и другие ученики. Тогда совместными усилиями можно будет искать решение.


Также разумно обратиться за бесплатной консультацией внешнего эксперта, чтобы понять, в чем причина того, что ребенок не справляется с домашним заданием.

Почему учителя много задают


Прежде чем предлагать какой-то план действий, необходимо понимать, почему учитель превысил оптимальный объем домашних заданий.


  1. Не успели сделать все задания на уроке. Учитель старается придерживаться намеченного учебного плана, поэтому, если вдруг на занятии класс не успевает закончить все запланированное, то недоделанное уйдет на дом.
  2. Наказание за нарушение дисциплины. Если дети хулиганили и в итоге сорвали урок, учитель может попытаться таким образом наказать класс.
  3. Учебный процесс недостаточно хорошо организован. Например, во время урока учитель часто отвлекается на посторонние темы, рассказывает истории из жизни, а весь материал отдает детям на самостоятельный разбор.


В первых двух случаях превышение объема заданий, как правило, одноразовое. Если же дети систематически подолгу сидят над предметом, это говорит о том, что учитель недостаточно эффективно построил ход урока и тогда требуется вмешательство со стороны.


Почему нельзя злоупотреблять домашними заданиями


Какова бы ни была мотивация педагога, систематическое превышение объема уроков ведет к серьезным неприятным последствиям, среди которых - хронический недосып. Он в свою очередь рождает много проблем.


  1. Снижается иммунитет. Ребенку необходимо спать достаточное количество часов, иначе у него начинаются проблемы со здоровьем - он чаще подвергается простудным и вирусным заболеваниям. 
  2. Страдает внимание. У невыспавшегося подростка нет сил сконцентрироваться и слушать учителя, из-за чего он упускает объяснения. Страдает успеваемость, и, чтобы наверстать, ребенок вынужден дома учить все заново, тратя больше времени, чем нужно. Получается порочный круг.
  3. Слабеет мотивация учиться. Подростку перестает нравиться и сам предмет, и учеба в целом, даже если раньше он ходил в школу охотно.


Что делать родителю, если учитель много задал


Если ребенок систематически не справляется с количеством домашних заданий, родителю бывает необходимо вмешаться.


  1. Пообщаться с другими родителями, чтобы понять: если такая проблема есть у всего класса, коллективно решать ее будет эффективнее.
  2. Спокойно поговорить с учителем. Лучше обратиться к педагогу группой родителей, потому что если это сделает один человек, то учитель может посчитать, что дело не в нагрузке, а в непонимании предмета конкретным подростком. Важно: говорить с преподавателем надо корректно. Мы обучаем этому в бесплатном боте в телеграм.
  3. В интересах учителя сделать учебный процесс комфортным для детей, поэтому он обязательно прислушается к жалобам. 
  4. Обратиться к классному руководителю. Если учитель по какой-то причине не предпринял меры после коллективного обращения родителей, и объем домашней работы не уменьшился, стоит поговорить с классным руководителем, чтобы он сам пообщался с педагогом-предметником.
  5. Обратиться в администрацию школы, ссылаясь на нормы СанПин. Если же и после разговора с классным руководителем ничего не изменилось, родители могут идти напрямую к завучу или даже к директору с просьбой повлиять на ситуацию, потому что школьная нагрузка не должна вредить здоровью детей.


Конечно, качественное обучение без домашних заданий представить сложно. Однако во всем важно соблюдать меру: разумный объем уроков действительно позволяет закрепить пройденный материал, но нагрузка должна быть посильной.

Листайте также
№1
06.09.2021
Что делать, если учитель невзлюбил ребенка?
№1
26.08.2021
Как уладить конфликт с классным руководителем