В этой статье:
Сейчас у детей есть доступ к огромному количеству информации. Имея смартфон с доступом в интернет, ребенок может столкнуться с чем угодно. Как говорить о таких сложных и, кажется, неизбежных вещах?
Что можно считать взрослым контентом?
Для начала уточним, что контентом считается любое содержание сайта, медиа, фильма, книги в цифровом формате. А так как наши дети порой лучше разбираются в новинках технологий, проследить, какой контент они встречают, бывает сложно.
Мы все тратим часы на изучение контента в интернете, просмотр фильмов, чтение книг и компьютерные игры. Эти категории имеют возрастной ценз, который основан на системе рейтингов, с минимальным возрастом для потребления.
Эта классификация была введена после вступления в силу федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Сейчас существует 5 категорий информационной продукции:
- «0+»
- «6+»
- «12+»
- «16+»
- «18+»
Ко взрослому контенту (18+) относятся сцены физического и психологического насилия, яркие кадры, физической близости, ненормативная лексика, описание смерти, пьянства, наркомании, курения, разгульного образа жизни и нетрадиционных отношений.
Сами темы могут встретиться в любом возрасте, контролируется именно их интенсивность. Уже с ценза 12+ появляются сцены заболеваний, сцены ненасильственной смерти. 16+ могут включать в себя сцены жестокости и насилия, информация о наркотических средствах или о психотропных веществах, отдельные бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
Интересно, что произведение И. С. Тургенева «Муму», которое читают в 5 классе, могло бы иметь возрастное ограничение 16+ из-за сцен жестокости и насилия. Словом, не самый безопасный контент, но под чутким руководством может оказаться образовательным материалом.
Как обезопасить детей от взрослого контента?
Без помощи взрослого детям сложно ориентироваться в тех возможностях, которые у них есть. Они могут случайно наткнуться на подобный контент в социальных сетях, а там иногда пренебрегают возрастным цензом. В таком случае есть смысл включить безопасный поиск на всех устройствах и приложениях, до которых может «дотянуться» ребенок. Конечно, дети постарше могут выяснить в интернете, как отключить этот безопасный поиск или родительский контроль, но это не так просто.
Читайте также: Родительский контроль: когда он необходим?
Но кто-то из одноклассников или сверстников может показать что-то на своем телефоне, какой бы родительский контроль вы ни ставили. Здесь, к сожалению, никакая защита от детей не сработает.
До 9–12 лет ребенок, как правило, прислушивается к мнению родителей. У взрослых до конца начальной школы есть возможность контролировать большую часть информации, получаемую ребенком извне. Кроме того, дети ограничены школой, где они взаимодействуют внутри класса и на каких-то кружках или продленке. Обычно они под присмотром взрослых почти весь день.
Как разговаривать с подростками про взрослый контент?
- Называйте вещи своими именами
Такова реальность, подросток все равно узнает что-то раньше времени. Помнить, что ваша цель — не уберечь его от всего «страшного и неприятного» в этом мире (ведь он все равно в какой-то момент узнает), а научить правильно оценивать информацию. С подростками родительский контроль, безопасный поиск и защита от детей могут и не сработать, а вот развитие критического мышления даст свои плоды.
Читайте также: Гаджеты и соцсети подростка: стоит ли контролировать?
- Не делайте из этих тем табу
Из спокойного и уверенного состояния говорить о любом контенте. Не бояться, а открыто и честно говорить. Если вы реагируете слишком бурно и эмоционально, то этим вы показываете, что для вас эта тема сложная для обсуждения. Чтобы не было как в популярных шутках о том, как неловко сидят дети и взрослые, когда в кино начинается какая-то взрослая сцена.
- Заставьте сомневаться
С помощью вопросов помогать подростку осознанно относиться к выбору контента в интернете. Например, можно задавать вопросы:
- зачем он это смотрит
- как это к нему попало впервые
- смог бы он это смотреть с мамой или учителем или это что-то стыдное
- есть ли в этом что-то полезное
- как меняется его состояние после просмотра сцен насилия
- не стал ли он просто чьим-то способом заработать денег на его шоке.
- Пошутите, если можете
Важно говорить твердо, но показать, что вы можете пошутить об этом. Можете вместе начать замечать возрастные ограничения на книгах и фильмах или пытаться их угадать.
Ваш козырь здесь — жизненный опыт, потому что вы сможете рассказать, как на самом деле ощущается какая-то взрослая сцена: это в фильме герой — крутой бессмертный мафиози, а в жизни преступники выглядят немного иначе, например, в песнях какой-нибудь исполнитель может быть очень смел в использовании мата и это выглядит «круто», но в жизни люди, которые не могут связать два слова, вызывают вовсе не уважение. Этот колоссальный разрыв ожидание/реальность может стать поводом для шуток.
Ваша главная задача — быть рядом и научить ориентироваться в контенте, который ваш ребенок потребляет. Родительский контроль можно отключить, но внутренняя опора и критическое мышление, которые вы разовьете в ребенке, останутся с ним навсегда.