Как подростку выбрать профессию в наши дни?

профориентация
выбор профессии
26.04.2022
Анна Бабина
Педагог, руководитель проекта "Родители на MAXIMUM"

В этой статье:

Не так просто понять, как ребенку выбрать профессию, когда в стране и в мире происходят драматические изменения. Рассказываем, как помочь подростку найти себя и выиграть борьбу за рабочее место.


Время, когда можно было делать примерно то, что делают родители и их друзья, чтобы не ошибиться с выбором, - прошло. В наши дни можно либо надеяться на удачу, либо отдавать себе отчет в том, как будет меняться мир профессий, чтобы не прогадать. Проще говоря: понимать, куда идет мир, и знать, кто ты и какой. Задача кажется как минимум сложной, но если разложить ее на составляющие, то все не так страшно.



Какие трэнды нужно знать, чтобы не промахнуться в будущем?


Многие люди говорят, что в мире сейчас происходит много неожиданного, поэтому прогнозировать изменения в профессиональном мире довольно сложно. На самом деле, неожиданного и необычного не так много для тех, кто изучал историю и более-менее понимает суть технологических изменений. А также понимает, что профессиональный мир - это не монолит, существующие в параллельных или пересекающихся вселенных социальные круги и экосистемы. У каждого из них, прежде всего, своя культура и найти себе место не так-то и сложно.


Современному подростку, который думает о том, кем быть, прежде всего нужно дать понять, что есть очень много разных возможностей и очень широкий выбор. А также помочь разобраться в себе, чтобы делать именно то, в чем ты хорош.



Правила современной профориентации


Для того, чтобы выбрать профессию в наши дни, необходимо: 

  • Делать то, что не сможет в ближайшее время сделать компьютер;
  • Помнить о том, что человек - это организм;
  • Помнить о том, что человек - это человек;
  • Разобраться в себе по самым важным моментам.

Раскроем каждый пункт поподробнее.


Делать то, что не сможет в ближайшее время сделать компьютер или робот


Современные технологии иногда кажутся непостижимыми и непредсказуемыми, однако очевидно несколько трэндов рынка труда:

  • автоматизация того, где робот дешевле человека - где робот будет меньше ошибаться, и дешевле стоить;
  • сокращение мест для некрутых специалистов, потому что крутые специалисты могут быть “практически везде” благодаря современным технологиям;
  • а вот в процессах, где нужно знать, с кого точно спросить, роботы не заменяют человека, просто чтобы был реальный ответственный за результат работы системы;

На практике это значит, что востребованы будут специалисты, которые:

  • обучают компьютеры и роботов;
  • могут передать свои знания и умения компьютерам и роботам;
  • умеют делать то, что компьютер и робот не смогут в ближайшее время.


При понимании того, что очень много современного мира крутится вокруг IT, нужно понимать, что эта сфера втягивает в себя самых разных специалистов и дает востребованные профессии гуманитариям.


Помнить о том, что человек - это организм


Как бы ни был автоматизирован и цифровизирован мир, мы все еще люди в биологическом теле. При этом люди, которые ценят качество и продолжительность жизни, а также комфорт.


Те специальности, которые работают на эти ценности, будут востребованы. Но с учетом того, чтобы не быть автоматизированными.

Например

  • районный врач, который по схеме выписывает рецепты, скоро будет не нужен за счет телемедицины и автоматизации.
  • специалист, разрабатывающий новые способы лечения - очень.


А еще организму нужно тепло, питание, жилище. Профессии, которые обеспечивают базовые потребности человека, будут нужны всегда.


У человека есть циклы жизни от рождения до смерти. Все, что связано с этими циклами от родовспоможения до похорон - неизбежно востребовано.


Помнить о том, что человек - это человек


Что останется от человека, когда машины учатся быстрее и не почти не устают?

  • Творчество - создание совершенно нового в самых разных областях;
  • Умение понять другого человека на глубоком уровне и помочь ему актуализироваться, жить в гармонии с собой;
  • Умение помочь человеку в ситуации душевной боли;
  • Умение хотеть - машина умеет только выполнять;
  • Умение придумывать, как сделать;
  • Умение помогать человеку преодолевать его страхи;
  • Умение мыслить и общаться образами, метафорами.

Помогающие специальности, которые общаются с человеком не как с функцией, а как со сложным существом, интеллект которого существенно отличается от машинного, будут востребованы.


Разобраться в себе по самым важным моментам.


Рабочие места для людей, которые просто выполняют задачи, стремительно сокращаются. В большинстве случаев надо быть лучше других, чтобы завоевать место под солнцем. Для этого необходимо знать:

  • свои сильные и слабые стороны;
  • свои оптимальные способы организовать себя и мир вокруг себя, включая рабочие процессы;
  • как тебе комфортно учиться новому;
  • что тебя мотивирует;
  • необходимые тебе условия для высокой продуктивности.

Именно так есть шанс найти востребованную работу, которую человек сможет делать действительно хорошо. И дело здесь не только в сфере деятельности, сколько в уровне мастерства и способности его постоянно развивать.


Подросток часто не знает, чем бы он хотел заниматься в жизни. И тут тоже нужно применять способы, которые подходят современным подросткам найти свое дело, даже если не знаешь, кем хочешь быть.



Мягкие или жесткие навыки? Софты или харды?


Многих волнует, нужно ли учиться наукам, банально знать школьную и вузовскую программу или достаточно просто быть коммуникативным и социальным для того, чтобы вписаться в новую реальность.

Разумеется, истина лежит посередине.

  • Без глубоких знаний в своей области сложно создавать новое - быть творческим. Опыт практической деятельности очень ценен, но без кругозора человек рискует долго и упорно изобретать велосипед или упустить действительно инновационную идею.
  • В то же самое время без социальных навыков нужно быть настолько ценным специалистом, чтобы о тебе кто-то заботился и “продвигал”. В противном случае, твои идеи не будут услышаны.

Поэтому все, что мы говорили выше максимально актуально. Нужно понимать, с какими людьми тебе по пути, что они могут тебе дать, как, чтобы ты мог реализоваться.


Нужно ли получать образование, чтобы найти себя в будущем?


Ответ на эти вопросы зависит от того, чем человек планирует заниматься. В подавляющем большинстве сфер в настоящее время уже не та ситуация, когда можно сделать бизнес на коленке, как в 90е. Профессиональный уровень вырос.


Однако критерии выбора высшего учебного заведения сейчас не просто “устойчивые знания”, а совсем другие факторы:

что вуз делает для развития студентов как специалистов;

  • какие в экосистеме вуза связи с реальным сектором;
  • какова внутренняя культура вуза - поможет ли она стать “своим” в желаемой профессиональной среде;
  • каков социальный круг других студентов - будут ли они продвигать друг друга по жизни?

На этом фоне вполне очевидно, почему динамичность и сильная экосистема вуза играет бОльшую роль, чем название программ и факультетов. С одной стороны, если подросток может пробиться сам, то вуз ему не столь принципиален. С другой стороны, какой тогда в нем смысл?


Нужно ли осваивать “профессии будущего”?


Нужно иметь в виду, что выбирая профессию нужно ориентироваться не на современную ситуацию, а на трэнды будущего. И конечно, на способности и склонности самого подростка.


Глядя в списки профессий будущего, нужно разобраться в том, на каких фундаментальных знаниях они строятся. Скажем, сити-фермерство выглядит новаторски, но без знаний, которые дают в сельскохозяйственных вузах, можно быть максимум менеджером или обслуживающим персоналом. А вот для того, чтобы написать инструкцию для обслуживающего персонала, уже нужны знания.


Красиво звучит условный лайф-коуч, но без знаний общей и клинической психологии такой специалист не сможет понять клиента и его проблемы и боли.


Профессии будущего - это важно. Но довольно часто это просто усовершенствованные профессии настоящего - это только кажется, что мир меняется стремительно. Для того, чтобы выстрелить в профессии будущего нужно иметь достойную знаниевую базу, быть обучаемым и социальным. И отталкиваться от интересов и склонностей самого подростка. Востребованы будут преимущественно сильные специалисты, а стать им без глубокой личной мотивации и любви к работе - не получится.

1683