Смешанное обучение в школе по методике Эстер Войджицки

выбор школы
выбор профессии
11.10.2022
Ирина Кочковая
Педагог, руководитель проекта "Родители на Максимум"

В этой статье:

Под “смешанным обучением” понимают разные подходы: от “частично онлайн, частично оффлайн” до “немного теории, немного практики”. Разбираемся в истоках концепции и говорим о современной практике.


На протяжении формирования системы образования ученые-педагоги предлагали собственные авторские методики преподавания. В статье мы рассмотрим модель обучения, предложенную Эстер Войджицки, американской журналисткой и педагогом.


Что такое смешанное обучение Э.Войджицки?

 

Главный принцип обучения и воспитания детей по методике Войджицки состоит в предоставлении детям некоторой свободы действий, чтобы у них была возможность учиться что-либо делать самим. Это не случайно: в патриархальной семье Эстер Войджицки мальчикам уделялось гораздо больше внимания, поэтому она часто была предоставлена сама себе и многому смогла обучиться самостоятельно без помощи взрослых.

 

Суть данной педагогической технологии состоит в том, что учитель как бы “смешивает” традиционный лекционный подход с инновационным практикоориентированным. То есть школа не отказывается от привычного объяснения материала учителем, однако ученики получают больше возможностей самостоятельно на собственном опыте отработать материал и получить практические навыки. 

 

Такая комбинированная форма обучения реализуется с помощью различных идей, которые современным педагогам могут казаться необычными, например, метод “свободного дня”. В течение рабочей недели обучающимся предоставляется один день, свободный от занятий в школе. Однако он нужен не для отдыха, а для самостоятельной работы: проектной деятельности, научной или творческой работы.

 

 

Сложности реализации

 

При переходе на подобную системы в школы учителя могут столкнуться с некоторыми трудностями.

  1. Из-за “свободных дней” остается меньше времени на изучении теории.
  2. Ученики недостаточно ответственно относятся к самостоятельной работе.
  3. Самостоятельная работа дается тяжелее, чем занятия под руководством учителя, подросток может быть не готов к такой нагрузке.
  4. Система обучения Эстер Войджицки не предусматривает подготовку к экзаменам, которые все равно придется сдавать.


Несмотря на подобные сложности, ученики школ, следующих методике Войджицки, показывают серьезные успехи в обучении и высокие результаты экзаменов. Это связано со следующими факторами.

  1. Нет полного отказа от традиционной системы. “Свободным” назначается только один день в неделю, все остальное время ученики занимаются с преподавателем, зато появляется дополнительное время на практическую деятельность.
  2. Со временем дети привыкают к новому формату обучения, если педагог будет грамотно направлять деятельность класса.
  3. Хотя работать самостоятельно ученикам на первых порах может быть непросто, девиз Эстер Воджицки - “Если что-то не выходит, надо пробовать еще, пока не получится”.
  4. Хотя в классах Войджицки не предусмотрена прицельная подготовка к выпускным экзаменам, ученики благодаря этой методике получают обширные теоретические знания, которые, к тому же, закрепляются во время практической работы. Поэтому прохождение аттестации проблем не вызывает.

 

Смешанное обучение и пандемия

 

Идея смешанного обучения получила второе дыхание во время пандемии. Вынужденный переход онлайн во время карантина, последующие вынужденные периоды самоизоляции для классов, где дети были контактные по ковиду - все это вынудило школы столкнуться с новыми вызовами.

  • В онлайн дети не могли высидеть 6-8 уроков.
  • В домашней обстановке не все могли подключаться к урокам в реальном времени.
  • Дети страдали от гиподинамии.
  • Перенос классического формата в онлайн не работал.

По этой причине многие школы или отдельные педагоги сами пришли к идее смешанного обучения просто чтобы поддержать мотивацию детей, снизить прямую нагрузку на здоровье длительными онлайн-видеоконференциями и т.п. Формат смешанного обучения оказался как нельзя кстати.



Конечно, сейчас большинство школ и детей с облегчением вернулись к классической форме. Однако более гибкие частные школы и малокомплектные школы, оснащенные современным оборудованием увидели большие плюсы в формате смешанного обучения и продолжают его практиковать.

 

Также смешанное обучение практически панацея для школьников, которые временно проживают за пределами России, но продолжают обучение в российских школах. Эти онлайн-школы практикуют именно смешанное обучение, и детям это нравится.

 

Роль педагога в смешанном обучении

 

Поскольку метод смешанного обучения предполагает серьезную самостоятельную работу обучающихся, учитель выступает координатором и мотиватором: ему важно организовать и направить деятельность учащихся, а также вдохновить их на получение знаний. 

 

Как уже было сказано выше, часто педагог может сталкиваться с неготовностью ребят к самостоятельности. Поэтому очень важно первое время контролировать процесс обучения, следить за тем, как ведется практическая деятельность, особенно во время “свободного” дня, который может восприниматься школьниками как еще один выходной. Преподавателю необходимо донести: это время дается не для того, чтобы можно было лишний день подольше поспать или поиграть в компьютерные игры, а для развития себя как личности.

 

Хотя обучение по такому принципу может какое-то время идти непросто, такой формат помогает подростком развить самостоятельность, умение искать информацию, творческий подход к работе и т.д., что, конечно, поможет им в будущем строить карьеру.

 

Поскольку все больше школ в европейских странах переходят на систему Войджицки, многие ученые проводят исследования в области эффективности этой методики. На данный момент активно изучаются возможности применения информационных технологий в смешанном обучении.

 

 

Кому подходит смешанное обучение

 

Смешанное обучение действительно эффективно при наличии компетентных педагогов и продуманной цифровой среды в школе. Важно, чтобы весь коллектив мог работать в этом формате и имел единую концепцию.

 

Существует мнение, что смешанное обучение требует большей ответственности и вовлеченности от ребенка, больше волевых усилий. На самом деле это не так: в правильно простроенной системе ребенок быстро адаптируется и переходит на этот формат.

 

В каком возрасте и классе стоит переходить на смешанное обучение?

 

Совершенно точно смешанное обучение отличная идея для 10 и 11 класса, то есть старшей школы. Ребята, которые готовятся в университет могут и должны обучаться в таком режиме. Например, это типичная практика в школах, которые работают по программе международного бакалавриата.

 

Смешанное обучение можно реализовать и в начальной школе. Если педагоги умеют правильно простраивать самостоятельную работу детей и находятся с ними на связи во время практики - все получается. Однако в началке такой подход родители готовы принять только в том случае, если за ребенком осуществляют уход и контроль на территории школы. Позволить ребенку быть одному дома и самостоятельно обучаться многие не готовы.

 

В средней школы смешанное обучение дает хорошие результаты. Уже в 5 классе дети хорошо осваивают этот формат. А сам формат позволет реализовать их творческий потенциал и стремление к самостоятельности и самоуважению. Часто это панацея в 5-7 классе для сохранения мотивации к учебе.

 

В предпрофильных и профильных 8-9 классах смешанное обучение позволяет реализовать настоящую предпрофессиональную подготовку для детей, которые уже определились с будущей профессией или сферой деятельности. А тем, кто еще не определился и обучается в общеобразовательных классах, школа помогает по сути совмещать лабораторную и кружковую практику с предметным обучением. Это помогает детям разобраться в себе.

 

Если вы ищете школы смешанного обучения, стоит обратиться в альтернативные негосударственные школы, которые являются более гибкими в плане формата и подходов к обучению.

 

Сочетание традиционного подхода и инновационными методами в смешанном обучении приводит к тому, что учащиеся, помимо овладения теоретическими школьными знаниями, развивают в себе качества, необходимые для карьерного роста во взрослой жизни.

1937