В этой статье:
Создание среды, в которой будет открываться целостность мира и его возможностей, воспитание умения делать выбор, нести ответственность и выстраивать свой творческий путь в обществе и мире, - это лишь часть того, что закладывают в свои концепции школы неформального образования и по-разному реализуют это в своих проектах. Классы не превышают 16 человек в группе, если они есть. Все школы, о которых мы пишем, дают государственную аттестацию.
Санкт-Петербург
Школа Неформального образования “Апельсин”
Здесь понятно зачем вставать “а такую рань” и идти в школу. Тут нет деление на уроки и перемены, на жизнь до школы и во время. А право на решение, собственные суждения и на себя есть у каждого. Так же как и право идти в своем ритме.
Апельсин - один из проектов Института Неформального образования INO.
Для кого: детей в возрасте от 4-х лет до 11 класса.
Важное:
- Гуманистический подход
- В основе умение слушать и слышать
- Игра, учеба и жизнь едины
Интересное:
- если пятеро учеников хотят изучать тот или иной (любой!) предмет, он добавляется в расписание
- есть свой школьный Парламент принятия решений
Кто придумал? Дима Зицер
Как поступить? Связаться по контактам на сайте, познакомится на дне открытых дверей.
Эпишкола
За 30 лет школа выросла из начальной в пространство обучения всех школьных возрастов. На образовательном пути проектной деятельности детей сопровождают кураторы, помогая учиться учиться, жить, творить и даже осваивать продуктовый подход (что очень ждет большой мир).
Для кого: для учащихся в возрасте младшей-средней-старшей школы.
Важное:
- обучение как приключение
- индивидуальные образовательные маршруты
- принцип межпредметного обучения
Интересное:
- До 9 класса в школе не ставят оценок
- Родитель может включиться в образовательный процесс в качестве сопровождающего ребенка
Кто придумал? Михаил Эпштейн
Как начать путь в школу? Оставить заявку на сайте - получить консультацию - пройти собеседование -заключить договор.
Школа Или
Школа родилась на стыке педагогики и геймдизайна.В ее основе игровой подход, который 7 лет создатели изучали и практиковали в проекте Frontier Kit. Так он вырос из практики передачи опыта коллегам в создание полноценного игрового школьного пространства для детей.
Для кого: 4 - 16 лет
Важное:
- тьюторская служба
- внимание эмоциональному интеллекту и soft skills
- день наполнен событиями с 10:00 - 18:00
Интересное:
- знакомятся с сюжетно-ролевыми играми и игропрактиками
- есть практика ночевок в школе
Кто придумал? Ярослава Кабанова и Ирина Беляева
Как начать путь в школу? Прийти в гости на знакомство или посетить день открытых дверей (онлайн или офлайн).
Москва
Демократическая Школа 5, подъезд 7
С первого взгляда школьная система напоминает отсутствующую структуру - в ней и правда нет жестких рамок формальности. Но есть конституция и научение воспитывать в себе самонаправленность и придерживаться ее. В основе образовательной модели понимание, что система знаний в голове человека формируется нелинейно. Отсюда вариативность приобретения знания и навыков: через повседневное общение, взаимодействие с другими людьми; через ситуативные занятия и образовательные события; через запланированные курсы.
Для кого: для всех, так как тут можно не только учиться но и приходить семье и даже без детей, работая в пространстве творчества.
Важное:
- Базовые принципы среды закреплены в школьной конституции, важно, чтобы их соблюдал каждый участник
- Главный принцип - уважение к другому: принятие убеждений, интересов, занятий, целей другого человека.
- Не только брать из среды, но и привносить в нее свое
Интересное:
- роли ученика и учителя ситуативны и могут меняться: и другим может быть и ребёнок, и взрослый
- уроков и расписания нет, а школа есть
Кто придумал? Виктор Цатрян (и Ко).
Как начать путь в школу? пройти пробный день/ пробный месяц.
Школаб
Школаб органично вырос из проекта Садика-Шарика, игрового пространства воспитания свободой. В ШКОле и ЛАБоратории можно готовиться к школе, осваивать программу начальной школы, (в том числе сдавать аттестации) приходить на мастерские по выбору, а подросткам использовать пространство как коворкинг (co-learning). Детей сопровождают на образовательном пути кураторы и навигаторы.
Для кого: 6 - 11 лет
Важное:
- Субъектная позиция. Ученик - это капитан своего корабля в образовательном плавании, у которого есть верный помощник -навигатор
- Насыщенная образовательная среда расширяет горизонты творчества и вдохновения
- Базовое расписание сочетается с возможностями самостоятельно организовать свое время
Интересное:
- Питание в формате шведского стола (или пира горой), где ребенок учится сам решать, что и сколько будет есть
- Прогулки не только на площадке, но и в соседнем лесу
Кто придумал? Александра Ивлиева
Как начать путь в школу? Прийти в гости или на день открытых дверей, познакомиться с презентацией на сайте школы
Reggioschool & Preschool
В ее основе итальянских педагогический подход, который строится на уважительном отношении к личности ребенка, развивающем диалоге, поощрении любопытства и любознательности, вере в его возможности. Отсюда основа концепции школы -личный опыт и портрет человека, который открыт возможностям и творчеству в условиях динамично меняющегося мира.
Для кого: 5-12 лет
Важное:
- Здесь верны принципу «понимая, созидай»
- Главная дисциплина - развитие мышления
- Воспитание видения богатой и целостной картины мира, где “все переплетено”
Интересное:
- В меню от повара есть блюда для любой диеты
- Проекты рождаются из откровений и открытий в ходе образовательного процесса, той части жизни, которая проходит в студии
Кто придумал? Юлия Тарелина
Как начать путь в школу? Заполнить анкету на сайте и пройти собеседование
Перемена-парк
Это Школа-парк, или Образовательный парк открытых студий. Ребенок начинает учиться в одном мире, а заканчивает школу уже в другом и какой он будет наверняка не известно. Из этого положения выстраивается школьная среда: здесь ученики разного возраста учатся по собственному желанию и без ограничений по времени. Концепция разработана профессором МГУ им. Ломоносова Милославом Балабаном в 1993 году и не теряет актуальности.
Для кого: ребят от 3 до 16 лет (все возраста учатся вместе)
Важное:
- не запоминать информацию,
а анализировать, думать, аргументировать (и важное запомнится)
- Развивать самостоятельность и брать ответственность
- Искать и поддерживать личные вопросы и уметь ошибаться
Интересное:
- Нет уроков, расписания и привычного ДЗ
- По желанию можно помогать на кухне и даже готовить самостоятельно
Кто придумал? Ольга Иванова
Как начать путь в школу? Получить консультацию, познакомиться лично и попробовать двухнедельные испытательный срок
Краснодар, Славянск-на-Кубани
Нео-школа
Если проработать классические ФГОСовские программы методологически и выстроить индивидуальное сопровождение тьютором, то получится НЕОшкола. Помимо общеобразовательных предметов в программу включены тайм-менеджмент, коммуникации и проектное мышление. Все необходимое для учебы и выполнение заданий остаются в школе, даже “ДЗ”.
Для кого: детей возраста 5 -10 лет.
Важное:
- С классом работает сразу два педагога (предметник и тьютор).
- Утро в школе начинается с сонастройки и нейрогимнастики
- Можно находится в ходе первые полдня или, выбирая кружки по выбору, оставаться до 17:30
Интересное:
- На занятиях предусмотрена обязательная смена деятельности, нейрогимнастика и двигательные паузы, гимнастика для глаз и шеи.
- Обязательные занятия хореографией, акробатикой и музыкой
Как начать путь в школу? пройти диагностику (учитель, логопед, психолог), получить обратную связь.
Тверь
СОВУМ
СОВУМ - Среда Образовательных возможностей. Концепция школы опирается на формулу саморазвития и самообучения:
без педагогов, оценок, парт, классов, обязательного расписания и домашних заданий.
Для кого: детей от 5 лет.
Важное:
- Два дня (из пяти) отведены для подготовки к сдаче школьной аттестации и один - деятельности за пределами школы
- Взаимодействие с сопровождающими “на равных”, а еще с другими и чужими взрослыми
- Среди школьных ценностей самостоятельность и становление идентичности (определение, понимание и отстаивание своей точки зрения)
Интересное:
- Будущие предприниматели могут провести свою идею от разработки до реализации на бизнес-курсе и участвовать в детском маркете. И даже подзаработать
- Отдельный лекторий для родителей
Кто придумал? Артём Федоров и Ко.
Как начать путь в школу? Оставить заявку на сайте с комментарием, почему вы хотите к присоединиться к СОВУМу
В наши дни все больше родителей выбирают не обычные общеобразовательные организации, а, альтернативные негосударственные школы или вальдорфские школы, чтобы дать ребенку свободное образование, которое отличается от обычного, как у всех. Посетите такие школы и примите решение: что лучше конкретно для вашего ребенка.