В этой статье:
Обычно успех в сфере высоких технологий предрекают детям, которые решают олимпиады по математике и программированию. А вот если “математику не тянет”, то гуманитарий и об айти даже не думай. А на самом деле в сфере высоких технологий просто необходимы люди с разными способностями, разным типом мышления и разными профессиями. Рассказываем понятным языком о современном IT, направлениях и специальностях, которые подходят и технарям и гуманитариям.
Как мыслят технари и гуманитарии?
Да, успехи в математике более-менее коррелируют со способностью быстро освоить некоторые языки программирования. Математика нужна для освоения естественных наук и успехов в научной и исследовательской работе. Но школьная оценка - весьма ненадежный ориентир в попытке понять, какой у ребенка тип мышления и как он может его реализовать в будущей карьере.
Слово технарь всем более-менее понятно, оно обобщает людей, которые могут быть успешными в сфере точных и естественных наук, а также связанных с ними прикладных специальностей. Но все же корректней говорить о том, что одни люди мыслят преимущественно логическими категориями, алгоритмами, а другие - образами.
- Дети, которые мыслят логическими категориями, в раннем возрасте радуют логопедов и воспитателей детского садика тем, что легко усваивают обобщающие понятия, потом у них нет проблем с грамматикой английского и классификациями по биологии и т.п.
- Дети, которые мыслят алгоритмами, очень быстро и здорово усваивают довольно сложные последовательности, у них отлично идет занимательная математика, они понимают более сложные нехудожественные тексты лучше ровесников - нон-фикшен не по возрасту - это про них. Когда им надо что-то объяснить, они действуют как словарь: начинают с класса предмета.
А вот дети, которые мыслят образами, часто выглядят странными. Такой ребенок то с серьезным лицом рассказывают окружающим, что он собака, то не может уснуть, потому что… - и тут следует вымышленная история, которая его взволновала, хотя в реальности такого не было, а иногда и не может быть. Для оценки достоверности он будет не в логике копаться, а для начала прикидывать “похоже на правду или не похоже на правду”. Взрослея они используют сравнения и метафоры в речи, не замечая, что создают образы, когда им надо что-то объяснить.
Какие специальности в айти есть для гуманитариев?
Очень часто родители пытаются понять, кто их ребенок - технарь или гуманитарий, - когда приходит время выбрать предпрофиль или профиль обучения. Логика обычно такая: тянет математику - технарь, не тянет - гуманитарий. Страдают все. Тянущих математику часто определяют в “сильную школу” или спецкласс, где ради олимпиадных результатов задвигают на десятых план все предметы гуманитарного и социально-гуманитарного профиля, кроме русского - ибо ЕГЭ. А среди этих ребят немало потенциальных лингвистов (нет, это не филологи), крутых организаторов и т.п. - тех, кому для развития необходимо гуманитарное знание, и в той же сфере айти они были бы счастливы отнюдь не на ролях программистов или аналитиков.
Частая ошибка - причислять к гуманитариям тех, кто очень хорошо справляется с иностранными языками.
Дети-полиглоты или просто те, кто легко изучают несколько языков из разных групп, например, один европейский на основе латыни, а еще и восточный, - это мечта и находка it сферы.
Почему гуманитарии востребованы в айти
Те, кто справляется с языками - это лингвисты, а не филологи. И мыслят они не как типичные гуманитарии. Люди с лингвистическими способностями ценятся очень высоко.
- Во-первых, люди с такими способностями легко осваивают языки программирования.
- Во-вторых, сейчас очень востребованы специалисты, которые работают с языком как системой, обучают нейросети решать лингвистические задачи. И лингвисты необходимы и в крупных компаниях и небольших стартапах.
Профориентация для условного гуманитария - как называют в обществе тех, кто легко осваивает языки - обязательно должна включать в себя многообразие возможностей в IT.
Что делать гуманитарию в айти, если он не лингвист?
Тех, кто не очень плох по математике, объявляют социально-гуманитарным или социально-экономическим профилем, натаскивают на ЕГЭ, на тестах по профориентации выдают “вам надо работать с людьми” или “у вас есть потенциал руководителя”. И разумеется, тут про айти тоже не упоминают, а ребенок рисует перед собой образ юриста или условного начальника не пойми чего. А точнее такого, о котором рассказывают родители. По факту же довольно много программистов, которые имеют гуманитарное образование или же успешно обучались по социально-экономическому профилю. Просто потому что языков программирования много, как и задач, которые в современном мире можно решить именно при помощи программного кода.
В айти сфере необходимы люди, которые будут придумывать, что необходимо сделать для людей, помогут общаться технарям с заказчиком, а также настроят процессы и отношения в команде.
И это как раз работа для "социально-гуманитарного" человека: исследователя, коммуникатора, управленца. И выбирать им профессию нужно не из списка востребованных профессий, а используя современные способы понимания будущего профессионального мира.
А могут ли работать в айти гуманитарии - филологи?
Образное, а не логическое мышление, которое характеризует чистого гуманитария, востребовано в сфере высоких технологий. Именно такие люди придумывают игры, делают удивительные нарративы и сеттинги, разрабатывают персонажей.
И не только. Креативно подать любой технологичный продукт могут именно гуманитарии.
Какие профессии востребованы в IT?
Многие родители и даже специалисты по профориентации не понимают, как устроена сфера высоких технологий и ошибочно считают, что там одни программисты. На самом деле, современные рекрутеры выделяют аж 12 групп профессий в этом секторе.
Список востребованных айти специальностей:
- Разработчики программного обеспечения. Да, это программисты, которые отличаются не только изученными языками программирования, но и сферами их применения. Разработчики для сайтов, разработчики фронт и бэк - это что видит пользователь и как это работает, разработчики приложений и программ, которые работают на стационарных компьютерах или ноутбуках.
- Аналитики. Универсальных аналитиков не бывает, поскольку человек должен понимать сферу, в которой работает, чтобы выдавать адекватный результат. При этом тут нужна сильная математика, чтобы и понимать какие математические формулы дадут ответ на поставленный вопрос, когда у тебя есть много данных или какие данные необходимо собрать, чтобы получить этот самый ответ.
- Специалисты по нейросетям - искусственному интеллекту. Это сильное программирование и машинное обучение.
- Менеджмент. Если ребенка привлекает сфера высоких технологий и он может примерно разобраться в том, как она устроена, он может смело приходить в сферу высоких технологий. Нужны люди, которые могут организовать процесс, помочь техническим специалистам найти понимание с заказчиком и клиентами, и т.п.
- Специалисты по работе с базами данных. Сейчас вся деятельность имеет цифровой след от “вошел в здание, прокатал пропуск” до сложной системы любого банка. Чтобы все это было связано и удобно и работают эти люди. Они сами могут не писать код, но они должны понимать, как подружить все системы и сделать работу пользователей удобной. .
- Руководители высокого уровня. Очень часто они никогда не писали код сами, а на этапе стартапа были тем самым вторым парнем, который добывал первые заказы и рассказывал потенциальным клиентам, какую крутую штуку делает первый парень. И вот теперь их называют Founder, CEO и просто хозяин.
- Тестеры. Ни один высокотехнологичный продукт не может быть хорошим без множества проверок на живых пользователях. Правильно организовать эти тесты и предоставить нужные данные аналитикам - это работа, которой занимаются как понимающие программирование люди (техническое тестирование), так и не-технари, которые взаимодействуют с потребителями.
- Все эти сисадмины (системные администраторы), про которых ходят анекдоты, это люди, которые помогут пользователям внутри компании пользоваться тем, что купила компания или наработали разработчики. Помогут на уровне всей системы.
- Специалисты поддержки. Это люди, которые и сисадминам объяснят, что не нравится сотрудникам, и программистам сообщат, чем клиенты недовольны. Это люди, которые работают с людьми, но по поводу проблем с высокотехнологичным продуктом. Они могут не уметь программировать совсем.
- Специалисты по информационной безопасности. В зависимости от уровня компании это может быть и суперспециалист и просто человек, который следит за тем, чтобы приобретенное компанией оборудование и программы обеспечивали безопасность данных. В последнем случае достаточно понимать, как все работает, на какие сигналы обращать внимание и т.п.
- Архитекторы. Это специалисты, которые не просто понимают, как программы взаимодействуют между собой, но и могут спланировать как воплотить в цифровом продукте всю необходимую деятельность компании.
- Специалисты по облачному хранению. Сейчас не нужно покупать столько физических компьютеров, сколько мощностей нужно для всех данных. Куча данных хранится на чужих серверах, к которым можно обратиться при помощи интернета. На бытовом уровне - это когда ты фотографируешь, а фото не в памяти телефона хранится, и ты можешь его посмотреть, отправить и т.п., когда ты в интернете и облако понимает, что это ты, а не посторонний.
- Специалисты по сетевой инфраструктуре. В больших компаниях нужна единая сеть для всех людей, которые работают из разных точек мира. И вот эти люди воплощают в реальность эту сеть.
- Дизайнеры. Конечно, это те, кто делает красивый внешний вид приложения или сайта. Но не только. Это и дизайнеры пользовательского опыта - красивое но неудобное приложение не станет популярным. Проще говоря, люди, которые разбираются в удобстве для человека, проводят исследования и объясняют разработчикам, что изменить или как сделать - добро пожаловать.
Работа для гуманитария в сфере айти
Гуманитарии, которые хотят работать в сфере высоких технологий, очень нужны из вышеописанных в сфере дизайна, пользовательского опыта, в поддержке как минимум. А вот и еще реальные вакансии:
- Геймдизайнер - прежде чем начать писать код, нужно придумать, что вообще будет в игре. Не программеры придумывают сюжеты для компьютерных игр - это работа гуманитария, который понимает границы возможного в игре. Геймдизайнеры нужны не только в играх - сейчас все больше продуктов в сфере айти от обучающих до пользовательских играют с пользователем, увлекают и вовлекают. И саму идею придумывают не программисты. а вот эти гуманитарии.
- Комьюнити-менеджер - очень часто цифровой продукт нуждается в сообществе пользователей. Например, фанатов игры, пользователей инструмента и т.п. Кто-то должен продумывать и организовывать общение этих людей.
И это были только специальности, которые необходимы для создания айти-продукта. А ведь айтишники - это люди. И им нужны и простые администраторы, которые следят за наличием кофе, и бухгалтеры, и юристы и реклама, и пиар. Словом, при желании в сфере айти может прийти любой.
Советы родителям технарей и гуманитариев
Понятно желание родителей помочь ребенку с профориентацией. Однако очень важно не настраивать его, что он не может работать в сфере, которая его привлекает, что от него закрыта айти-сфера, раз он не математик. Намного лучше показать, что он МОЖЕТ работать в любой сфере.
Необходимо пройти грамотную профориентацию, а не полагаться на мнение школьных учителей
- Нужно только разобраться, чем именно он там может заняться, где получать удовольствие и приносить пользу компании. Без технаря дизайнерское бюро не сможет работать, а без гуманитария приложение будет некрасивым и неудобным.
- Отслеживайте неверные установки, которые могут быть навязаны в школе. Типа математику не тянет - гуманитарий. Обязательно расскажите ребенку о примитивности такого деления и подчеркните, что у него масса возможностей.
- Расскажите ребенку, что даже в программировании есть столько вариантов, что неудача с питоном или С++ вообще ни о чем не говорит. Имеет смысл попробовать другие языки, другую методику, если хочется создавать продукт, а не только пользователься им.
- Найдите для ребенка дополнительное образование в айти сфере, которая не требует заоблачных знаний. Например, геймдизайн, робототехника - это с нуля доступно почти каждому. И результат есть, и сфера айти. Очень способствует тому, чтобы у ребенка поднялась самооценка.
- Точно так же условному технарю стоит показать, что он не отрезан от искусства и мировой культуры, даже если ему медведь на ухо наступил, стихи он не понимает, а нарисовать может только кривой кружок. Познакомьте его с нейронными сетями и искусственным интеллектом - управление через код может создавать настоящие произведения искусства и поможет проявить свой внутренний мир так.
Самое главное, что важно помнить родителям юных технарей или гуманитариев: не ограничивайте ребенка, а расширяйте его кругозор о сфере айти, чтобы его выбор был подкреплен желанием делать вот такие потрясающие вещи, а не результатом безграмотной псевдопрофориентации.