Сам себе ученик: самый подробный гид по самообразованию

выбор школы
профиль
09.08.2022
Ирина Кочковая
Педагог, преподаватель русского языка MAXIMUM EDUCATION

В этой статье:

Ребенок учился в школе до старших классов и понял, что на данном этапе такая форма обучения ему не подходит. Мотивы могут быть разные, например, учебная программа недостаточно сильная или школа не дает углубленных знаний по какому-то предмету. В таком случае школьник может перейти на самообразование, то есть заниматься самостоятельно, а не в классе с педагогом. В статье разбираемся, как организовать этот процесс, кому он подойдет и какие подводные камни имеет.


Плюсы и минусы самообразования


Переход на самообучение – процесс сложный и подходящий не всем. Ученик, из-за каких-либо собственных мотивов или по чьему-то совету поставивший цель получать образование самостоятельно, может ощутить как преимущества, так и недостатки этого метода.


Плюсы самообучения:

1.  Можно заниматься в удобном темпе – ребенок сам выбирает время для учебы. Особенно важно это для подростков, решивших совмещать работу с учебой.

2. Возможность скорректировать программу. Учитель в классе дает одинаковый материал из школьных учебников всем обучающимся. Подросток же сам имеет возможность изучать отдельные предметы или темы на более глубоком уровне, подобрать программу посложнее.

3.  Больше возможностей для саморазвития. Подросток, выбравший самообразование, в отличие от остальных учеников может учиться не по школьным учебникам, а иногда даже и не по учебникам вовсе. Существует множество альтернативных классическому обучению форм и методик образования, о которых мы расскажем подробнее в следующих абзацах.


Минусы самообучения:

1.  Без высокой самоорганизации никак. То, что подросток больше не ходит в школу, не означает, что у него нет уроков и полно свободного времени. Самостоятельные занятия требуют еще более серьезной ответственности, потому что теперь ребенок сам регулирует свою учебу.

2.  Недостаток социализации. На самообучении ребенок большую часть времени проводит дома один или с родителями, испытывая при этом недостаток общения со сверстниками, которое очень важно для старшеклассника.



С чего начать?


Прежде чем начать учиться самостоятельно, подростку необходимо подготовиться. Без развития определенных качеств, умений и навыков, таких как самостоятельность, ответственность, усидчивость, аккуратность и, самое главное, без желания получать как можно больше знаний, самообразовываться невозможно. Когда подросток понимает, что эти качества развиты в достаточной степени, он может переходить к двум важным этапам, предшествующим самообучению: постановке целей и планированию. Несмотря на то, что подросток, желающий самообразовываться, не посещает занятия в их привычном виде, ему необходимо получить аттестат, а для этого придется сдать экзамены, то есть подтвердить овладение материалом. Грамотное целеполагание и планирование помогут распределить нагрузку. Например, вместо абстрактной и трудновыполнимой задачи «повторить математику» человеку более правильно сформулировать конкретную цель на определенный промежуток времени: «Повторить алгоритмы решения квадратных уравнений за месяц». Теперь, когда цель поставлена, можно прописать этапы ее реализации: 1 неделя – решать уравнения через дискриминант; 1 неделя – решать уравнения через теорему Виета; 2 недели – отработка решения уравнений всех видов. Конечно, цели, выраженные в такой конкретной форме, выполнять легче, чем большое и объемное «повторить математику».


Этапы самообразования


По сути процесс самообучения схож с получением образования в привычном виде. После определения целей и планирования их реализации учащемуся необходимо пройти следующие этапы:


1.  Начать с определения средств и ресурсов обучения. Помимо обычных учебников и книг человек может изучать материал с помощью обучающих сайтов и курсов в интернете.

2. Приобретение необходимых знаний и умений с помощью выбранных ресурсов – это центральный этап самообучения, именно для него на этапе подготовки обучающийся составляет подробный план реализации.

3.  Оценка результатов, самопроверка. После получения результатов усвоения программы подросток может приступать к постановке новых целей.


В школе учитель сам организует этот процесс, основываясь на требованиях и рекомендациях ФГОС. Если же ребенок хочет начать самообразовываться, он должен научиться организовывать каждый этап обучения сам: самостоятельно искать ресурсы, учиться, самому проверять себя и оценивать свой прогресс.


Как не потерять мотивацию?


Какими бы серьезными не были мотивы перехода на самообучение, иногда детская психика с трудом справляется с нагрузкой – ведь теперь ребенку приходится все делать самому. Подобное перенапряжение ведет к потере интереса к обучению. Мотивацию ребенка нужно постоянно поддерживать.


  1. Помочь подружиться с единомышленниками. Если он начнет общаться с другими ребятами на самообразовании, они смогут вместе поддерживать мотивацию друг друга.
  2. Дать возможность отдыхать.
  3. Читать мотивирующие блоги. Соцсети – мощный источник вдохновения, особенно для современных подростков, поэтому его стоит использовать. Кроме того, в них можно найти советы по улучшению организации самообразования.
  4. Хвалить. Многие подростки слишком критично относятся к себе, не могут признать свои достижения. Если у подростка достаточно хрупкая самооценка, взрослому стоит обращать внимание на любые успехи ребенка, даже те, которые кажутся не очень масштабными.



Как можно облегчить самообучение?


Хотя ребенок на самообразовании не ходит в школу, это не значит, что такая форма обучения легче. Скорее наоборот – подростку приходится прикладывать больше усилий для организации своей учебы. Чтение учебников и просмотр обучающих вебинаров быстро наскучивают, поэтому, чтобы разнообразить обучение, ребенок может пользоваться и другими ресурсами.


1.  Разговорные клубы. В настоящее время они проводятся в том числе онлайн, поэтому ребенок может обсуждать какую-либо учебную тему со сверстниками, не выходя из дома. Особенно подходит для изучающих иностранные языки.

2. Обучающие блоги на определенную тематику. Часто в них учебные вопросы обсуждаются с юмором.

3.  Игры и различные приложения. Игровое обучение дается подростку гораздо легче, чем чтение учебников.


Стоит ли браться за самообразование?


Хотя различные формы самообразования кажется многим школьникам привлекательными – не нужно ходить на уроки, можно делать упор на конкретные интересующие предметы и т.д., такая деятельность подходит даже не каждому одиннадцатикласснику, так как требует серьезной ответственности и дисциплины. Тем не менее, если подросток обладает необходимыми качествами и желает следовать собственному индивидуальному учебному плану, самообучение – хороший способ развить себя.

507