Как помочь школьнику с математикой

26.07.2022
Елена Щербинина
Журналист, учитель английского языка

“Мой ребенок - чистый гуманитарий, с математикой у него сплошные проблемы”, - часто вздыхают родители, когда школьник в очередной раз не может сладить с числами. Конечно, не всем суждено стать великими математиками, однако зачастую корень проблемы кроется не в способностях ребенка, а в отсутствии интереса к предмету. Разбираемся, как научить школьника любить точные науки и помочь правильно решать даже самые “заковыристые” задачи.

Как увлечь ребёнка математикой?


Для начала необходимо понять, что в целом может заинтересовать человека. Почему, например, смешные рассказы или компьютерная игра увлекают ребенка, а уравнения он решает без энтузиазма? 

Основная причина проблемы - превращение учебного процесса в трудовую повинность. Ни родители дома, ни учителя в школе не заставляют читать комиксы, а фразу “Не решишь задачу - не пойдешь гулять/не получишь подарок на день рождения” подростки слышат достаточно часто. Эта тактика неправильна: “обязаловка” никогда не сможет заинтересовать.


Вторая причина кроется в страхе перед неуспехом. Часто родители, если ребенок не справляется с решением сложного задания, не могут совладать с эмоциями, начинают ругаться и кричать. Конечно, такое поведение можно понять: в большинстве случаев взрослые злятся просто на саму ситуацию, потому что чувствуют бессилие, беспомощность, однако ребенок воспринимает это как проявление агрессии в свою сторону. Математические задачи у него ассоциируются с сердитой мамой и испорченным вечером, что, конечно, не добавляет интереса к предмету.


Отсюда мы можем вывести два общих правила: не превращать обучение в обязательные работы и научиться держать эмоции под контролем, если что-то получается не сразу. Ниже рассмотрим подробнее, как подружить с цифрами ребенка без математического склада ума.


9 способов полюбить математику

 

Найдите математику в реальной жизни


В классе на уроке ученики обычно решают абстрактные задачи, и те, кто не испытывает большого удовольствия от процесса, просто не понимают, для чего им знать теорему Пифагора или формулу площади параллелепипеда. А вот умение правильно посчитать площадь стен комнаты, чтобы во время ремонта купить необходимое количество рулонов обоев достаточной ширины разовьет математические способности самого ребенка и будет иметь практическую пользу.


Чем больше таких точек соприкосновения абстрактной математики и современной реальности удастся найти, тем сильнее можно повысить заинтересованность ребенка и, как следствие, улучшить результат.

Начните играть, чтобы полюбить математику


Игровая деятельность увлекает человека любого возраста, а для школьника она является особенно важной составляющей жизни. Если ежедневные уроки или обязательные занятия с репетитором, даже очень хорошим, кажутся подростку скучными, есть смысл ввести в обучение элемент развлечения, игры. Вместо школьных учебников можно использовать интересные юмористические задачники, например, “Занимательную математику” Г. Остера. Подобного рода книги составлены таким образом, что в них можно найти задания и для малышей, и для средней школы, и для старшеклассников. Кроме того, существуют разнообразные математические компьютерные и настольные игры, которые тоже можно и нужно задействовать.

Решайте трудные задачки


На первый взгляд эта тактика может показаться странной: ребенку не интересна математика именно из-за того, что он находит ее слишком сложной, зачем отвращать его еще больше, предлагая непростые задания? Однако с другой стороны, когда мы справляемся с чем-то, что раньше было нам не под силу, мы чувствуем себя окрыленными, нам хочется попробовать еще раз. Точно так же чувствует себя ребенок, который правильно выполнил задание, казавшееся неподъемным. Не стоит злиться, если верное решение приходит не сразу. Ребенок должен чувствовать, что в его способности верят и у него все обязательно получится. Также важно понимать: степень сложности должна увеличиваться постепенно. Если подростку, только что научившемуся решать квадратные уравнения, сразу же предложить вычислять интегралы, скорее всего, он не справится и пытаться еще раз ему не захочется.

Раскладываем трудности по полочкам


Не стоит пытаться научить ребенка выполнять сложное задание сразу целиком. Не случайно еще в начальной и средней школе учат записывать краткое условие. Благодаря ему мы разбиваем большую задачу на несколько мелких и обозначаем примерный план решения. Так, ученик будет справляться с трудностями не сразу, а поэтапно, что дается гораздо легче. Кроме того, когда ребенок заканчивает выполнение, недостаточно просто похвалить его и сразу же переходить к следующему заданию. Необходимо проанализировать, где именно возникли затруднения и как подросток справился с каждым из них, то есть вывести алгоритм решения. Тогда впоследствии ребенок справится быстрее, чем в первый раз.

Развиваем навыки счёта


Очень часто ребенок не может справиться с заданием не из-за того, что не знает математические формулы или не понимает алгоритм решения, а потому что у него не развита способность быстро и правильно считать. Чтобы научить подростка это делать, не обязательно заставлять его каждый день решать примеры. Лучше снова сблизить математику с обыденной жизнью, например, приучить его вести домашнюю бухгалтерию: считать доходы и расходы семьи, вычислять стоимость покупки в магазине, пересчитывать сдачу и т.д. Такая деятельность не только повлияет на развитие навыка счета, но и даст подростку понять, что он выполняет важную для всех задачу именно при помощи математики.

Учим видеть и наглядно обобщать задачу


В школе ребенка учат решать типовые задачи, то есть такие, которые выполняются по одной и той же схеме. Тем не менее, часто ребенок, выполняя домашнее задание, жалуется, что не справляется и раньше такого никогда не решал. Родитель же заглядывает в тетрадь и видит, что точно такая же задача уже разбиралась на уроке. А ребенок ему возразит: на уроке мы считали яблоки, а здесь гвозди. Это значит, что ему сложно распознать тип задачи, он не умеет обобщать. Именно поэтому в предыдущих абзацах мы подробно описывали важность выведения и отработки алгоритма. Когда подросток прорешивает одну задачу, можно показать ему несколько однотипных - пусть он распознает их, попробует применить отработанный порядок действий. Еще один вариант - предложить ребенку самому составить похожую задачу.



Оттачиваем логику


Иногда на контрольных работах, да и на экзамене, для получения более высокой предлагают не только типовые задания, но и те, которые требуют нестандартного решения. По-другому такие задания называют логическими. Они есть в обычных школьных учебников, как правило, рядом с их номером ставится звездочка. Выглядит это так: №43*. Кроме того, в книжных магазинах можно найти специальные пособия, состоящие исключительно из логических задач. Конечно, не стоит учить математику только по ним, однако в рамках занятия можно разобрать одну-две такие задачи.

Развиваем воображение


Для решения логических задач нужно воспитывать способность искать необычные пути решения, искать неочевидные закономерности, иными словами, необходимо развивать математическое воображение. Необходимо понимать: это не богатая фантазия, которая бывает, например, у писателей, которые легко могут придумать необычный сюжет. Математическое воображение - это способность представить целое, взглянув на части и наоборот. Для его развития отлично подойдут задания, где нужно переложить спички, чтобы получить новую фигуру, или составить развертку фигуры.


Учим ребёнка вычленять, чего конкретно он не понимает (метакогниция)


Наконец, для улучшения качества изучения математики, как и любого другого предмета, необходимо научить ребенка четко формулировать, что именно вызывает затруднения. Часто на вопрос, что именно было непонятно, он отвечает: “Все”. Это не значит, что учителю или родителю нужно объяснять тему заново с самого начало. Скорее всего, ребенок просто не может ответить своими словами. Нужно прийти ему на помощь, например, начать с вопросов, на которые возможно ответить “да” или “нет”: понимает ли ребенок, чему равна скорость велосипедиста? А сколько он ехал? Помнит ли он, что обозначают буквы в формуле? В процессе ответа на эти наводящие вопросы, ребенок осознает, что именно было ему непонятно, и, вполне возможно, сам найдет решение проблемы.

Математика - одна из важнейших наук, которая развивает интеллект ребенка. Осилить ее может каждый, просто иногда ребенку необходима поддержка, помощь и правильная подача материала.