Лучшие альтернативные школы: негосударственные школы неформального образования

выбор школы
выбор профессии
14.08.2022
Марина Крышталева
Педагог, музейный эксперт

В этой статье:

Создание среды, в которой будет открываться целостность мира и его возможностей, воспитание умения делать выбор, нести ответственность и выстраивать свой творческий путь в обществе и мире, - это лишь часть того, что закладывают в свои концепции школы неформального образования и по-разному реализуют это в своих проектах. Классы не превышают 16 человек в группе, если они есть. Все школы, о которых мы пишем, дают государственную аттестацию.



Санкт-Петербург


Школа Неформального образования “Апельсин”


Здесь понятно зачем вставать “а такую рань” и идти в школу. Тут нет деление на уроки и перемены, на жизнь до школы и во время. А право на решение, собственные суждения и на себя есть у каждого. Так же как и право идти в своем ритме.


Апельсин - один из проектов Института Неформального образования INO. 


Для кого: детей в возрасте от 4-х лет до 11 класса.


Важное:

  • Гуманистический подход
  • В основе умение слушать и слышать
  • Игра, учеба и жизнь едины


Интересное: 

  • если пятеро учеников хотят изучать тот или иной (любой!) предмет, он добавляется в расписание
  • есть свой школьный Парламент принятия решений 


Кто придумал? Дима Зицер

Как поступить? Связаться по контактам на сайте, познакомится на дне открытых дверей.


Эпишкола


За 30 лет школа выросла из начальной в пространство обучения всех школьных возрастов. На образовательном пути проектной деятельности детей сопровождают кураторы, помогая учиться учиться, жить, творить и даже осваивать продуктовый подход (что очень ждет большой мир). 


Для кого: для учащихся в возрасте младшей-средней-старшей школы. 

Важное:

  • обучение как приключение
  • индивидуальные образовательные маршруты
  • принцип межпредметного обучения


Интересное:

  • До 9 класса в школе не ставят оценок
  • Родитель может включиться в образовательный процесс в качестве сопровождающего ребенка


Кто придумал? Михаил Эпштейн

Как начать путь в школу? Оставить заявку на сайте - получить консультацию - пройти собеседование -заключить договор.



Школа Или


Школа родилась на стыке педагогики и геймдизайна.В ее основе игровой подход, который 7 лет создатели изучали и практиковали в проекте Frontier Kit. Так он вырос из практики передачи опыта коллегам в создание полноценного игрового школьного пространства для детей.


Для кого: 4 - 16 лет

Важное:

  • тьюторская служба
  • внимание эмоциональному интеллекту и soft skills
  • день наполнен событиями с 10:00 - 18:00 

Интересное:

  • знакомятся с сюжетно-ролевыми играми и игропрактиками
  • есть практика ночевок в школе


Кто придумал? Ярослава Кабанова и Ирина Беляева


Как начать путь в школу? Прийти в гости на знакомство или посетить день открытых дверей (онлайн или офлайн).


Москва


Демократическая Школа 5, подъезд 7


С первого взгляда школьная система напоминает отсутствующую структуру - в ней и правда нет жестких рамок формальности. Но есть конституция и научение воспитывать в себе самонаправленность и придерживаться ее. В основе образовательной модели понимание, что система знаний в голове человека формируется нелинейно. Отсюда вариативность приобретения знания и навыков: через повседневное общение, взаимодействие с другими людьми; через ситуативные занятия и образовательные события; через запланированные курсы. 


Для кого: для всех, так как тут можно не только учиться но и приходить семье и даже без детей, работая в пространстве творчества. 


Важное:

  • Базовые принципы среды закреплены в школьной конституции, важно, чтобы их соблюдал каждый участник
  • Главный принцип - уважение к другому: принятие убеждений, интересов, занятий, целей другого человека.
  • Не только брать из среды, но и привносить в нее свое



Интересное:

  • роли ученика и учителя ситуативны и могут меняться: и другим может быть и ребёнок, и взрослый
  • уроков и расписания нет, а школа есть


Кто придумал? Виктор Цатрян (и Ко).

Как начать путь в школу? пройти пробный день/ пробный месяц.


Школаб


Школаб органично вырос из проекта Садика-Шарика, игрового пространства воспитания свободой. В ШКОле и ЛАБоратории можно готовиться к школе, осваивать программу начальной школы, (в том числе сдавать аттестации) приходить на мастерские по выбору, а подросткам использовать пространство как коворкинг (co-learning). Детей сопровождают на образовательном пути кураторы и навигаторы.


Для кого: 6 - 11 лет

Важное:

  • Субъектная позиция. Ученик - это капитан своего корабля в образовательном плавании, у которого есть верный помощник -навигатор
  • Насыщенная образовательная среда расширяет горизонты творчества и вдохновения
  • Базовое расписание сочетается с возможностями самостоятельно организовать свое время


Интересное:

  • Питание в формате шведского стола (или пира горой), где ребенок учится сам решать, что и сколько будет есть 
  • Прогулки не только на площадке, но и в соседнем лесу


Кто придумал? Александра Ивлиева

Как начать путь в школу? Прийти в гости или на день открытых дверей, познакомиться с презентацией на сайте школы



Reggioschool & Preschool


В ее основе итальянских педагогический подход, который строится на уважительном отношении к личности ребенка, развивающем диалоге, поощрении любопытства и любознательности, вере в его возможности. Отсюда основа концепции школы -личный опыт и портрет человека, который открыт возможностям и творчеству в условиях динамично меняющегося мира.  


Для кого: 5-12 лет

Важное:

  • Здесь верны принципу «понимая, созидай» 
  • Главная дисциплина - развитие мышления
  • Воспитание видения богатой и целостной картины мира, где “все переплетено”


Интересное: 

  • В меню от повара есть блюда для любой диеты
  • Проекты рождаются из откровений и открытий в ходе образовательного процесса, той части жизни, которая проходит в студии


Кто придумал? Юлия Тарелина

Как начать путь в школу? Заполнить анкету на сайте и пройти собеседование


Перемена-парк


Это Школа-парк, или Образовательный парк открытых студий. Ребенок начинает учиться в одном мире, а заканчивает школу уже в другом и какой он будет наверняка не известно. Из этого положения выстраивается школьная среда: здесь ученики разного возраста учатся по собственному желанию и без ограничений по времени. Концепция разработана профессором МГУ им. Ломоносова Милославом Балабаном в 1993 году и не теряет актуальности.


Для кого: ребят от 3 до 16 лет (все возраста учатся вместе)

Важное: 

  • не запоминать информацию,

а анализировать, думать, аргументировать (и важное запомнится)

  • Развивать самостоятельность и брать ответственность
  • Искать и поддерживать личные вопросы и уметь ошибаться 

Интересное: 

  • Нет уроков, расписания и привычного ДЗ
  • По желанию можно помогать на кухне и даже готовить самостоятельно


Кто придумал? Ольга Иванова

Как начать путь в школу? Получить консультацию, познакомиться лично и попробовать двухнедельные испытательный срок


Краснодар, Славянск-на-Кубани


Нео-школа


Если проработать классические ФГОСовские программы методологически и выстроить индивидуальное сопровождение тьютором, то получится НЕОшкола. Помимо общеобразовательных предметов в программу включены тайм-менеджмент, коммуникации и проектное мышление. Все необходимое для учебы и выполнение заданий остаются в школе, даже “ДЗ”.


Для кого: детей возраста 5 -10 лет.

Важное:

  •  С классом работает сразу два педагога (предметник и тьютор).
  • Утро в школе начинается с сонастройки и нейрогимнастики
  • Можно находится в ходе первые полдня или, выбирая кружки по выбору, оставаться до 17:30

Интересное: 

  • На занятиях предусмотрена обязательная смена деятельности, нейрогимнастика и двигательные паузы, гимнастика для глаз и шеи.
  • Обязательные занятия хореографией, акробатикой и музыкой


Как начать путь в школу? пройти диагностику (учитель, логопед, психолог), получить обратную связь.


Тверь


СОВУМ


СОВУМ - Среда Образовательных возможностей. Концепция школы опирается на формулу саморазвития и самообучения:

без педагогов, оценок, парт, классов, обязательного расписания и домашних заданий. 


Для кого: детей от 5 лет.


Важное:

  • Два дня (из пяти) отведены для подготовки к сдаче школьной аттестации и один - деятельности за пределами школы
  • Взаимодействие с сопровождающими “на равных”, а еще с другими и чужими взрослыми
  • Среди школьных ценностей самостоятельность и становление идентичности (определение, понимание и отстаивание своей точки зрения)

Интересное: 

  • Будущие предприниматели могут провести свою идею от разработки до реализации на бизнес-курсе и участвовать в детском маркете. И даже подзаработать
  • Отдельный лекторий для родителей


Кто придумал? Артём Федоров и Ко.

Как начать путь в школу? Оставить заявку на сайте с комментарием, почему вы хотите к присоединиться к СОВУМу


В наши дни все больше родителей выбирают не обычные общеобразовательные организации, а, альтернативные негосударственные школы или вальдорфские школы, чтобы дать ребенку свободное образование, которое отличается от обычного, как у всех. Посетите такие школы и примите решение: что лучше конкретно для вашего ребенка.

13501