В этой статье:
В последнее время все большее количество выпускников интересуется профессиями в сфере айти: это популярно, прибыльно и, самое главное, востребовано. Родители, замечая это, тоже не остаются в стороне. Их интересует, что включает в себя специальность айти, сможет ли ребенок ее освоить, с чего стоит начать. В статье мы это подробно рассмотрим.
Кто такой айтишник и чем занимается?
Несмотря на то, что выражение “информационные технологии” прочно вошло в повседневную жизнь, далеко не каждый с ходу ответит, какие задачи входят в профессию айтишника. Большинство скажет, что это что-то связанное с программированием, но чем именно занимается этот специалист - загадка.
Это действительно непростой вопрос. Айти - не конкретная профессия. Эта сфера объединяет множество специальностей, так или иначе связанных с работой с информацией: ее сбором хранением, обработкой и передачей. Айтишник - не просто программист. Он занимается разработкой компьютерных программ, статистикой и аналитикой, анализом данных, веб-дизайном - в его поле деятельности попадают самые разные аспекты. Но, конечно, в этой профессии не обойтись без навыков программирования.
Кому подойдет профессия в IT сфере
Не у всех школьников любимый предмет в школе - информатика, а главное хобби - программирование. Поэтому многим родителям интересно, с какими навыками и увлечениями можно попасть в айти. Например, если ребенок хорошо рисует - найдется для него место в профессии? Ответ простой: да, конечно. Если программист обладает художественными навыками, он может заниматься дизайном сайтов или приложений. Школьники-гуманитарии имеют возможность попробовать себя в IT-копирайтинге или рекламе. Ребята, которым интересно играть в игры и просто работать с компьютером, разбираться в “навороченных” приложениях, то они могут научиться разрабатывать их сами.
С какого возраста лучше начинать обучение программированию
Чтобы познакомить ребенка с работой программиста, не обязательно ждать, когда он станет старшеклассником и на уроках информатики начнет знакомиться с компьютерными программами. Большинство развивающих курсов разработано для детей младшего возраста - начиная с 8 лет. Это связано с тем, что в именно в таком возрасте дети легко усваивают новую информацию и отрабатывают нужные навыки. Более того, если родители хотят, чтобы дети начали изучать программирование раньше, у них есть такая возможность: некоторые курсы предусматривают программу для самых маленьких - детей 4-5 лет.
Как научить ребенка программированию
Если ребенок решил, что ему интересна сфера айти, родители хотят ему помочь и задаются вопросом: с чего начать? Область информационных технологий довольно обширна, нелегко понять, чему нужно обучать детей конкретного возраста. Само по себе программирование начинается с изучения специальных компьютерных языков. Они бывают разных уровней сложности, однако существуют базовые языки программирования, которые подходят для изучения школьникам: Scratch, Python, Pascal и C++. С некоторыми из них учащиеся знакомятся на уроках информатики. Есть и более сложные языки, которым обучаются уже на продвинутом уровне, например, Java и Java Script. В школе с ними обычно не работают, однако некоторые старшеклассники решают освоить их самостоятельно.
Но восьмилетний школьник (и, тем более, ребенок четырех-пяти лет) еще не готов самостоятельно писать программы. Поэтому малышам стоит начать с компьютерных игр с элементами программирования или чтения познавательно-развлекательных журналов по соответствующей теме - сейчас их найти несложно.
Однако пятерка по информатике, занятия с репетиторами или на онлайн-курсах - это еще не все. Чтобы погрузиться в профессию айти, нужно постоянно быть “в теме”, практиковаться, совершенствоваться. Многие вузы и даже престижные компании предлагают школьникам принять участие в олимпиадах. Некоторые летние лагеря устраивают профильные смены, посвященные информационным технологиям. Участие в таких мероприятиях позволит ребенку раскрыть творческий потенциал, проявить себя, сделать что-то новое.
Еще одно неочевидное, но очень важное дело, которое придется освоить - это иностранный язык, преимущественно, конечно, английский. Дело в том, что не все учебные курсы по айти переведены на русский язык, поэтому, чтобы преуспеть в профессии, придется учиться на языке оригинала.
Помогает ли олимпиадное программирование карьере?
Олимпиадное программирование и промышленное - то есть то, которое нужно для реальной работы - это разные истории. Занятия олимпиадным программированием помогают развитию интеллекта, а достижения в этой сфере способствуют трудоустройству, но не все так однозначно.
Если ребенок не успешен в олимпиадном программировании, это совершенно ничего не говорит о его будущих карьерных перспективах и заработке. Олимпиадные программисты решают учебные задачи, а в реальности ценятся совсем другие умения и навыки: от умения найти контакт с коллегами-непрограммистами, умение придумывать решения, удобные пользователю. Всему этому олимпиадных программистов не учат.
С другой стороны, победители олимпиадных конкурсов имеют льготы для поступления в топовые вузы, их достижения помогают пройти безболезненно первые туры собеседований во многие компании. Так что успехи в олимпиадном программировании, конечно, не повредят.
В целом, олимпиадное программирование больше помогает заниматься Computer Science, нежели пойти в реальную компанию и разрабатывать приложения для людей или делать удобные и полезные сайты. Также успешные олимпиадники по информатике чаще намного лучше решают более сложные задачи в сфере айти, чем те, кто просто научился писать код.
Соответственно, если ребенок увлечен кружком или занятиями по программированию, хотя и не показывает олимпиадных достижений, не стоит расстраиваться и думать, что что-то идет не так. Специальностей в этой сфере очень много и важно найти то, что хорошо удается.
Как выбрать ВУЗ и на какие дисциплины в школе делать упор
Многие технические вузы принимают абитуриентов на направления “Информатика”, “Программирование”, “Информационные технологии”, “Инноватика”. Все эти специальности так или иначе связаны с айти, однако дают об этой области слишком широкое представление. Чтобы получить конкретную профессию, подростку стоит обратить внимание на онлайн-курсы по различным областям - разработке, веб-дизайну, анализу данных или еще чему-то. Учиться на таких курсах можно и без профильного образования - в качестве профессиональной переподготовки.
Советы родителям
Конечно, родителям хочется помочь подростку в его начинании. Важно сделать это мягко, ненавязчиво, чтобы поддержать мотивацию.
- Не заставлять ребенка насильно идти на обучение айти - это должен быть его собственный выбор.
- Показать связь между его увлечениями и информационными технологиями. Пусть подросток увидит, что его способностям найдется применение в айти.
- Позволить ребенку совершать ошибки.
- Помочь ему сохранить здоровье. Длительная работа за компьютером может привести к проблемам с глазами и опорно-двигательным аппаратом, поэтому важно напоминать ребенку делать перерывы, чтобы отдохнуть и размяться.